Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-810/2017 от 19.10.2017

Мировой судья Нуриева А.В. 12А-810/2017-12

Судебный участок №4 г. Петрозаводска

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петрозаводск 26 октября 2017 года

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретаре Мельгиной И.А., рассмотрев жалобу ОГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску на постановление мирового судьи судебного участка №4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 27 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Петрозаводского городского округа, ИНН 1001040505, дата регистрации 23.12.1993г., юридический адрес: г. Петрозаводск, пр. Ленина, д.2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 27 сентября 2017 года на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях в Администрация Петрозаводского городского округа состава административного правонарушения.

В жалобе инспектором ДН ОДИ ОГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску Борисовым С.В. выражается несогласие с судебным постановлением и ставится вопрос о его отмене ввиду необоснованности выводов мирового судьи о необходимости применения к спорным правоотношениям требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку на органы ГИБДД возложены полномочия повседневной надзорной деятельности за дорожным движением, в том числе в целях получения информации о выполнении представлений о проведении мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, что не требует взаимодействия с юридическим лицом.

Представитель административного органа и представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Частью 27 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с положениями ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Требования ч.1 ст.1.6 КоАП РФ предписывают, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Из толкования ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ в их системной взаимосвязи следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, установление наличия события административного правонарушения, виновности лица в совершении административного правонарушения и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно протоколу об административном правонарушении Администрации Петрозаводского городского округа инкриминировалось невыполнение в срок до 03.08.2017 предписании ОГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску №183 от 03.07.2017 о необходимости выполнения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на проезжих частях ул. Черняховского, ул. Мичуринской от пересечения с ул. Ватутина до ул. Черняховского в г. Петрозаводске.

Предписание было получено Администрацией Петрозаводского городского округа 03.07.2017, однако в установленные сроки не исполнено.

Поводом для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, послужил рапорт инспектора ДН ОДИ ОГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску ФИО1 от 16.08.2017 о результатах по надзору за дорожным движением в соответствии с Административным регламентом (утв. Приказом МВД России №380 от 30.03.2015).

Действия привлекаемого юридического лица квалифицированы по ч.27 ст.19.5 КоАП РФ.

Рассмотрев составленный по делу протокол об административном правонарушении и представленные письменные материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Администрации Петрозаводского городского округа состава инкриминируемого правонарушения и прекратил производство на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В обоснование своих выводов мировой судья сослался на положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации", нормы которого в отношении Администрации Петрозаводского городского округа не были соблюдены, что влечет за собой недопустимость собранных доказательств.

Правильность и обоснованность выводов мирового судьи сомнений не вызывает по следующим основаниям.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно пункту 10 части 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе, федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4-8 настоящей статьи.

Пунктами 4-6 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013, установлено, что должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный надзор, при проведении плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пользуются правами, установленными Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15-18 Федерального закона № 294-ФЗ, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9-13 и 14 Федерального закона № 294-ФЗ, а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на органы внутренних дел для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон №294-ФЗ к правоотношениям по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения применяется с особенностями, установленными ст.30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Абзацем первым пункта 6 статьи 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено основание для проведения внеплановой проверки - истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

В силу изложенного проверка исполнения ранее выданного предписания отнесена к внеплановой проверке, а не к мероприятиям по надзору за дорожным движением в рамках повседневного надзора.

Ввиду адресного и именного характера предписания, проверка его исполнения требует осуществления контроля со стороны административного органа по установленным срокам устранения выявленных недостатков и обязательного взаимодействия с юридическим лицом на предмет выяснения причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

Орган местного самоуправления, даже будучи зарегистрированным в качестве юридического лица, в то же время имеет отличную от хозяйствующих субъектов - участников гражданского оборота правовую природу и выполняет общегосударственную функцию по решению вопросов местного значения. Орган местного самоуправления, являясь участником гражданско-правовых отношений, осуществляет хозяйственную деятельность постольку, поскольку это соответствует целям развития местного самоуправления на соответствующей территории исходя из интересов населения. Именно поэтому процедура осуществления государственного контроля (надзора) в отношении органа местного самоуправления регламентирована прежде всего положениями Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральным законом от 21.12.2013 года № 370-ФЗ, подлежащим применению с 01 января 2014 года, статья 77 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации" была дополнена частью 2.6, согласно которой внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Вместе с тем, хотя ч.2.6 ст.77 Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривает такого основания для проведения внеплановой проверки в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, как проверка исполнения ранее выданного предписания, учитывая позиции, содержащиеся в постановлениях Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 № 5-П и от 17.02.2015 № 2-П не исключается проведение после первоначальной проверки, по итогам которой были выявлены нарушения законов, проверки их устранения, поскольку при ином подходе, предполагающем оставление вопроса о выполнении органом местного самоуправления мер по устранению ранее выявленных нарушений, на необходимость устранения которых указано в ранее выданном предписании, ставилась бы под сомнение эффективность какого-либо надзора как такового, исключалась бы возможность контроля за деятельностью надзорного органа, проводившего первоначальную проверку, вышестоящим органом.

Таким образом, проверка исполнения предписанных Администрации Петрозаводского городского округа должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску требований об устранении выявленных нарушений содержания дорожной сети должна была осуществляться в рамках внеплановой проверки юридического лица с учетом требований, установленных п.2.6 ст.77 Федеральным законом №131-ФЗ, однако данные положения соблюдены не были.

Материалы дела не содержат распоряжения о проведении внеплановой проверки исполнения выданного предписания, сведений о том, что проверочные мероприятия были согласованы с органами прокуратуры, в деле также не имеется.

Выводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, о неисполнении требований предписания основаны лишь на рапорте сотрудника ГИБДД по результатам дорожного надзора и акте от 15.08.2017 о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 части 2 названной статьи Федерального закона №294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок относится проведение внеплановой проверки в отсутствие на то законных оснований.

Системный анализ федерального законодательства и установленные по делу обстоятельства не позволяют использовать представленный административным органом протокол об административном правонарушении в качестве допустимого доказательства, что является основанием для прекращения производства по делу ввиду отсутствия в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.

Судебное разбирательство по делу проведено с соблюдением процессуальных требований, позиция административного органа получила надлежащую оценку мирового судьи в итоговом судебном акте.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы судья находит не убедительными и приходит к выводу, что оспариваемое судебное постановление является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 27 сентября 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Петрозаводского городского округа оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Р.Ю. Парамонов

12-810/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Администрация ПГО
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Парамонов Роман Юрьевич
Статьи

КоАП: ст. 19.5 ч.27

Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
19.10.2017Материалы переданы в производство судье
26.10.2017Судебное заседание
30.10.2017Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
31.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее