РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июня 2017 года Железнодорожный суд г.Самары
В составе: председательствующего судьи Бойко Л.А. при секретаре Божко Ю.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Зубарева А.А. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Администрации г.о.Самара о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, понуждении к направлению проекта договора купли-продажи, суд
УСТАНОВИЛ
Зубарев А.А. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа Администрации г.о.Самара в предоставлении ему земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, обязании Администрацию г.о.Самара в лице Департамента управления имуществом г.о.Самара направить ему в 10 дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи земельного участка №, расположенного по адресу <адрес>, ссылаясь на следующее. Он является собственником нежилого здания, используемого под продуктовый магазин, по адресу: <адрес>. 5.09.2016г. он обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самара через Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о выкупе в собственность земельного участка кадастровый №, площадью 288 кв.м, расположенного под принадлежащим ему зданием. Сообщением от 16.12.2016г.№ ему отказано предоставлении земельного, поскольку часть объекта принадлежит территории общего пользования. Полагает решение незаконным, т.к. здание построено в 60-х годах, и занимает практически весь испрашиваемый участок Участок сформирован на основании заявления ООО <данные изъяты>Постановлением Главы г.Самары от 29.12.2005г. №, утвержден проект границ участка. Согласно кадастровому паспорту земельный участок поставлен на кадастровый учет, его границы определены, обременений в виде территорий общего пользования нет. Постановлением Администрации г.Самара от 14.12.1992г. № испрашиваемый земельный участок предоставлен ТОО <данные изъяты> на праве постоянного пользования. Земельный участок сформирован более 50 лет назад. Указанная Департаментом градостроительства г.о.Самара в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара информация о наличии на земельном участке красных линий, которая проходит непосредственно под зданием, является недостоверной, и не может ограничивать его права на приобретение земельного участка.
В судебном заседании представители истца Маликов В.А. и Зубарева Л.И., заявленные требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Требования уточнили и просили суд признать незаконным Постановление Администрации г.о.Самара № от 06.03.2017г. об отказе в предоставлении ему земельного участка, расположенного по адресу <адрес> собственность за плату. Дополнили, что ранее были удовлетворены аналогичные требования по соседним участкам.
Представитель ответчика Администрации г.о.Самара Краснопевцева Т.Н. в удовлетворении иска просила отказать, по основаниям, указанным в Постановлении Администрации г.о.Самара и отзыве на иск /л.д. 88-92/. Часть испрашиваемого земельного участка отнесена к территории общего пользования действующим Генеральным планом г.о.Самары, утвержденным решением Думы г.о.Самары от 20.03.2008 года. Действия Администрации являются законными. Суд не является уполномоченным органом по принятию решения о возможности подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, полагает, что заявленные требования должны быть рассмотрены в порядке КАС РФ.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара Шалыгина Е.К. в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям, изложенным представителем Администрации г.о.Самара.
В судебное заседание третье лицо представитель Министерства строительства Самарской области в суд не явился
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Из положений пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
В силу п.1 ст. 39.20. ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для реализации указанного права заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Законом Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара с 01.03.2015 отнесено к компетенции Администрации городского округа Самара.
Как установлено в судебном заседании Зубарев А.А. является собственником нежилого здания- магазина, общей площадью 81,3 кв.м, лит Аа, по адресу <адрес> Право собственности зарегистрировано в ЕГРП 20.12.2014г.Запись №./л.д.11, 36/. Данное здание Зубарев А.А. приобрел у ООО <данные изъяты> по договору купли-продажи от 15.12.2014г. л.д. 39. Принадлежащее истцу нежилое здание магазина расположено на земельном участке общей площадью 288 кв. м (л.д.15), земельный участок поставлен на кадастровый учет л.д. 12-.14
На основании Постановления Администрации г.Самара от 14 декабря 1992г. № ТсОО <данные изъяты> в постоянное пользование был предоставлен фактически занимаемый земельный участок магазином № по адресу <адрес> площадью 0,0249 га, выдано свидетельство № от 15.12.1992г. л.д. 61..
Согласно плана границ земельного участка, выполненного 14.08.2001г. площадь земельного участка составляет 288 кв.м., границы установлены, о чем имеется акт л.д. 24-25. Постановлением Главы г.о.Самара от 29.12.2005г. № «Об утверждении проектов границ земельных участков и предоставлении ООО <данные изъяты> в аренду земельных участков» был предоставлен земельный участок площадью 157,78 кв.м. используемый под магазин и прилегающей территорией площадью 130,23 кв.м. В пределах красных линий не возводить новых капитальных строений и сооружений. Л.д. 26-27. ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом г.о.Самара и ООО <данные изъяты> был заключен договор аренды № вышеуказанного земельного участка л.д. 28-29. Право собственности на указанный земельный участок не за кем не зарегистрировано л.д. 35.
В соответствии с п.1 ст.35 ЗК РФ, п.1 ст.552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Таким образом, судом установлено, что с 1992 года земельный участок на законном основании находился в пользовании (сначала в бессрочном, затем на праве аренды) у собственника нежилого здания ТОО (ООО) <данные изъяты> и Зубарева А.А., которому право пользования земельным участком перешло с переходом к нему права собственности на нежилое здание, расположенное на участке.
5.09.2016г. Зубарев А.А. обратился к Главе администрации г.о.Самара с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп, без проведения торгов земельного участка, государственная площадь на который не разграничена, с кадастровым номером № площадью 288,00 кв.м по адресу: <адрес> (л.д.68-70).
Постановлением Главы администрации г.о.Самара от 06.03.2017г. № в предоставлении земельного участка было отказано. Основанием для отказа указаны п. 6 ст. 39.16, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, пп. 6 п. 2.14 Административного регламента, а именно принадлежность части земельного участка к территории общего пользования (л.д.49-50).
Подпунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, небрежными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из представленной Департаментом градостроительства г.о.Самара сведений из ИСОГД г.о.Самара (л.д.61-64) следует, что спорный земельный участок расположен в зоне предприятий и складов У-1У классов вредности (санитарно-защитные зоны – до 100м) (ПК-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61. Земельный участок принадлежит к территории общего пользования.
Однако, на основании сведений кадастрового учета и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, установлено, что какие-либо ограничения на испрашиваемый земельный участок, не зарегистрированы. В том числе отсутствуют данные о решениях об ограничении в обороте либо об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Пункт 12 статьи 1 ГрК РФ относит к территориям общего пользования территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды). Из смысла указанной нормы следует, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Судом установлено, что спорный земельный участок длительное время, с 1960 года (с момента строительства, использовался только собственниками нежилого здания: муниципальными органами, ТсОО (ООО) <данные изъяты>, Зубаревым А.А. и не соответствует определению территории общего пользования, поскольку каких-либо объектов общего пользования на участке не имеется. Земельный участок занят непосредственно зданием и территорией, необходимой для его использования./ прилегающей территории/.
Границы спорного земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое здание, уже были сформированы на момент территориального планирования. Установление красных линий по границам сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков нормами действующего земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено.
Преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, в том числе отношений собственности в земельной сфере, не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 ГК РФ общему (основному) принципу действия закона во времени, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1 часть 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" не содержит положения о распространении Правил на отношения по образованию земельных участков, процедура выдела которых была инициирована до его вступления в силу.
Напротив, статьей 6 Постановления Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 (ред. от 20.12.2016) "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" определено, что объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами, за исключением тех, существование и использование которых опасны для жизни и здоровья человека, окружающей среды, памятника истории и культуры.
Право собственности на нежилое здание по адресу: <адрес> возникло у правопредшественника Зубарева А.А. – ТсОО (ООО) «Улыбка» - в 1992 году, /л.д. 21/ т.е. до введения в действие Земельного кодекса РФ, а спорный земельный участок был предоставлен в бессрочное пользование, а затем в аренду и использовался еще до утверждения Правил застройки и Генерального плана развития <адрес>, в связи с чем, земельный участок может существовать и использоваться без его приведения в соответствие с Правилами.
По изложенным выше основания отклоняются судом и доводы ответчиков о том, что здание магазина находится в территориальной зоне ПК-1.
Положения пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закрепляют принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Подпунктом 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.
Выше приведенные требования закона, устанавливают, что защита интересов общества и государства должна осуществляться в рамках законодательных гарантий, так, чтобы публичное право обеспечивало реализацию частного права, гарантии прав граждан и юридических лиц на землю, реализацию в земельных отношениях конституционно значимых начал гражданского законодательства, в том числе его дозволительной направленности и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (статья 1 ГК РФ), и тем самым - обеспечение баланса публичных и частных интересов.
С учетом установленных обстоятельств, и в силу указанных норм права, суд полагает, что у Зубарева А.А. возникло право на приобретение в собственность за выкуп земельного участка по адресу: <адрес>. на котором расположено принадлежащее ему нежилое здание, в связи с чем его требования об обязании Администрации г.о.Самара направить проект договора купли-продажи земельного участка в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу являются законными и подлежат удовлетворению.
Иное противоречит принципам гражданского и земельного права, повлечет явное нарушение баланса публичных и частных интересов, приведет к нестабильности участников гражданского оборота, добросовестно использующих свои права.
Разрешая требования о признании незаконным Постановления Администрации г.о.Самара от 06.03.2017г. № об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, суд руководствуется следующим.
Пунктом 2 постановления Администрации г.о. Самара от 10.05.2016 N 563 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" обязанность по подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов дополнительных соглашений к указанным договорам, а также проектов распорядительных актов Администрации городского округа Самара об отказе в заключении договоров купли-продажи земельных участков, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, возложена на Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно статье 28 Устава городского округа Самара Департамент градостроительства г.о. Самара является органом местного самоуправления г.о. Самара, наделяемый данным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, в том числе по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, содержащей сведения о земельных участках. При этом Администрация г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара доступ к ИСОГД не имеет, полномочиями по осуществлению контроля за достоверностью, содержащихся в ней сведений, не наделена.
Судом установлено, что в целях принятия решения по заявлению Зубарева А.А. Департаментом управления имуществом г.о. Самара направлен запрос в Департамент градостроительства г.о. Самара для получения сведений о наличии в отношении испрашиваемого земельного участка критериев ограничения оборотоспособности, установленных пп.13, 14 п.5, п.8 ст.27, п.12 ст.85 ЗК РФ.
По информации Департамента градостроительства г.о.Самара, полученной Департаментом управления имуществом г.о. Самара, большая часть испрашиваемого земельного участка принадлежит к территории общего пользования.
Принимая во внимание информацию, предоставленную Департаментом градостроительства г.о. Самары, Администрация г.о. Самара в соответствии п. 6 ст. 39.16, п. 12 ст. 85 ЗК РФ приняла решение об отказе Зубареву А.А. в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, поскольку при указанных обстоятельствах, учитывая установленный порядок рассмотрения обращений о предоставлении земельных участков, и порядок сбора необходимой информации, иное решение принято быть не могло, в связи с чем основания для удовлетворения требований в части признания Постановления Администрации г.о.Самара от 06.03.2017. № 116незаконным отсутствуют.
Вместе с тем, эти же обстоятельства и являются основанием для удовлетворения требований истца об обязании администрации направить Зубареву А.А. проект договора, вопреки их доводам о том, что заключение договора является правом администрации, и суд не вправе их обязывать направить проект договора купли-продажи земельного участка, поскольку в данном случае судом установлены обстоятельства, в силу которых во внесудебном порядке защита прав истца невозможна, поскольку всякий раз при рассмотрении обращения Зубарева А.А., будут представляться сведения о расположении данного участка в границах красных линий, что будет приводить к принятию аналогичных решений, без учета выше приведенных требований закона, в частности, статьи 6 Постановления Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре".
В соответствии с п.1 ст.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления после прохождения процедуры публичных слушаний.
Аналогичным образом решаются вопросы внесения изменений в правила землепользования и застройки (п.1 ст.33 ГрК РФ). Правил застройки и землепользования в городе Самаре утверждены Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61. Данное Постановление истцом не оспорено, незаконным не признано. С заявлением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара Зубарев А.А. не обращался, а следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, поскольку действия Департамента градостроительства г.о.Самара являются законными, т.к. содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара сведения об отнесении части испрашиваемого истцом земельного участка к территории общего пользования, соответствует действующим Правила застройки и землепользования.
Доводы ответчиков о том, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства суд находит несостоятельными. Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В этой связи истец обоснованно обратился в суд в исковом порядке, поскольку разрешение заявленных требований порождает возникновение прав на земельный участок.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Зубарева А. А.овича удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.о.Самара направить Зубареву А. А.овичу в 10 дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи земельного участка №, расположенного по адресу <адрес>.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение суда в окончательной форме принято 8 июня 2017года
Решение суда может быть обжаловано в Самарский Облсуд через Железнодорожный суд г.Самары апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ Бойко Л.А.