УИД 24RS0032-01-2019-005453-19
Дело № 2-1425/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 29 октября 2020 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бойко И.А.,
с участием истца Ломакиной Н.Н.,
при секретаре Поляковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ломакиной Надежды Николаевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным формирование земельного участка под многоквартирным домом, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ломакина Н.Н. первоначально обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в котором просила признать формирование земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, незаконным. Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска снять участок с кадастрового учета в этих границах, и поставить на кадастровый учет в новых границах.
Требования мотивированы тем, что истец Ломакина Н.Н. является собственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2014г. Многоквартирный дом (далее МКД) № 39 по ул. Московской в г. Красноярске расположен на земельном участке с кадастровым номером №, который был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 21.03.2009г. общей площадью 16 798 кв.м. На земельном участке с кадастровым номером № расположены четыре МКД – <адрес>. С формированием единого земельного участка под вышеуказанными многоквартирными домами истец не согласна, поскольку каждый многоквартирный дом является самостоятельным объектом недвижимости со своим обособленным комплексом общего имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме, в который включается и земельный участок под многоквартирным домом с элементами благоустройства, а его формирование ответчиком выполнено с нарушением закона, что нарушает права и законные интересы истца, как собственника жилого помещения <адрес>.
В ходе рассмотрения дела истец Ломакина Н.Н. уточнила исковые требования, указав, что сформирован единый земельный участок на четыре МКД, которые находятся в управлении разных управляющих компаниях. Работы по благоустройству придомовой территории планировать и проводить затруднительно, в связи с тем, что необходимо проводить общие собрания собственников, касающихся вопросов благоустройства обшей территории, сразу четырех МКД. Выделение земельного участка отдельно для многоквартирного <адрес> будет способствовать упрощению управления МКД. С учетом уточнения исковых требований истец Ломакина Н.Н. просила признать незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выделить земельный участок для многоквартирного дома <адрес>.
Истец Ломакина Н.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Чигжит-Оол А.С. (доверенность от 10.01.2020) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление в котором указал, что согласно выписке из ЕГРН от 10.07.2020г. МКД № 39 по ул. Московской расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Участок образован и 21.03.2009г. поставлен на государственный кадастровый учет в рамках муниципального контракта по исполнение постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Учитывая, что органы местного самоуправления городского округа осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа (ст. 11 Земельного кодекса РФ, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»), основания для организации повторных кадастровых работ по образованию земельного участка под МКД <адрес>, у органа местного самоуправления отсутствуют. Образование земельного участка под МКД <адрес>, возможно при условии образования земельного участка путем раздела существующего участка с кадастровым номером: №.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора представитель Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Булак А.Л., Лихач А.А. (председатель Совета <адрес>) в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора администрация Ленинского района г. Красноярска, Гайдук А.С. (председатель Совета <адрес>), Гоман Б.Б. (председатель Совета дома <адрес>) в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, заявлений и возражений относительно иска не поступало.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ регламентированы вопросы права собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, указанная норма предусматривает, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ч. 1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
На основании п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч.2 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст.16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
На основании п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия документации по планировке территорий, проектной документации, а также результатов инженерных изысканий, работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, и объектов капитального строительства, построенных, реконструированных, отремонтированных, требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 43 Градостроительного кодекс Российской Федерации, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец Ломакина Н.Н. является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 01.09.2014г. (л.д. 7)
21.03.2009г. в рамках муниципального контракта во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. №491, в соответствии со ст.16 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 16798 кв.м. с кадастровым номером № под многоквартирным домом <адрес>, а также под многоквартирными домами, расположенными по адресу <адрес>
04.09.2019г. истец Ломакина Н.Н. обратилась в администрацию Ленинского района г. Красноярска с заявлением о предоставлении информации принадлежности придомовой территории по <адрес>, и возможности установления шлагбаума на придомовой территории (л.д. 109).
03.10.2019г. администрацией Ленинского района г. Красноярска дан ответ, со ссылкой на ст. 36 ЖК РФ, которой установлено, что данное решение принимается не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Поскольку земельный участок под МКД по <адрес> отнесен к общему имуществу собственником помещений во всех вышеуказанных домах, решение об установке заградительного устройства должно быть принято с участием собственников помещений во всех указанных домах (л.д. 108).
29.09.2019г. истец Ломакина Н.Н. обратилась в Управление Архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении информации принадлежности придомовой территории по <адрес>, и возможности ограничения въезда на придомовую территорию автомобильного транспорта (л.д. 111).
21.10.2019г. Управлением Архитектуры администрации г. Красноярска дан ответ, что по информации Управления Росреестра по Красноярскому краю многоквартирные жилые дома по адресам: <адрес>, расположены в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером №. Для того, чтобы установить ограждения на земельном участке принадлежащем дому, необходимо провести собрание собственников согласно установленной процедуре, где за установку ограждений должно проголосовать 2/3 от общего количества голосов сродственников в МКД. Если на земельном участке располагается не один, а несколько МКД, собрание необходимо провести в каждом из них (л.д. 110).
31.10.2019г. истец Ломакина Н.Н. повторно обратилась в администрацию Ленинского района г. Красноярска с заявлением о предоставлении информации принадлежности земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 107).
02.12.2019г. Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по результатам обращения Ломакиной Н.Н. перенаправленного из администрации Ленинского района в г. Красноярске дан ответ, что информации о передаче земельного участка из собственности ФГУП «Красмашзавод» в муниципальную собственность в департаменте отсутствует. Согласно данным единой муниципальной геоинформационнной системы земельный участок с кадастровым номером № был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 21.03.2009г. из земель неразграниченной государственной собственности в рамках постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491. На основании изложенного, земельный участок с кадастровым номером № в силу п. 5 ст. 16 Федерального закон от 29.12.20г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с момента его формирования перешел в общую долевую собственность собственников помещений МКД № 39 и 41 по ул. Московской, № 1 по ул. Чайковского и № 35 по пр. им. газеты Красноярский рабочий (л.д. 106).
10.06.2020г. истец Ломакина Н.Н. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о выделении земельного участка с придомовой территорией для многоквартирного дома <адрес> (л.д. 101).
14.07.2020г. Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по результатам обращения дан ответ, что согласно выписке из ЕГРН от 10.07.2020г. МКД № 39 по ул. Московской расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 16 798 кв.м., по адресу: <адрес> Участок образован и 21.03.2009г. поставлен на государственный кадастровый учет в рамках муниципального контракта по исполнение постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Учитывая, что органы местного самоуправления городского округа осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа (ст. 11 Земельного кодекса РФ, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»), основания для организации повторных кадастровых работ по образованию земельного участка под МКД по <адрес>, у органа местного самоуправления отсутствуют. Образование земельного участка под МКД <адрес> возможно при условии образования земельного участка путем раздела существующего участка с кадастровым номером: №. (л.д. 102).
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> № 1/20 от 02.10.2020г. принято решение о наделении Ломакиной Н.Н. представлять интересы собственников помещений МКД <адрес> в государственных и негосударственных учреждениях, судебных инстанциях по вопросам, связанным с защитой нарушенных прав и интересов собственников помещений МКД.
Из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 10.09.2008г. следует, что участок расположен в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>. Установлена категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый четырьмя многоэтажными многоквартирными жилыми домами. Площадь участка: 16 798 кв.м., в том числе 5 251 кв.м. охранная зона инженерных сетей (л.д. 35-37).
Испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 21.03.2009г., ему присвоен кадастровый номер № (л.д. 38).
Как следует из материалов дела, при обработке заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка была допущена техническая ошибка. Протоколом выявления технической ошибки от 25.11.2011г. по земельному участку с кадастровым номером № внесены сведения о праве общей долевой собственности, изменен «временный» статус кадастровых сведений на «учтенный» (л.д. 40).
Таким образом, указанный земельный участок был сформирован и учтен в ГКН как ранее учтенный объект недвижимости площадью 16 798 кв.м.
Исходя из схемы расположения земельного участка, утвержденной Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 25.12.2008г., следует что на земельном участке площадью 16 798 кв.м. расположено четыре многоквартирных жилых дома: <адрес> (л.д. 37 оборот).
Все вышеуказанные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что границы земельного участка под многоквартирным домом № 39 ул. Московской в г. Красноярске были установлены без учета фактического использования территории, без определения площади, необходимой для использования каждого многоквартирного жилого дома. Сформированный земельный участок в оспариваемых границах нарушает права истца и права собственников многоквартирного дома, на получение земельного участка в порядке и размерах, установленных законом, и площадью, достаточной для обслуживания многоквартирного жилого дома, лишает истца права на защиту от незаконных действий третьих лиц, в случае использования ими прилегающей к дому территории, которая фактически должна находиться в долевой собственности собственников помещений в каждом многоквартирном доме.
Таким образом, буквальное толкование вышеприведенных норм указывает на то, что они предусматривают возникновение права общей долевой собственности (как на общее имущество в многоквартирном доме, так и на земельный участок, на котором расположен дом) только собственников помещений одного многоквартирного дома, и не предусматривают возникновение такого права на указанные объекты у собственников помещений нескольких многоквартирных домов.
Следовательно, законом предусмотрена необходимость формирования земельного участка под каждым многоквартирным домом в отдельности.
При таких обстоятельствах, нельзя признать законным формирование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ломакиной Надежды Николаевны, удовлетворить.
Признать незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выделить земельный участок с придомовой территорией для многоквартирного дома <адрес>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца через Ленинский районный суд г. Красноярска, со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Дата составления мотивированного решения суда 05.11.2020г.
Судья И.А. Бойко