№ 2-37/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2013 года пос. Игра Удмуртская Республика
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Старковой Т.М.,
с участием помощника прокурора Игринского района УР Шестаковой Т.В.,
при секретаре Исуповой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Игринского района УР в интересах С.К.О. о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социально найма из муниципального жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Игринского района УР в интересах С.К.О. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социально найма из муниципального жилищного фонда в пос. Игра Игринского района УР, общей площадью не ниже 18 кв.м., указывая при этом, что в прокуратуру Игринского района обратилась С.К.О. с доводами о непредоставлении ей Администрацией МО «Игринский район» жилого помещения вне очереди. С.К.О. относится к лицам из числа детей-сирот, закрепленного жилого помещения не имеет. Было установлено, что мать С.К.О. - Симанова Ольга Савельевна умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Симанов Олег Анатольевич умер ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ С.К.О. постановлением Главы Администрации МО «Игринский район» поставлена на учет в качестве нуждающейся и на внеочередное получение жилой площади. Кроме того, прокурор указывает, что согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В силу п. «ж» части 1 ст.72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Статьей 15 указанного Закона УР от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделено муниципальное образование "Игринский район". В соответствии с ч. 1 постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР. Согласно Закону УР от 06.07.2011 N 35-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона УР жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С.К.О. в 2009 году окончила образовательное учреждение - ГОУ НПО «<данные изъяты>». В данный момент не учится, жилого помещения ни в собственности, ни на праве пользования, ни закрепленного жилого помещения у С.К.О. не имеется. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Основанием для обращения прокурора в суд в интересах указанного лица является ее обращение, поступившее в прокуратуру Игринского района ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор Игринского района УР просит обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить С.К.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, благоустроенное жилое помещение в п. Игра Игринского района УР, применительно к условиям <адрес> УР, по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, общей площадью не ниже 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств Бюджета УР, предоставленных на эти цели.
Представитель прокуратуры Игринского района УР Шестакова Т.В., истица С.К.О. в судебном заседании доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержали.
Представитель Администрации МО «Игринский район» требования прокурора Игринского района УР, предъявленные в интересах С.К.О. признала, при этом пояснила, что жилье будет приобретено истице по мере поступления денежных средств.
Представитель органа опеки и попечительства Чиркова В.А. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора Игринского района УР в интересах С.К.О. считает законными и обоснованными.
Суд, выслушав представителя прокуратуры, истицу, представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья четко обозначен федеральным законодательством.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Из свидетельства о рождении С.К.О., родившейся ДД.ММ.ГГГГ следует, что ее родителями являются Симанов Олег Анатольевич, П.О.С..
Согласно свидетельству об установлении отцовства видно, что Симанов Олег Анатольевич признан отцом ребенка П.К.О., родившейся ДД.ММ.ГГГГ у П.О.С., с присвоением ребенку фамилии С.
Из справки о заключении брака № следует, что Симанов О.А. и П.О.С. заключили брак, о чем составлена запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетельствами о смерти установлено, что Симанова Ольга Савельевна умерла ДД.ММ.ГГГГ; Симанов Олег Анатольевич умер ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, С.К.О., родители которой умерли, приобрела статус лица, относящегося к детям-сиротам. В связи с этим, она имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из свидетельства №№, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что С.К.О. окончила ГОУ НПО «<данные изъяты> с присвоением квалификации: <данные изъяты>.
Согласно диплома № <данные изъяты>, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что С.К.О. окончила ГОУ НПО «<данные изъяты>» с присвоением квалификации штукатур 2 разряда, маляр строительный 2 разряда по профессии мастер отделочных строительных работ.
Частью 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Из постановления Главы Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что С.К.О. поставлена на учет в Администрацию Игринского района УР в качестве нуждающейся и на внеочередное получение жилья, закрепленного жилого помещения не имеет.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
Данное право закреплено и в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Однако, по делу, бесспорно, установлено, что до настоящего времени жилое помещение вне очереди по договору социального найма истице, как лицу из числа детей-сирот, не предоставлено, чем нарушаются ее жилищные права. Каких-либо жилых помещений на праве собственности, закрепленного жилого помещения, либо по договору социального найма истица не имеет. Данные обстоятельства подтверждаются справками Игринского филиала ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества», Администрации МО «Факельское», Уведомлением Игринского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР.
Так, согласно справкам Игринского филиала ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества», Администрации МО «Факельское» следует, что С.К.О. владельцем зарегистрированного недвижимого имущества в Игринском районе не значится. Право бесплатной приватизации не использовано.
Из Уведомления Игринского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР видно, что С.К.О. жилья на праве собственности на территории Удмуртской Республики не имеет.
Паспортными данными установлено, что С.К.О. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: УР, <адрес>
Однако, согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нанимателем двухкомнатной квартиры, общей площадью 39,40 кв.м по адресу: УР, <адрес> находящейся в муниципальной собственности, является П.Г.А..
Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР.
В соответствии с ч. 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР.
Согласно Закону УР от 06.07.2011 N 35-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, истица вправе претендовать на благоустроенное жилое помещение размером не менее 18 кв.м. общей площади, вне очереди по договору социального найма, в черте пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В связи с изложенным, суд считает, что требования прокурора Игринского района УР, предъявленные в интересах С.К.О., подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах С.К.О. к Администрации МО «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить С.К.О. вне очереди, благоустроенное жилое помещение в пос. Игра УР, применительно к условиям пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики, общей площадью не ниже 18 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, за счет средств Бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированной решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>