Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1473/2018 ~ М-1332/2018 от 06.06.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил                        01 августа 2018 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи            Луценко В.В.,

при секретаре                            Цыбуля А.А.,

с участием прокурора                        Слепухина Р.В.,

представителя ответчика                    Смирновой Е.И.,

представителя ответчика                    Кривошеевой Н.С.,

представителя третьего лица                    Зайцева Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1473/2018 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному унитарному предприятию «Тагилдорстрой» и Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика городского хозяйства» о возложении обязанности по обустройству снеговой свалки,

установил:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Тагилдорстрой» о возложении на ответчика обязанности в срок до 01.11.2018 обустроить площадку, расположенную на земельном участке 66:56:0113001:759 площадью 9865 кв.м., в районе ул. Носова в г. Нижнем Тагиле ограждением межевыми знаками, отмечающих границы свалки, осуществить обустройство исключающее отрицательное воздействие на окружающую среду - загрязнений почвы, поверхностных и подземных вод.

Исковые требования прокурора мотивированы тем, что в результате проверки по обращению ФИО7 по факту размещения несанкционированной свалки на землях населенных пунктов, было установлено, что согласно Постановлению Администрации города Нижний Тагил № 52 от 03.07.2017 МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование вышеуказанный земельный участок.

В рамках муниципального контракта № 52 от 03.07.2017 МУП «Тагилдорстрой» осуществляет вывоз снега с территории г. Нижнего Тагила и обслуживание указанного участка. При этом отведенная для снеговой свалки площадка не имеет ограждения и других межевых знаков, отмечающих границы свалки, не имеет обустройства, исключающего отрицательное воздействие на окружающую среду-загрязнение почвы, поверхностных и подземных вод.

Согласно п. 5.2, 5.2.1, 5.2.4 муниципального контракта обязанность выполнять работы, относящиеся к эксплуатационному содержанию согласно классификации работ, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 возложена на МУП «Тагилдорстрой», которое должно обеспечивать в пределах участка, где производятся работы, безопасность движения транспорта и пешеходов, выполнение во время проведения работ объекте необходимых мероприятий по охране окружающей среды, зеленых насаждений, использование земель, занятых во временное пользование в соответствии с действующим законодательством.

Ссылаясь на положения ст. 35, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 11, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от, 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п. 4.4, 5.3 санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов.», п.п. 3.2, 3.7 санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 «Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения.», п.7.1.13, п.п. 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», прокурор указывает, что в нарушение указанных норм отведенная для снеговой свалки площадка не имеет ограждения и других межевых знаков, отмечающих границы свалки, не имеет обустройства, исключающего отрицательное воздействие на окружающую среду - загрязнение почвы, поверхностных и подземных вод.

21.02.2018 прокурором директору МУП «Тагилдорстрой» внесено представление об устранении нарушений, на которое 20.03.2018 поступил ответ, согласно которому в связи с отсутствием видимых границ, а также обустроенных подъездов на выделенном под снегоприемный пункт земельном участке по ул. Носова, снег складировался вблизи снеговой свалки, что сократило расстояние до жилых домов и садово-огородных участков.

При этом выявленные нарушения закона фактически не устранены, что нарушает гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

Ответчиком МУП «Тагилдорстрой» представлены возражения против иска, согласно которым он полагает себя ненадлежащим ответчиком, указывая на то, что согласно Постановлению Администрации города № 380-ПА от 13.02.2015 Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика городского хозяйства» представлены в постоянное бессрочное пользование для строительства площадки для складирования снега, в том числе площадью 9865 кв. м. кадастровый номер 66:56:0113001:759, расположенный по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Носова. Также на указанную снеговую свалку имеется санитарно-эпидемиологическое заключение № 66.01.17.000.Т.002399.10.10 от 18.10.2010 года. Между МУП «Тагилдорстрой» и МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» заключен муниципальный контракт № 52 от 03.07.2017, предметом которого является эксплуатационное содержание дорожно-уличной сети города Нижний Тагил на период с 01.07.2017 по 30.06.2020.

В рамках указанного контракта согласно сводке затрат предприятие выполняет в том числе работы по содержанию снеговой свалки - разработку снега с перемещением в зимний период и очистку участка от мусора, погрузку мусора перевозка в летний период. Земельный участок по ул. Носова в хозяйственное ведение или на других законных основаниях предприятию не передавался. Для того, чтобы предостеречь нарушения санитарного законодательства, отведенная для снеговой свалки площадки должна иметь ограждения и другие межевые знаки, а также должное обустройство, например в соответствии с Методическими рекомендациями по защите и очистке автомобильных дорог от снега (рекомендовано Распоряжением Росавтодора от 01.02.2008 № 44-р), согласно которым участок, отведенный под «сухую» снегосвалку, должен иметь твердое покрытие; обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф; водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждение по всему периметру; контрольно-пропускной пункт, оборудованный телефонной связью.

Заключенным контрактом на эксплуатационное содержание таких работ не предусмотрено, в связи с чем, предприятие не имеет обязанности обустраивать такую свалку. На указанную снеговую свалку осуществляют вывоз снега организации, занимающиеся расчисткой городских и коммерческих объектов, в том числе и МУП «Тагилдорстрой0», а также управляющие компании, обслуживающие внутриквартальные территории.

Определением суда от 05.07.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Служба заказчика городского хозяйства».

В судебном заседании заместитель Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухин Р.В. поддержал заявленные требования к ответчику МКУ «Служба заказчика городского хозяйства», указав, что именно на него должны быть возложены обязанности, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУП «Тагилдорстрой» Смирнова Е.И. исковые требования не признала, указав, что предприятие является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» Кривошеева Н.С. исковые требования не признала, указав, что в его адрес не направлялись письма о том, что при исполнении контракта возникают сложности при складировании снега на площадку. Своими действиями МУП «Тагилдорстрой» увеличил вред окружающей среде. На данный момент организовывается работа и получается разрешение на то, чтобы оформить площадки. В соответствие с постановлением администрации города № 380-ПА от 13.12.2015 должно быть получено разрешение на строительство, которого еще не получено. До настоящего времени строительство не окончено и если будут выделены деньги, то будут организованы закупки и начаты работы. В то же время представителю не известно обращалось ли учреждение в администрацию города с письмами или заявлениями на обустройство свалки.

Представитель третьего лица – администрации г. Нижнего Тагила Зайцев Д.С. полагал требования не подлежащими удовлетворению, поскольку нормы СП 2.1.7.1038-01 обязательны для лиц, деятельность которых связана с твердыми бытовыми отходами, однако данная площадка не является полигоном ТБО и поэтому данные требования не применимы. В свою очередь СП 2.1.5.1059-01 обязательны для юридических лиц при проектировании питьевых подземных вод и других хозяйственных и иных объектов. Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на вновь строящиеся объекты, к которым не относится снеговая свалка. Таким образом, приведенные прокурором доводы о нарушении Санитарных правил несостоятельны и не применимы к спорной ситуации.

Заслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

В соответствии с п.1 ст. 2, ст.ст. 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.

Пунктом 2 ст. 21 этого закона определено, что содержание территорий городских поселений, промышленных площадок, должно отвечать санитарным правилам.

Как следует из материалов дела, гражданин Зятьков М. 29.01.2018 обратился в прокуратуру, указав на наличие на ул. Носова свалки снега с реагентами и мусором, который никто не убирает.

На основании решения прокурора о проведении проверки № 7 от 08.02.2018, была проведена проверка совместно с работником Роспотребнадзора, по результатам которой составлен акт обследования от 12.02.2018, согласно которому было выявлено 09.02.2018 в 10:00 часов на территории снеговой свалки по ул. Носова, что складирование загрязненного снега происходит за пределами выделенной площади на расстоянии 25 м от индивидуальной жилой застройки, что является нарушением п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, и кроме этого снеговая свалка на официально выделенном земельном участке не имеет обустройства, исключающего отрицательное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающий среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 4 вышеназванного закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Из ст.ст. 2, 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды» следует, что при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов от негативного воздействия хозяйственной деятельности; отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 12,13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Место строительства объектов размещения отходов определятся на основе геологических, гидрологических и иных исследований, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Требования к обустройству снеговых свалок изложены в отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.5.001-2008 «Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега», утвержденной распоряжением Росавтодора от 01.02.2008 г. № 44-р.

Согласно указанных рекомендаций (раздел 9 пункт «д») снежно-ледяные отложения, убираемые с участков дороги, проходящих по искусственным сооружениям (эстакад, мостов, путепроводов) в черте городов и населенных пунктов, должны вывозиться на снегоприемные пункты. Количество снегоприемных пунктов и места их расположения определяются исходя из условий: - обеспечения оперативности работ по вывозке снега с автомобильной дороги; - минимизации транспортных расходов при вывозке снега; - объемов снега, подлежащего вывозу с дороги; - обеспеченности беспрепятственного подъезда к ним транспорта. Снегоприемные пункты бывают в виде «сухих» снежных свалок и снегоплавильных шахт, подключенных к системе городской канализации. «Сухие» снегосвалки не должны располагаться в водоохранных зонах водных объектов населенного пункта. Участок, отведенный под «сухую» снегосвалку, должен иметь твердое покрытие; обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф; водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждение по всему периметру; контрольно-пропускной пункт, оборудованный телефонной связью. Снегосвалки должны эксплуатировать организации, имеющие квалифицированный персонал и необходимую технику для осуществления комплекса работ, связанных с приемом, складированием снега и обслуживанием очистных сооружений. На устройство сооружения для сбора, хранения снега разрабатывается проектная документация.

Согласно постановлению администрации г. Нижнего Тагила от 14.08.2014 № 1641-ПА был утвержден акт межведомственной комиссии по выбору указанного земельного участка от 08.04.2014 с предварительным согласованием МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» сроком на 3 года места для строительства площадки для складирования снега.

Постановлением Администрации г. Нижнего Тагила от 13.02.2015 № 380-ПА земельный участок с кадастровым номером 66:56:0113001:759 площадью 9865 кв.м. в районе ул. Носова в г. Нижнем Тагиле предоставлен МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» в постоянное (бессрочное) пользованием для строительства площадки для складирования снега. Для этой цели МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» предписано получить разрешение на строительство в управлении архитектуры и градостроительства администрации города, а по окончании строительства оформить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта.

Кроме этого, как видно из имеющегося в деле санитарно-эпидемиологического заключения № 66.01.17.000.Т.002399.10.10 от 18.10.2010 оно было выдано МУ «Служба заказчика городского хозяйства» для размещения площадки для складирования снега.

Согласно муниципальному контракту № 52 от 03.07.2017, заключенному между МУП «Тагилдорстрой» и МКУ «Служба заказчика городского хозяйства», подрядчик МУП «Тагилдорстрой» принял на себя обязательства по эксплуатационному содержанию дорожно-уличной сети г. Нижнего Тагила на период с 01.07.2017 по 30.06.2020. Из содержания контракта следует, что места размещения снега согласовываются с заказчиком.

Сводкой затрат предусмотрено, что что зимнее содержание снежной свалки включает в себя работы в виде разработки снега с перемещением, а летнее содержание включает очистку участка от мусора, его погрузку и перевозку (л.д. 47).

Содержание представленных документов свидетельствует о том, что обязанность по обустройству снеговой свалки на выделенном участке должна была быть исполнена МКУ «Служба заказчика городского хозяйства», которой и был выделен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок для строительства площадки для складирования снега.

В судебном заседании установлено, что на выделенном для складирования снега участке МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» не выполнило надлежащим образом обустройство площадки, исключающее отрицательное воздействие на окружающую среду – загрязнение почвы, поверхностных и подземных вод, а также не установило ограждение и межевые знаки, отмечающие границы свалки.

В связи с этим требования прокурора к МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» подлежат удовлетворению, а в требованиях к МУП «Тагилдорстрой» должно быть отказано.

Предложенный прокурором срок исполнения обязанности по устройству тротуара до 01.11.2018 суд находит разумным.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика городского хозяйства» удовлетворить.

Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика городского хозяйства» обязанность в срок до 01 ноября 2018 года обустроить площадку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 66:56:0113001:759 площадью 9865 кв.м. в районе ул. Носова в г. Нижнем Тагиле ограждением и межевыми знаками, отмечающими границы свалки и осуществить обустройство площадки, исключающее отрицательное воздействие на окружающую среду – загрязнение почвы, поверхностных и подземных вод.

В удовлетворении исковых требований Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному унитарному предприятию «Тагилдорстрой» отказать.

    Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика городского хозяйства» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.

Решение в окончательной форме принято 06 августа 2018 года.

Судья    подпись    Луценко В.В.

Копия верна

Судья            Луценко В.В.

2-1473/2018 ~ М-1332/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МУП Тагилдорстрой
Другие
Администрация города МО Нижний Тагил
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Луценко В.В.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
06.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2018Передача материалов судье
08.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2018Судебное заседание
01.08.2018Судебное заседание
06.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2021Дело оформлено
02.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее