Дело № г.
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2019 года г. Багратионовск
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Жестковой А.Э.,
при секретаре Матросовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сущени Н.П. к Министерству Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации, третье лицо: администрация Муниципального образования «Мамоновский городской округ» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
истец Сущеня Н.П. обратился в суд с иском к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с требованием о признании в порядке приватизации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что данное жилое помещение было предоставлено ему для постоянного проживания в ноябре 2012 г. органами военного управления по договору социального найма. С этого времени истец проживет в квартире и имеет регистрацию в ней по месту своего жительства. Поскольку истец занимает квартиру на условиях социального найма, то в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» полагает, что спорное жилое помещение подлежит передаче ему в собственность. Желая приватизировать квартиру, истец обратился с соответствующим заявлением к органам военного управления, однако его заявление удовлетворено не было, поскольку у органов военного управления отсутствует порядок передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Как указывает истец, он лишен возможности в ином, кроме как в судебном порядке, приобрести спорное жилое помещение в собственность, что и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец Сущеня Н.П. поддержал заявленные требования, пояснив, что поступил на военную службу по контракту в ДД.ММ.ГГГГ году, уволен в звании сержанта ДД.ММ.ГГГГ с выслугой лет в календарном исчислении 30 лет 8 месяцев. Спорное жилое помещение было предоставлено ему для постоянного проживания по договору социального найма на 1 человека с доплатой денежных средств за превышение метража квартиры, где он проживает и зарегистрирован до настоящего времени. Иного жилья в собственности не имеет, работ по перепланировке, переустройству жилого помещения не производил. Ранее в приватизации жилья не участвовал.
Представители ответчиков Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, выразив несогласие с заявленными Сущеня Н.П. исковыми требованиями. Также Учреждено указало, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, закреплено за Учреждением на праве оперативного управления Спорное жилое помещение не является служебным жилым помещением (л.д. <данные изъяты>).
От ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поступило возражение на иск, в котором Учреждение выразило несогласие с заявленными требованиями, в связи с отсутствием полномочий по распоряжению жилым помещением. Передача жилых помещений в собственность граждан не входит в полномочия Учреждения, определенные приказом Министра Обороны РФ № от 07.11.2018 г. и Уставом, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д. <данные изъяты>).
Министерство Обороны РФ также возражало относительно удовлетворения заявленных требований, считая их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку перечень полномочий, приведенный в п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», не включает в себя полномочий по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, не предусматривает полномочий по отчуждению, находящегося в федеральной собственности, имущества в собственность физических лиц (л.д. <данные изъяты>). Министерства Обороны РФ ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица администрации МО «Мамоновский городской округ», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просив о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 08.05.2006 N 66-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что Сущеня Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу по контракту в Вооруженных Силах Министерства Обороны РФ, что подтверждается копией военного билета, копией трудовой книжки.
Из выписки из базы данных компьютерного учета военнослужащих следует, что Сущеня Н.П. состоял на учете как, нуждающийся в жилом помещении, предоставленном для постоянного проживания (л.д. <данные изъяты>).
Во исполнение приведенных выше требований закона, Сущене Н.П., на состав семьи 1 человек, было предоставлено жилое помещение по договору социального найма в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью 51,7 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д. <данные изъяты>).
В отношении данной квартиры ДД.ММ.ГГГГ Министерством Обороны РФ, в лице заместителя начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, с Сущеней Н.П. был заключен договор социального найма №, согласно которому последнему передано в бессрочное владение и пользование указанное выше жилое помещение.
Из извещения о распределении жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что истцу предоставлено жилое помещение, с превышением общей площади на 15,7 кв.м., в виду чего Сущеня Н.П. предложено за счет собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета РФ за превышение общей площади на основании средней рыночной стоимости 1 кв.м., утвержденной Приказом Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Общая сумма компенсации составила 483560 рублей, указанная сумма оплачена Сущеней Н.П. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением № с указанием «компенсация затрат Федерального бюджета по приказу МО РФ 2012 г.».
Принимая во внимание изложенные выше положения закона «О статусе военнослужащих», установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что предоставление спорного жилого помещения истцу являлось исполнением обязанности государства по обеспечению военнослужащего жилым помещением при его увольнении, в связи с чем он приобрел право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.
В судебном заседании установлено, что спорная квартира является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
В силу статья 60 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Указанный выше договор социального найма, заключенный с истцом, оспорен не был, недействительным не признавался, соответственно является действующим.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании п. 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Право на приватизацию жилых помещений установлено ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией конституционных прав граждан на жилище, а также права собственности.
На основании ст. 6 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Сущеня Н.П., желая воспользоваться предоставленным законом правом, приватизировать спорную квартиру, ДД.ММ.ГГГГ обратился к ФГКУ «Специальное Управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о передаче ему спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации на, что ему дан ответ, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, на праве оперативного управления за Учреждением не закреплено и на его балансе не состоит (л.д. <данные изъяты>).
С аналогичными заявлениями истец также ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношении» МО РФ, в ответ на которые Учреждение сообщило, что Учреждение не наделено полномочиями на заключение договоров передачи в собственность граждан жилых помещений, в Министерстве Обороны РФ отсутствует порядок приватизации гражданам жилых помещений, передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется лишь на основании решений судов (л.д. <данные изъяты>).
Согласно справке, выданной администрацией МО «Мамоновский городской округ», спорное жилое помещение в реестре муниципальной собственности не состоит.
Из ответа ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ следует, что Сущене Н.П. спорное жилье предоставлено по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ, недвижимое имущество является собственностью РФ, находится в оперативном управлении ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», служебным данное жилье не является.
Как указано выше, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется, в частности государственными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
В данном случае таким учреждением, с учетом изложенного, является ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Судом установлено, что Сущеня Н.П. является лицом, проходившим военную службу, в настоящее время спорное жилое помещение служебным не является, в закрытом военном городке не находится.
Доказательств, что спорная квартира является служебной, аварийной, находится в закрытом военном городке, то есть относится к жилым помещениям, запрет на приватизацию которых предусмотрен ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судом не добыто, на таковые обстоятельства не ссылались стороны при рассмотрении настоящего дела.
Из смысла преамбулы и статей 1 и 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7 и 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, должен быть заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре регистрирующим органом, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Вместе с тем, истец, выразив волеизъявление на приватизацию занимаемого им жилого помещения, по независящим от него причинам лишен возможности соблюсти все правила оформления документов, связанных с приватизацией жилого помещения, в которой ему не могло быть отказано.
Занимаемое Сущеней Н.П. на условиях социального найма спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду.
Данное жилое помещение не относится к категории жилых помещений, которые согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации.
Предусмотренное статьей 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования Сущеня Н.П. ранее не реализовал.
Таким образом, Сущеня Н.П., являясь гражданином Российской Федерации, занимая жилое помещение в государственном жилищном фонде на условиях социального найма, имеет право на приобретение данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако, в связи с изложенными выше обстоятельствами истец лишен возможности реализовать гарантированное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение занимаемого им жилого помещения в собственность.
В этой связи нарушенное право истца на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации подлежит восстановлению путем признания за ним права собственности на спорное жилое помещение (статья 12 Гражданского кодекса РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 59 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что за Сущеней Н.П. подлежит признанию в порядке приватизации право собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 51,7 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сущени Н.П. удовлетворить.
Признать за Сущеней Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес>, в порядке приватизации право собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 51,7 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 31 декабря 2019 года.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья: А.Э. Жесткова
Секретарь: О.А. Матросова