Дело №<...>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2018 года г. Балтийск
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Чолий Л.Л.,
при секретаре Берестовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можеривской Светланы Николаевны к администрации муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» о сохранении жилого помещения в перепланированном, переустроенном и реконструированном состоянии,
установил:
Можеривская Светлана Николаевна обратилась в суд с требованием о сохранении квартиры в реконструированном, переустроенном и перепланированном состоянии, расположенной по адресу: <..>. В обоснование своего иска сослался на то, что она является собственником <...> квартиры <...>, общей площадью <...> кв. м., расположенной на первом этаже с мансардой двухэтажного жилого здания, <...> года постройки, а также долевым собственником в праве общей долевой собственности на общее имущество в вышеуказанном многоквартирном доме в размере <...>. В целях улучшения условий проживания она без получения разрешения на реконструкцию вышеуказанного жилого помещения, произвела переустройство, перепланировку и реконструкцию указанной выше квартиры, в ходе которых изменились параметры и конфигурация дома, а именно в состав квартиры №<...> вошло пристроенное помещение площадью <...> кв.м, состоящее из трёх помещений: прихожей – <...> кв.м., ванной комнаты – <...> кв.м, и кухни – <...> кв.м., в которых установлено сантехническое оборудование, подключенное к существующим внутридомовым системам водоснабжения и водоотведения; в ходе реконструкции первого этажа квартиры со стороны дворового фасада выполнен монтаж наружных стен из газосиликатных блоков, утепленных пенополистиролом толщиной 50 мм и оштукатуренных снаружи и внутри, с проемами для установки дверного и оконных блоков новых помещений 6, 7, 8 (пристройка). В ходе перепланировки: в стене (бывшая наружная стена) из керамического кирпича жилого помещения 2 выполнена закладка оконного проема; в ходе переустройства первого этажа квартиры в бывшем помещении 4 (кухня) выполнен демонтаж газовой плиты и раковины.
Истица и её представитель, уточнив исковые требования, в судебном заседании настаивают на удовлетворении уточненных исковых требованиях, дав пояснения аналогичные указанным в иске, при этом пояснили, что после проведения реконструкции истицей было получено согласие второго долевого собственника в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме <...> на проведенную реконструкцию.
Представитель ответчика, уведомленный о дате и времени судебного разбирательства должным образом, в суд не явился.
Третье лицо - собственник жилого помещения №<...> в доме <...> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в письменном заявлении не возражает против удовлетворения исковых требований.
Заслушав участников судебного процесса, проверив доводы искового заявления, изучив письменные доказательства, суд находит иск Можеривской С.Н. подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, Можеривская С.Н. на момент рассмотрения дела в суде является собственником квартиры, расположенной по адресу: <..>, на основании договора передачи квартиры в собственность граждан, заключенного с администрацией Балтийского муниципального района, от <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №<...> от 22.09.2010.
До перепланировки, переустройства и реконструкции квартира состояла из жилых комнат площадью 14,8 кв.м, 14,4 кв.м и 15,7 кв.м, кухни площадью 10,0 кв.м, коридоров площадью 6,4 кв.м, 4,1 кв.м, 8,2 кв.м, туалетов площадью 1,4 кв.м, 0,5 кв.м, а также кладовых помещений площадью 4,2 кв.м, 4,4 кв.м и 2,7 кв.м. В последующем, из плана квартиры по состоянию на 31 января 2018 года, видно, что в ходе перепланировки, переустройства и реконструкции пристроено помещение общей площадью 27,3 кв.м. для чего выполнен монтаж наружных стен с проемами для установки дверного и оконных блоков новых помещений 6 (прихожая) площадью 9,6 кв.м, 7 (ванная) площадью 6,1 кв.м и 8 (кухня) площадью 11,6 кв.м. В ходе перепланировки: в стене жилого помещения 2 выполнена закладка оконного проема; в ходе переустройства первого этажа квартиры в бывшем помещении 4 (кухня) выполнен демонтаж газовой плиты и раковины, изменено назначение помещения на жилое.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого решения.
Согласно частям 5 и 6 статьи 26 ЖК РФ основанием проведения переустройства и(или) перепланировки жилого помещения является документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и(или) перепланировки.
В соответствии с п.2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающим права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При рассмотрении дела установлено, что Можеривская С.Н. в отсутствие решения администрации МО ГП «Город Балтийск» о согласовании реконструкции, переустройства и перепланировки, то есть самовольно произвела реконструкцию, переустройство и перепланировку жилого помещения №<...> в доме <...>.
После проведенных истицей работ общая площадь жилого помещения №<...> дома <...> изменилась с <...> кв.м до <...> кв.м, изменилась жилая площадь, которая состоит в настоящее время из четырёх жилых комнат жилой площадью <...> кв.м (10,0 кв.м, 14,4 кв.м, 14,8 кв.м и 15,7 кв.м). Такое изменение произошло вследствие перепланировки и переоборудования помещения, ранее являвшегося кухней в жилое помещение. Также жилое помещение состоит из холла площадью 6,4 кв.м, коридоров площадью 4,1 кв.м и 8,2 кв.м, туалета площадью 0,5 кв.м и санузла площадью 1,4 кв.м, кладовых площадью 4,2 кв.м, 4,4 кв.м и 2,7 кв.м, а также прихожей площадью 9,6 кв.м, ванной комнаты площадью 6,1 кв.м и кухни площадью 11,6 кв.м (расположенных в пристроенном помещении), что подтверждается техническим заключением по состоянию на 31.01.2018.
Таким образом, в результате произведенных реконструкции, переустройства и перепланировки изменились как параметры квартиры, так и конфигурация, что повлекло создание нового объекта по адресу: <..>.
Согласно части 4 статьи 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Из п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что изменение параметров объектов капитального строительства, их частей, в том числе, площади и качества инженерно-технического обеспечения представляет собой реконструкцию.
Как следует из пунктов 1.7.2 и 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, не допускаются переоборудование и перепланировка квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, а также ухудшающие условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома и квартиры.
Проведенный анализ всех материалов дела позволяет сделать вывод о том, что в результате переустройства, перепланировки и реконструкции спорной квартиры, условия проживания истицы и членов её семьи не ухудшились, так как все элементы благоустройства в жилом помещении остались прежними.
Сопоставление имеющихся в деле планов жилого помещения до и после перепланировки неоспоримо показывает, что вышеуказанный монтаж наружных стен пристройки никак не повлиял на прочность несущих конструкций здания в целом.
В судебном заседании не установлено данных о том, что выполненные в квартире ремонтно-строительные работы повлекли нарушение противопожарной и санитарных норм и требований.
Вышеприведенные суждения суда объективно подтверждаются следующими письменными доказательствами, согласующимися между собой:
- техническим паспортом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 20.10.2005; техническим планом;
- техническим паспортом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 22.10.2009; техническим планом;
- техническим заключением ООО <...> №<...> от 31.01.2018.
Из технического заключения ООО <...> №<...> от 31.01.2018, оформленного по результатам обследования квартиры №<...> многоквартирного жилого дома <...> следует, что планировка квартиры выполнена в соответствии с проектной документацией; планировка помещений в пристройке к дому выполнена в соответствии с проектной документацией; на основании данных, полученных в результате обследования квартиры <...>, техническое состояние основных конструкций пристройки, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010, оценивается как нормативное техническое состояние; существующая планировка квартиры №<...> после перестройки соответствует требуемым противопожарным, санитарным нормам. Градостроительные нормативные требования в результате проведения реконструкции жилого дома <...> нарушены не были; пристройка возведена согласно проекту и установленным требованиям действующей нормативно-технической документации. Возведенная пристройка не представляет угрозы жизни и здоровью проживающих в жилом доме людей; возведенная пристройка не оказывает влияние на состояние дома в общем и его основные конструктивные элементы; расположение жилого дома (части дома) после проведения строительных работ и возведения пристройки находится на расстоянии более 3-х метров от соседнего участка, проведенные работы не нарушают СанПиН требования СП «О проведении застройки и планирование территории малоэтажного жилищного строительства»; пристройка является пригодной для проживания согласно установленным требованиям, предъявленным к жилым помещениям и может быть принята в эксплуатацию без ограничений.
Никаких сомнений в правильности означенных заключений и компетенции давших их специалистов у суда не имеется.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Как следует из части 1 статьи 36 ЖК РФ, в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу части 1 статьи 16 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома (ч.1 п.3). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством переделах, распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч.2). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч.3).
В силу п. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом владелец квартиры №<...> (собственник общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме в размере <...>) Дзюба В.М. не возражает против сохранения квартиры <...> в реконструированном состоянии, о чем свидетельствует уведомление о получении согласия на реконструкцию от 20.04.2018, а также письменное заявление от 27.06.2018.
Жилой дом <...> является двухквартирным и расположен на земельном участке с кадастровым номером №<...> площадью <...> кв.м. с видом разрешенного использования: под жилую застройку – малоэтажную. Тот факт, что пристроенное истцом помещение расположено в границах указанного земельного участка подтверждается представленной Можеривской С.Н. топографической съемкой от 13.04.2018.
Часть 1 статьи 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В ходе разбирательства дела не установлено никаких обстоятельств, указывающих на нарушение реконструкцией, переустройством и перепланировкой квартиры чьих-либо прав и законных интересов либо наличие угрозы жизни или здоровью истца и её соседей.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, признавая исследованные доказательства допустимыми и достаточными и оценивая их в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии каких-либо препятствий к сохранению квартиры <...> в реконструированном, переустроенном и перепланированном состоянии, а потому суд удовлетворяет предъявленный иск.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Иск Можеривской Светланы Николаевны удовлетворить.
Разрешить сохранение в переустроенном, перепланированном и реконструированном состоянии жилого помещения - квартиры общей площадью <...> кв.м, в том числе жилой площадью <...> кв.м, расположенной по адресу: <..> состоящего из жилых комнат площадью 10,0 кв.м, 14,4 кв.м, 14,8 кв.м и 15,7 кв.м., холла площадью 6,4 кв.м, коридоров площадью 4,1 кв.м и 8,2 кв.м, туалета площадью 0,5 кв.м и санузла площадью 1,4 кв.м, кладовых площадью 4,2 кв.м, 4,4 кв.м и 2,7 кв.м, а также прихожей площадью 9,6 кв.м, ванной комнаты площадью 6,1 кв.м и кухни площадью 11,6 кв.м.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано сторонами в Калининградский областной суд через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Л.Л. Чолий
Мотивированное решение изготовлено 04.07.2018.