Дело № 2-2177/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе
председательствующего судьи Ильинковой Я.Б.
при секретаре Мельниковой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белове
17 июля 2014 года
дело по иску Государственной жилищной инстанции <адрес> к Товариществу собственников жилья «ФИО26», ФИО3, ФИО2, ФИО1 о ликвидации,
У С Т А Н О В И Л:
Государственная жилищная инспекция <адрес> обратилась в суд с исковыми требованиями к Товариществу собственников жилья «ФИО25», ФИО3, ФИО2, ФИО1 о ликвидации.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 20 Жилищного кодекса РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ. Новокузнецким отделением Государственной жилищной инспекции <адрес> (далее - Госжилинспекция КО, Инспекция) было назначено проведение плановой документарной проверки товарищества собственников жилья «Союз», а именно: правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствия устава товарищества собственников жилья и внесенных в него изменений требованиям законодательства РФ, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества.
Данная проверка проводилась в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции <адрес> от 17.01.2014г. № 59. В результате проведенной проверки ТСЖ «ФИО24» установлены нарушения действующего жилищного законодательства РФ, а именно:
При изучении протокола проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, расположенном по адресу: <адрес> (заочная форма) от ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее:
А) В соответствии с требованиями ч.4 ст. 45 ЖК РФ: собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не, позднее чем за 10 дней до даты его проведения.
В протоколе указано, что уведомления о заочном голосовании вручены собственникам ДД.ММ.ГГГГ., т.е. за 1 день до даты проведения собрания, что не соответствует ч.4 ст. 45 ЖК РФ.
Б) На повестке дня собрания среди прочего, стояли вопросы об избрании правления ТСЖ; ревизионной комиссии.
По итогам собрания членами правления были избраны: ФИО3, ФИО2, ФИО1; членами ревизионной комиссии - ФИО5, ФИО6, ФИО7
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества.
В соответствие с ч. 2 ст. 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.
Следовательно, включение вопросов об избрании членов правления, членов ревизионной комиссии ТСЖ «Союз» и принятие по ним решений на общем собрании собственников помещений ДД.ММ.ГГГГ. является неправомерным, так как решение данных вопросов входит в компетенцию общего собрания членов товарищества (п. 3 ч.2 ст. 145, ч.2 ст. 147 ЖК РФ). Кроме того, указанные лица не являлись членами ТСЖ «Союз» и не могли быть выбраны в органы управления товарищества собственников жилья.
На проверку в Инспекцию не были предоставлены протоколы о продлении сроков полномочий членов правления, членов ревизионной комиссии т.к. их полномочия закончились ДД.ММ.ГГГГ. (ч. 2 ст. 147 ЖК РФ, ч.1 ст. 150 ЖК РФ).
Членство в товариществе собственников жилья, согласно ч. 1 ст. 143 ЖК РФ, возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Заявления собственников о вступлении в члены ТСЖ «Союз» для проверки в Инспекцию не представлены в связи с их отсутствием. Таким образом, на момент создания ТСЖ «Союз» 23.07.2008г. в товариществе отсутствовали члены, что является грубым нарушением норм жилищного законодательства.
Согласно ч. 9 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В нарушение ч. 9 ст. 138 ЖК РФ реестр членов ТСЖ «Союз» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. не был представлен в Госжилинспекцию КО в связи с его отсутствием.
Следовательно, собственники помещений в <адрес> не выполнили свою обязанность, возложенную на них ч. 2 ст. 141 ЖК РФ, и не приняли на общем собрании решение о ликвидации товарищества собственников жилья «Союз».
По данным, имеющимся в Инспекции, ТСЖ «Союз» в настоящее время не осуществляет деятельность по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, предусмотренную ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, собрания собственников не проводятся, делопроизводство не ведется.
В Инспекцию не были предоставлены договоры между ТСЖ «Союз» к ресурсоснабжающими организациями. Что позволяет сделать вывод о том, что ТСЖ «Союз» не реализовало свое право согласно п. 1 ст. 135 ЖК РФ - для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и распоряжения общим имуществом в МКД, осуществления деятельности по содержанию общего имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимися помещениями в МКД.
При проверке устава ТСЖ «Союз» были выявлены несоответствия требованиям Жилищного кодекса РФ:
раздел 3 Устава дополнить положениями ст. 135 ЖК РФ;
п. 4.5. Устава изложить согласно требованиям ч.4 ст. 36 ЖК РФ;
п.4.7., п.5.5. Устава привести в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 37, ст. 39, ч.З ст. 48 ЖК РФ;
п.4.8. Устава изложить согласно требованиям ст. 42 ЖК РФ;
п.4.9., п.4.10., п.4.12 Устава исключить;
п.4.15 Устава противоречит требованиям ч.4 ст. 36, п.З ч. 2 ст. 44 ЖК РФ: решение с передаче объектов общего имущества в пользование третьим лицам вправе принять общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме;
п.5.1. Устава изложить согласно требованиям ст. 151 ЖК РФ;
раздел 7 Устава дополнить положениями ст. 143 ЖК РФ;
раздел 8 Устава привести в соответствие с требованиями ст. 137 ЖК РФ;
раздел 9 Устава привести в соответствие с требованиями ст. 138 ЖК РФ;
раздел 10 Устава дополнить положениями ст. 143.1. ЖКРФ;
п.13.2. Устава изложен не корректно: согласно ч.5 ст. 45, ст. 146 ЖК РФ кроме сведений указанных в п. 13.2 Устава, в сообщении должны быть указаны: форма проведения данного собрания; в случае проведения собрания в заочной форме - дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
п.13.3. Устава противоречит требованиям ст. 146 ЖК РФ: голосуют члены TCЖ поголовно, то есть, не исходя из площади квартиры (доли в квартире), на которое у них имеется право собственности, а сколько рук членов ТСЖ поднято за тот или иной вопрос повестки дня, столько и голосов подано. Каждый член товарищества обладаем одним голосом. Если одно и то же лицо действует по доверенности от другого члена ТСЖ или как законный представитель своих детей, то он обладает таким количеством голосов, за какое количество собственников-членов голосует;
п. 13.4. Устава привести в соответствие с требованиями ч. 4 ст. 146 ЖК РФ;
п. 13.5. Устава исключить;
п. 13.7. Устава изложен не корректно: разграничить компетенцию общего собрания собственников помещений в доме (ст. 44 ЖК РФ) и компетенцию общего собрания членов ТСЖ (ст. 145 ЖК РФ);
раздел 14 Устава изложить с учетом требований ст. 147, ст. 148 ЖК РФ;
п. 16.4. Устава изложить согласно требованиям ч. 3 ст. 150 ЖК РФ;
раздел 17 Устава изложить согласно требованиям ст. 140, ст. 141 ЖК РФ.
Таким образом, со стороны собственников помещений в многоквартирном <адрес> были допущены нарушения: ч.4 ст. 45 ЖК РФ, ч.9 ст. 138 ЖК РФ, п. 3 ч.2 ст. 145 ЖК РФ, ч.2 ст. 147 ЖК РФ, ч.2 ст. 141 ЖК РФ, ч. 1 ст. 143 ЖК РФ, ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, ч.1 ст. 150 ЖК РФ. Также выявлены несоответствия устава ТСЖ «ФИО21» требованиям Жилищного кодекса РФ. Следовательно, при создании ТСЖ «ФИО22» допущены грубые нарушения закона, эти нарушения носят неустранимый характер, т.е. имеются основания для ликвидации ТСЖ «ФИО23» в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
В соответствии с ч.1 ст. 141 ЖК РФ, ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Согласно абз.2 ч.2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Порядок ликвидации установлен ст. 20, ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон).
Согласно ст. 20 Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В ст. 21 Закона перечислены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Согласно ст. 22 Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные ст. 21 Закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 настоящего Закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 6 ст. 20, ч.2 ст. 141 Жилищного кодекса РФ, ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ просят ликвидировать товарищество собственников жилья «Союз» ОГРН <данные изъяты>, ИНН/КПП <данные изъяты>/<данные изъяты> юридический адрес: 652600, <адрес>. Возложить обязанности по ликвидации товарищества собственников жилья «ФИО20» на учредителей (участников) юридического лица в срок, установленный гражданским и жилищным законодательством РФ.
Представитель истца ФИО8, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, дала аналогичные пояснения.
В судебном заседании ответчик ФИО3 исковые требования признал в полном объеме.
В судебном заседании ответчик ФИО2 исковые требования признала в полном объеме.
В судебном заседании ответчик ФИО1 исковые требования признала в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товариществ собственников жилья в случаях выявления нарушений порядка их создания.
В силу ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется в порядке и по основаниям ст.ст. 61 - 65 ГК РФ.
Принудительная ликвидация производится по решению суда, принятому в соответствии с положениями п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Пунктом 3 ст. 61 ГК РФ, предусмотрено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Порядок ликвидации товарищества собственников жилья как юридического лица, установлен ст. 63 ГК РФ и включает в себя несколько этапов, перечисленных в данной норме закона.
В судебном заседании установлено, что протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> расположенного по адресу: <адрес> (заочная форма) от ДД.ММ.ГГГГ. выбрана форма управления многоквартирным домом ТСЖ «ФИО19».
В соответствии с требованиями ч.4 ст. 45 ЖК РФ: собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не, позднее чем за 10 дней до даты его проведения.
В протоколе указано, что уведомления о заочном голосовании вручены собственникам 22.07.2008г., т.е. за 1 день до даты проведения собрания, что не соответствует ч.4 ст. 45 ЖК РФ.
Б) На повестке дня собрания среди прочего, стояли вопросы об избрании правления ТСЖ; ревизионной комиссии. В состав правления выбраны ФИО3, ФИО2, ФИО1, в ревизионную комиссию выбрана ФИО5, ФИО6, ФИО7
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества.
В соответствие с ч. 2 ст. 147 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.
Соответственно, включение вопросов об избрании членов правления, членов ревизионной комиссии ТСЖ «ФИО17» и принятие по ним решений на общем собрании собственников помещений именно ДД.ММ.ГГГГ. является неправомерным, так как решение данных вопросов входит в компетенцию общего собрания членов товарищества (п. 3 ч.2 ст. 145, ч.2 ст. 147 ЖК РФ). Кроме того, указанные лица не являлись членами ТСЖ «ФИО18» и не могли быть выбраны в органы управления товарищества собственников жилья.
Согласно акта проверки органа государственного контроля юридических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения: на проверку не были предоставлены протоколы о продлении сроков полномочий членов правления, членов ревизионной комиссии т.к. их полномочия закончились ДД.ММ.ГГГГ
Членство в товариществе собственников жилья, согласно ч. 1 ст. 143 ЖК РФ, возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.
Судом установлено, что заявления собственников о вступлении в члены ТСЖ «Союз» для проверки в Инспекцию не представлены в связи с их отсутствием. Таким образом, на момент создания ТСЖ «ФИО16» ДД.ММ.ГГГГ в товариществе отсутствовали члены, что является грубым нарушением норм жилищного законодательства.
Согласно ч. 9 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В нарушение ч. 9 ст. 138 ЖК РФ реестр членов ТСЖ «Союз» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в связи с его отсутствием не был представлен в Госжилинспекцию КО. Из чего следует, что собственники помещений в <адрес> не выполнили свою обязанность, возложенную на них ч. 2 ст. 141 ЖК РФ, и не приняли на общем собрании решение о ликвидации товарищества собственников жилья «Союз».
При изучении устава ТСЖ «Союз» были выявлены несоответствия требованиям Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что со стороны собственников помещений в многоквартирном <адрес> были допущены нарушения: ч.4 ст. 45 ЖК РФ, ч.9 ст. 138 ЖК РФ, п. 3 ч.2 ст. 145 ЖК РФ, ч.2 ст. 147 ЖК РФ, ч.2 ст. 141 ЖК РФ, ч. 1 ст. 143 ЖК РФ, ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, ч.1 ст. 150 ЖК РФ. Также выявлены несоответствия устава ТСЖ «ФИО13» требованиям Жилищного кодекса РФ. Следовательно, при создании ТСЖ «ФИО14» допущены грубые нарушения закона, эти нарушения носят неустранимый характер, т.е. имеются основания для ликвидации ТСЖ «ФИО15» в судебном порядке.
Таким образом, поскольку выявлены грубые и неустранимые нарушения в деятельности Товарищества собственников жилья «Союз», то необходимо ликвидировать Товарищество собственников жилья «ФИО12».
Порядок ликвидации установлен ст. 20, ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно абз. 2 ч.3 ст. 61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ учредителя Товарищества собственников жилья «ФИО11» являются ФИО3, ФИО2, ФИО1, то суд считает необходимым возложить на них обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица Товарищества собственников жилья «Союз».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Товарищества собственников жилья «Союз».
Обязать учредителей Товарищества собственников жилья «ФИО10» ФИО3, ФИО2, ФИО1 ликвидировать юридическое лицо Товарищество собственников жилья «Союз».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его составления в мотивированной форме.
Судья (подпись) Я.Б.Ильинкова
Решение в мотивированной форме изготовлено 22.07.2014г.
ВЕРНО
Судья: Я.Б.Ильинкова