Дело № 2 – 482/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
г. Белово 16 ноября 2017 года
Судья Беловского районного суда Кемеровской области Луцык И.А.,
при секретаре Судаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово 16 ноября 2017 года гражданское дело по иску Администрации Беловского муниципального района Кемеровской области к Гузю А. Н., Обществу с ограниченной ответственностью «Центр Земельного кадастра» о признании отсутствующим и прекращении права собственности на земельный участок, снятии земельного участка с кадастрового учета, аннулировании сведений из ЕГРН, признании результатов межевания земельного участка недействительными,
УСТАНОВИЛА:
Истец Администрация Беловского муниципального района обратилась в суд с иском к Гузю А. Н., Обществу с ограниченной ответственностью «Центр Земельного кадастра» о признании отсутствующим и прекращении права собственности на земельные участки с кадастровыми № №, №, №; № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Кемеровская область, Беловский муниципальный район, снятии земельных участков с кадастрового учета, аннулировании сведений из ЕГРН, признании результатов межевания земельных участков недействительными. Требования мотивирует тем, что в соответствии с проектом землеустройства (перераспределения земель), Указом Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и договором с Комитетом по земельной реформе Кемеровской области № 6 от 20.01.1992 года, согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 86 от 29.12.1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» районным и внутрихозяйственным комиссиям рекомендовано провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Указывает, что право собственности на земельные участки с кадастровыми № №, №, №; № зарегистрировано Гузем А.Н.. ООО «Центр Земельного Кадастра» были произведены кадастровые работы, а именно образование земельных участков путем выдела в счет долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым №
После проведения указанных работ были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №. Межевание земельных участков проведено с нарушением ст. 2-2 Закона № 65-03 от 18.12.2003 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области», так как из выкопировки плана земель колхоза «Россия» не усматривается, что земельные участки в счёт земельных долей выделяются из земель, имеющих показатели оценки состояния и свойств почвы в баллогектарах. Из графической выкопировки следует, что границы спорных земельных участков являются смежными с границами земель <адрес> сельского Совета и землями шахты «<адрес>» и ЗГЗ «<данные изъяты> Указанные земельные участки размежеваны на землях сельхозугодий, которые являются муниципальной собственностью, право на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю согласно п.1 ст. 19 ЗК РФ 137-ФЭ от 25.10.2001года. Поскольку Администрация <адрес> сельского поселения является правопреемником Администрации <адрес> сельского поселения в соответствии с решением № 7 от 28.10.2013 года СНД <адрес> сельского поселения, правом распоряжения земельными участками, находящимися на территории <адрес> сельского поселения, право государственной собственности на которые не разграничено, в силу ст.3.3. Закона № 137-ФЗ принадлежит администрации <адрес> сельского поселения. Выделяя земельные участки за пределами границ контура сельскохозяйственных угодий колхоза «<данные изъяты>», кадастровый инженер обязан был согласовать границы земельных участков с администрацией <адрес> сельского поселения. Кроме того, кадастровый инженер должен был провести работу по определению площади выделяемых земельных участков в точном соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости и землеустроительной документацией.
Согласно проекту землеустройства (перераспределения) земель колхоза «Россия», экспликации земель и выкопировке с плана земель колхоза «Россия»определены категории сельскохозяйственных земель и их местоположение, переданных в собственность членов колхоза общей площадью 9063 га, установлены посторонние землепользователи и описаны границы смежных земель. Из сообщения Беловского отдела Управления Росреестра по Кемеровской области следует, что земельные участки с кадастровым №, №, № были поставлены на государственный учёт с наложением на земельный участок с кадастровым №. Государственная регистрация права собственности на земельный участок с указанным кадастровым номером отсутствует. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления района на основании ст.3.3. ФЗ № 137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного Кодекса РФ». Земельный участок с кадастровым № был поставлен на кадастровый учёт 26.05.2017 года путем выдела земельного участка из земель колхоза «<данные изъяты> с кадастровым № При указанных обстоятельствах законные основания для постановки на государственный кадастровый учёт спорных земельных участков отсутствовали. Согласно изменениям, внесённым в п.2 ст.3.3. ФЗ № 137-ФЗ от 03.07.2016 года ФЗ № 334-ФЗ с 01.01.2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Просит признать отсутствующим и прекратить право собственности Гузя А. Н. на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу (описание место положения): Кемеровская область, Беловский муниципальный район, <адрес> сельское поселение и земельный участок с кадастровым № земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу (описание место положения): Кемеровская область, Беловский муниципальный район, <адрес> сельское поселение, снять с кадастрового учета указанные земельные участки; аннулировать сведения в ЕГРН об этих земельных участках; признать результаты межевания земельных участков, проведенного ООО «Центр Земельного Кадастра», принадлежащих Гузю А. Н. на праве собственности, расположенных по адресу: Кемеровская область, Беловский муниципальный район, кадастровые номера №, №, №, № недействительными.
В судебном заседании представитель истца – Носова О.В., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, пояснила, что спорные земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, выдел данных земельных участков был произведен без учета состояния и свойств почвы, имеющей показатели оценки в баллогектарах.
Ответчик Гузь А.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Представитель ответчика Гузя А.Н. – Малютин С.В., действующий на основании доверенности, возражает против заявленных исковых требований, представил возражения на иск, просил в удовлетворении иска отказать, указывает, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона «О разграничении государственной собственности на землю» было установлено, что право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникало с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. С момента вступления в силу Закона о разграничении и до окончания его действия (т.е. 01.07.2006) право муниципальной собственности Беловского муниципального района на земельный участок, на котором расположены спорные земельные участки, могло возникнуть только на основании актов Правительства РФ и исключительно с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 NQ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом проведенная государственная регистрация должна удостоверяться соответствующими документами (ст. 14 Закона о регистрации»). Право собственности Беловского муниципального района на земельный участок, на котором расположены спорные земельные участки, могли удостоверяться и иными документами: установленными законодательством актами, свидетельствами. Согласно п. 1 ст. 2 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в ЕГРП (п. 3 ст. 2 Закона о регистрации). Истец обязан был представить документы, подтверждающие возникновение прав муниципальной собственности на свои угодья.
В силу самого определения земельного участка как объекта прав и как недвижимость с характеристиками индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ), земли не могут являются объектом права частной, государственной или муниципальной собственности, поскольку объектом прав являются исключительно земельные участки. У истца не только не возникло право собственности, но и отсутствуют правовые основания для признания права в порядке ст. 55 Закона о регистрации недвижимости.
Несмотря на Указ Президента РФ N 323, администрация Беловского района не приняла никаких решений или иных правоустанавливающих документов, которые бы подтверждали предоставление земельных участков соответствующим органам местного самоуправления, включая Сельскому Совету. Истец обязан предоставить суду решения, правоустанавливающие документы или иные документы, удостоверяющие права на землю, выдаваемые до введения в действие Закона о регистрации, которые бы подтверждали предоставление земельных участков соответствующим органам местного самоуправления, включая Сельскому Совету, т.е. которые бы подтверждали возникновение права муниципальной собственности на землю (сельхозугодия), на которой расположены выделенные земельные участки. Проект землеустройства (перераспределения земель) колхоза «<данные изъяты> также не содержит решений или иных правоустанавливающих документов о предоставлении земельных участков органам местного самоуправления, подтверждающих наличие ранее возникшего права муниципальной собственности на земельные участки в границах этого колхоза, в соответствии с Указом Президента РФ N 323, Постановления Правительства РФ N 86.
Все межевые планы спорных участков были подготовлены кадастровым инженером на основании проекта межевания, утвержденного собственниками земельных долей. Согласование размера и местоположения границ данных земельных участков проводилось кадастровым инженером путем публикации извещения в газете «Сельские зори». Никаких возражений относительно размера и местоположения границ в соответствии с ч. 14 ст. 13.1 ФЗ N2 101 в адрес кадастрового инженера и Кадастровую палату не поступало. Кадастровые работы выполнялись по образованию земельных участков путем выдела долей в праве общей собственности на исходный земельный участок в составе земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 42:01 :0000000:488. В результате были подготовлены межевые планы и были представлены в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельных участков.
Исходя из сведений Проекта перераспределения земель, состоящего из текстовой и графической частей, выделенные земельные участки расположены в пределах контура, предназначенного для сельскохозяйственного использования. Руководствуясь ч. 1 и 3 ст. 39 Закона о кадастре кадастровый инженер вообще не обязан был согласовывать границы, даже и при наличии смежных участков с зарегистрированными правами на них, поскольку при проведении кадастровых работ по образованию земельных участков обязанность их согласования Законом о кадастре не предусмотрена. Такая обязанность вытекает только при проведении работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявление об учете изменений земельного участка или земельных участков.
В связи с отсутствием каких-либо границ <адрес> (а затем <адрес>) поселения в целом и соответствующего сельского совета в частности, не говоря уже о шахте <данные изъяты>, которая вообще не существует в Российской Федерации и ЗГЗ «<данные изъяты>» в ГКН, а также по смыслу ч. 3.1 ст. 25, ч. 7 ст. 38, ч. 2 ст. 39 Закона о кадастре, и исходя из определения самого земельного участка в ст. 6 ЗК РФ считает, что никакого предмета для согласования вообще не было (ч. 2 ст. 39 Закона о кадастре).
При отсутствии границ (координат) определить местоположение земельных участков, как на местности, так и на тобой картографической основе ГКН не представляется возможным.
Считает выводы истца о согласовании границ земельных участков в порядке статей 39, 40 Закона №221-ФЗ с администрацией <адрес> сельского поселения и, соответственно, об общей границе с землями, находящимися в ведении администрации, является незаконным, поскольку никаких оснований и прав у администрации на свои земельные участки не только не существует, но и не возникло.
Все документы, подтверждающие законность проведения согласования границ, как при подготовке проектов межевания, так и при проведении кадастровых работ содержатся в материалах дела. Истец не представил ни одного доказательства (документа), подтверждающего ответственность Общества за межевание земельных участков. Межевания в связи с образованием спорных участков вообще не было. Таким образом, требование о признании результатов межевания земельных участков недействительными является необоснованным, поскольку при подготовке межевого плана как результата кадастровых работ и проекта межевания само межевание ООО «Центр 3емельного Кадастра» не проводилось. Межевание и кадастровые работы по подготовке межевого плана являются самостоятельными видами работ. При этом при проведении кадастровых работ межевание не только не проводится, но и не предусмотрено требованиями к подготовке межевого плана.
Довод о том, что земельные участки были выделены на землях, не имеющую оценку в баллогектарах, не соответствует действительности. В момент образования спорных участков, т. е. при подготовке проекта межевания земельных участков с учетом состояния и свойств почв в порядке ст. 2-2 Закона № 65-ОЗопределение размера (площади) выделяемых в счет земельных долей земельных участков проводилось исключительно на основе Проекта землеустройства (перераспределения земель) колхоза «Россия», позволяющего отнести исходный участок (земли) к землям, передаваемым в собственность бесплатно, т.е. исключительно к землям, находящимся в долевой собственности (условные обозначения на чертеже (графической части) Проекта перераспределения земель). Как сам проект, так и чертеж не содержат никаких сведений о баллогектарах в границах контуров. Поэтому при определении размеров земельных участков применялась средняя оценка с учетом сведений Проекта перераспределения земель. При этом проектное местоположение границ определено исключительно в границах земель, находящихся в долевой собственности, что подтверждается условными обозначениями графической части Проекта землеустройства.
Более того, п. 2 ст. 2-2 3акона № 65-ОЗ дает право кадастровому инженеру применить (использовать) любую документацию, содержащую все необходимые сведения для определения эквивалента плодородия почв. Иными словами, в силу положений указанного пункта обязанность получать иную землеустроительную документацию (т.е. план земель колхоза «<данные изъяты> данным законом не предусмотрена.
Поэтому, руководствуясь п. 1,2 ст. 2-2 3акона N 65-03 кадастровым инженером был использован Проект перераспределения, содержащий в текстовой части все необходимые сведения для определения такого эквивалента. Как при проведении кадастрового учета, так и государственной регистрации прав никаких нарушений не выявлено.
Истцом избран ненадлежащий способ защиты, т. е. оспаривание зарегистрированного права не может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим. Законные основания для снятия с кадастрового учета указанных земельных участков,
для прекращения права собственности на спорные участки, перечисленные, в том числе и в ст. 235 ГК РФ и других, отсутствуют.
Представитель ответчика ООО «Центр Земельного Кадастра» - Маликов С.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен.
Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в отзыве указывает, что государственный кадастровый учёт земельных участков был осуществлён в соответствии с требованиями законодательства. Законные основания для снятия земельных участков с кадастрового учёта отсутствуют. В случае удовлетворения требований истца, аннулировании сведений о них в ЕГРН данные объекты недвижимости прекратят своё существование.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющий самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, при рассмотрении дела полагается на усмотрение суда.
Привлечённые к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Самборская Т.П., Самборский Н.А., Самборский М.А., Валишина Ю.А., Батина Г.Е., извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Определением Беловского районного суда от 16.11.2017г. прекращено производство по иску Администрации Беловского муниципального района к Гузю А. Н., Обществу с ограниченной ответственностью «Центр Земельного кадастра» в части признания отсутствующим и прекращении права собственности на земельные участки с кадастровыми № №, № №, снятии земельных участков с кадастрового учета, аннулировании сведений из ЕГРН, признании результатов межевания земельных участков недействительными, поскольку имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.19 Земельного Кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии со ст. 6 Земельного Кодекса РФ объектами земельных правоотношений являются: земля, как природный объект и природный ресурс; земельные участки, части земельных участков.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
В соответствии со ст.68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
Пункт 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации делит сельскохозяйственные угодья на пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 1 ч.1 ст. 39.1, ст. 39.2 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Доводы представителя ответчика Гузя Малютина С.В. о том, что право собственности на земельные участки не зарегистрировано за истцом, со ссылкой на Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» суд считает несостоятельными, так как не основаны на нормах закона применительно к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п.3. ст.3.1. Федерального Закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно п.1,2 ст.33 ФЗ №137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (ч.1).
В силу п. 1, 5-8 ст.13 Закона № 101-ФЗ участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.
Из анализа приведенных норм права следует, что законом установлен четкий порядок действий при выделе земельного участка сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей, в том числе с учетом состояния и свойств почвы земельного участка.
В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядок выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2-1 Закона Кемеровской области № 65-ОЗ от 18.12.2003 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кемеровской области» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленнымЗемельным кодексом Российской ФедерациииФедеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п.1).
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 настоящей статьи (п.2).
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников общей долевой собственности и в соответствии с утверждённым этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (п.3).
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется (п.5).
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленномФедеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п.6).
Размер (площадь) выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств почв определяется при разработке проекта межевания земельных участков, утверждаемого общим собранием собственников земельных долей либо решением собственника земельной доли или земельных долей (п.7).
В соответствии со ст. 2-2 Закона № 65-ОЗ определение размера (площади) выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почв производится на основе проекта перераспределения (землеустройства) земель.
В качестве единиц эквивалента плодородия почв следует применять используемые в материалах проекта перераспределения (землеустройства) земель или иных землеустроительных документах, полученных в результате проведения землеустройства и включенных в государственный фонд данных, показатели (баллогектары), которые были составлены по признакам и свойствам почв, существенно влияющим на урожайность сельскохозяйственных культур или продуктивность кормовых угодий.
Кадастровый инженер при подготовке проекта межевания земельных участков определяет размер (площадь) выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (участков) с учетом состояния и свойств его почв с соблюдением следующих этапов работ: определение площади земельных участков, находящихся в долевой собственности, на дату подготовки проекта межевания земельных участков на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости и соответствующей землеустроительной документации; получение в соответствующем органе местного самоуправления перечня собственников земельных долей, а также сведений о размерах их долевой собственности; определение размера (площади) земельной доли, выраженной в баллогектарах; определение размера (площади) и проектных границ земельных участков, образуемых в счет земельных долей, включенных в границы контуров сельскохозяйственных угодий, с учетом баллогектаров.
В судебном заседании установлено, что ответчику Гузю А.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым № площадью 90513+/-2632 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу (описание место положения): Кемеровская область, Беловский муниципальный район, <адрес> сельское поселение, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, в которой указано, что выдел осуществлён на основании Свидетельства о праве на наследство по закону 42АА №9 от 10.08.2015 года Дата государственной регистрации права 16.06.2017 года (т.1 л.д.4-6). Данные факты сторонами не оспариваются.
Земельная доля площадью 9 га с оценкой 205 баллогектаров в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: колхоз <данные изъяты> Беловский район, принадлежала Ф.И.О.1., что подтверждается свидетельством на право собственности на землю № от 19.12.1994 года.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 10.08.2015г. Батина Г.Е. является наследницей имущества Ф.И.О.1., умершей ДД.ММ.ГГГГ., а именно: земельной доли, площадью 9 га без выдела в натуре, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство, расположенной по адресу: Кемеровская область, Беловский район, колхоз <данные изъяты> с кадастровым № (т.1 л.д. 279).
Согласно материалам реестрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером №, земельный участок был поставлен на кадастровый учет 26.05.2017г. на основании заявления Маликова А.С., а также межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Вагнер К.А., в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка путем выдела доли в праве общей долевой собственности Батиной Г.Е. на исходный земельный участок в составе земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, расположенный по адресу: Кемеровская область, Беловский район, колхоз <данные изъяты>
Согласно межевому плану земельного участка с кадастровым № согласование размера и местоположение границ данного земельного участка проводилось кадастровым инженером путем публикации извещения в газете «Сельские зори» (т.1 л.д. 281).
После выдела спорного земельного участка, постановки его на кадастровый учет и регистрации в ЕГРП, земельный участок с кадастровым номером №, правообладателем Батиной Г.Е. безвозмездно передан в дар ответчику Гузю А.Н. на основании договора дарения, что в судебном заседании сторонами не оспаривается, однако договор дарения сторонами суду не представлен.
Спорный земельный участок находится на территории <адрес> сельского поселения Беловского муниципального района.
Согласно изменениям, внесенным в пункт 2 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ от 03.07.2016 № 334-ФЗ, с 01 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
С учетом положений ч.2 ст.3.3 Закона № 137-ФЗ и внесенных в указанную статью изменений Федеральным законом № 334-ФЗ от 03.07.2016г., администрация Беловского муниципального района обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории <адрес> сельского поселения, включая территорию Коневского сельского поселения, и в отсутствие государственной регистрации права собственности на землю, так как в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Статьей 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В соответствии со ст.38 Закона № 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа. Порядок согласования местоположения границ земельных участков определен ст. 39 Закона № 221-ФЗ.
После утверждения проекта межевания общим собранием собственников земельных долей образование земельных участков в счет земельных долей при проведении кадастровых работ производится только с учетом состояния и свойств их почв.
Таким образом, в силу ст.2-1, 2-2 Закона № 65-ОЗ размер (площадь) выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почв производится на основе проекта перераспределения (землеустройства) земель.
Из проекта землеустройства (перераспределения земель) колхоза <данные изъяты> Беловского района Кемеровской области от 1992 года, утвержденного Всероссийским объединением РосНииземпроект, усматривается, что по колхозу «<данные изъяты> средний показатель оценки качества сельхозугодий составляет 27,5 баллов, количество баллогектаров на 1 пай 251.0, фактически установленный земельный пай равен 9,0 га. Разделу на земельные паи подлежат все сельскохозяйственные угодья колхоза, за исключением земельных участков, переданных в ведение <адрес> сельского Совета народных депутатов. Полученный средний расчетный земельный пай не должен превышать среднерайонную норму продифференцированную по хозяйству в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий.
Согласно выкопировке с плана земель колхоза «Россия» в границах контура сельхозугодий определена оценка земель по состоянию и плодородию почв в баллогектарах (т.1 л.д.38).
Из содержащихся в проекте землеустройства экспликации земель и выкопировки с плана земель колхоза <данные изъяты> видно, что проектом определены категории сельскохозяйственных земель и их местоположение, переданных в собственность членов колхоза общей площадью 9823 га, установлены посторонние землепользователи, описаны границы смежных земель.
Исследовав материалы реестрового дела № графические материалы плана земель колхоза «<данные изъяты>», суд не усматривает, что спорный земельный участок был выделен в счет земельной доли из земель, имеющих показатели оценки состояния и свойств почвы в баллогектарах. Такая оценка земель по состояния почвы в местоположении спорного земельного участка отсутствует.
Проектные границы образованного земельного участка установлены за пределами границ контуров сельхозугодий колхоза «<данные изъяты> имеющих оценку в баллогектарах, что делает невозможным выдел земельной доли с отступлением от данных показателей.
Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика Гузя – Малютина С.В., данный земельный участок, в нарушение вышеуказанных норм закона, выделен на участке, не имеющем показателей оценки состояния и свойств почвы в баллогектарах, границы данного земельного участка установлены за пределами границ контуров сельхозугодий колхоза «<данные изъяты> имеющих оценку в баллогектарах.
Доказательств расположения спорного земельного участка на землях паевого фонда колхоза «<данные изъяты>» суду не представлено.
Местоположение спорного земельного участка воспроизведено в графической части межевого плана реестрового дела и находится в границах контура земель, описанных буквами Е-Ж-З на плане земель колхоза «<данные изъяты> при этом смежные земли относятся к администрации <адрес> сельского совета и землям шахты «<данные изъяты>» и ЗГЗ «<данные изъяты>» (т.1 л.д.251).
Таким образом, кадастровый инженер неправомерно определил границы и размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, правообладателем которого являлась Батина Г.Е..
Согласно п. 1,3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (п. 1).
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (под. 1 п.З).
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 40 Закона № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы (являются неотъемлемой частью межевого плана.
Поскольку Администрация Беловского муниципального района является правопреемником Администрации <адрес> сельского поселения в силу ст. 3.3 Закона № 137-ФЗ, суд пришёл к выводу, что правом распоряжения земельным участком, находящимся на территории <адрес> сельского поселения, право государственной собственности на которые не разграничено, принадлежит Администрации Беловского муниципального района, в связи с чем, выделяя земельный участок за пределами границ контура сельскохозяйственных угодий колхоза «<данные изъяты> кадастровый инженер обязан был согласовать границы земельных участков с администрацией Беловского муниципального района. Такое согласование в материалах дела отсутствует и ответчиком ООО «Центр Земельного Кадастра» суду не представлено.
Кроме того, кадастровый инженер должен был провести работу по определению площади выделяемого земельного участка в точном соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости и землеустроительной документацией.
В общих сведениях к проекту межевания земельных участков кадастровым инженером указано, что для составления проекта межевания земельного участка был использован: кадастровый план территории от 13.03.2017г. (т.1 л.д. 238). Данный документ в материалах реестрового дела отсутствует и ответчиками суду не представлен.
Кроме того, в материалах реестрового дела отсутствуют данные о получении кадастровым инженером в органе местного самоуправления Администрации Беловского муниципального района перечня собственников земельных долей и сведений о размерах их долевой собственности в соответствии с требованиями ст. 2-2 Закона Кемеровской области № 65-ОЗ.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что межевой план земельного участка с кадастровым № выполнен с нарушением ст. 2-1, 2-2 закона Кемеровской области № 65-ОЗ и ст. 13.1 Закона № 101 –ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 39, 40 Закона № 221-ФЗ, в связи с чем суд признает кадастровые работы по выделению земельного участка с кадастровым № недействительными, в связи с чем данный земельный участок подлежат снятию с кадастрового учета.
Поскольку границы земельного участка с кадастровым №, его местоположение, определены неправильно и подлежат снятию с кадастрового учета, собственник земельного участка не приобрел право распоряжаться этими землями, в том числе передавать безвозмездно путем дарения в собственность других лиц.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что выдел земельной доли в рамках проекта межевания земельного участка, подготовленных кадастровым инженером Маликовым С.Н., произведен не исключительно из земель сельскохозяйственного назначения, являющихся объектом общей долевой собственности, а затрагивает земли, находящиеся в муниципальной собственности, что является недопустимым.
Данное обстоятельство является основанием для обращения лица, чье право нарушено, в суд за оспариванием зарегистрированного права путем предъявления иска о признании этого права отсутствующим.
В связи с тем, что местоположение земельного участка, его границы определены неправильно, данный земельный участок подлежит снятию с кадастрового учёта.
Согласно ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Статьей 235 ГК РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (ч.1).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктах 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Из содержания п.2 ст.252 ГК РФ и п.1 ст.13 ФЗ № 1-1-ФЗ усматривается, что выдел земельной доли может производиться только из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся объектом общей долевой собственности, если такой выдел при этом не противоречит установленным законом требованиям к образованию земельных участков.
В данном случае в отношении выдела в счёт земельной доли спорного земельного участка указанные требования соблюдены не были.
Поскольку запись права собственности ответчика Гузя А.Н. на земельный участок зарегистрировано в ЕГРП и нарушает право истца на распоряжение земельным участком, расположенным на территории <адрес> сельского поселения, суд полагает, что истцом правомерно заявлены требования о признании отсутствующим и прекращении права собственности Гузя А.Н. на земельный участок с кадастровым №
Учитывая, что кадастровым инженером неправильно определены местоположение и границы земельного участка с кадастровым №, постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности спорного земельного участка, осуществлена неправомерно, суд приходит к выводу, что право собственности Гузя А.Н. на земельный участок с кадастровым № подлежит признанию отсутствующим и прекращению, запись регистрации права в ЕГРН на спорные земельные участки - аннулированию.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиками не представлено суду законных оснований в обоснование своих возражений, а также доказательств, позволяющих выделить Гузю А.Н. земельный участок в счет земельной доли из земель, государственная собственность на которые не разграничена, право распоряжения которыми принадлежит муниципальному образованию Беловского муниципального района.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования администрации Беловского муниципального района Кемеровской области к Гузю А. Н., Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», обществу с ограниченной ответственностью «Центр Земельного Кадастра» удовлетворить.
Признать отсутствующим и прекратить право собственности Гузя А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок с кадастровым №№, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский муниципальный район, <адрес> сельское поселение.
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым № №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Кемеровская область, Беловский муниципальный район, <адрес> сельское поселение.
Признать результаты кадастровых работ по межеванию земельного участка с кадастровым № №, проведенные ООО «Центр Земельного Кадастра», принадлежащих Гузю А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности, расположенных по адресу: Кемеровская область, Беловский район, <адрес> сельское поселение, недействительными.
Аннулировать сведения в ЕГРН о земельном участке, расположенном по адресу: Кемеровская область, Беловский муниципальный район, <адрес> сельское поселение, с кадастровым № №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: И.А. Луцык
Текст решения в окончательной форме изготовлен 21 ноября 2017 года.