Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-443/2018 ~ М-392/2018 от 15.08.2018

Дело № 2-443/2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2018 года                            г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Полузеровой С.В.,

при секретаре Романовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Терентьевой Е.А. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», Министерству социальной защиты Республики Карелия об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Терентьева Е.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что она относится к категории детей-сирот в связи со смертью матери и лишении отца родительских прав, и включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья. Просит обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец Терентьева Е.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» в судебном заседании не присутствовал, уведомлены должным образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в представленном отзыве, указывают, что истец относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет 5 лет, постановлением АМО «Кандалакшский район» от 29.12.2015 №2225 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории МО Кандалакшский район. 05.05.2016 АМО «Беломорский муниципальный район» включила истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья. Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 07.10.2016 №331-П утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья, в который включена Терентьева Е.А. По состоянию на 01.08.2018 истец состоит в списке под номером 33. МО «Беломорский муниципальный район» в 2018 году на приобретение жилья для указанных лиц выделено субвенции 5049 тыс. руб. Администрацией с апреля по июнь 2018 было проведено 7 электронных аукционов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сумму 5041500,00 руб. По итогам проведенных аукционов Администрацией уже заключены муниципальные контракты на приобретение жилья и заключены договоры социального найма специализированного жилого фонда. В связи с изложенным, возражают против требований истца.

Представитель соответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия, из отзыва следует, что Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия переименовано в Министерство социальной защиты Республики Карелия в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 №326-П. Терентьева Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в раздел «Беломорский муниципальный район», строка 34. Законом Республики Карелия от 21.12.2017 №2205-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Беломорскому муниципальному району предусмотрена субвенция в размере 5093 тыс. руб.

Третье лицо Администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша в судебное заседание своего представителя не направило, уведомлены о рассмотрении дела должным образом, возражений не представили.

Третье лицо представитель Администрации муниципального образования Кандалакшский район в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без участия представителя, указали, что Терентьева Е.А. исключена из муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории МО Кандалакшский район в связи с включением ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья.

Суд, рассмотрев письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, родителями Терентьевой Е.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, являются: мать – М., отец – Т. Т. и М. заключили брак ХХ.ХХ.ХХ, М. присвоена фамилия «Т.».

Также установлено, что мать Терентьевой Е.А. – Т. умерла ХХ.ХХ.ХХ; отец Терентьевой Е.А. – Т. лишен родительских прав ...

Терентьева Е.А. зарегистрирована по адресу: ... с 22.01.1999 по настоящее время (справка о регистрации по месту жительства и составе семьи МКУ «Отдел городского хозяйства» от 28.01.2013), имеет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: Республика Карелия, г.Беломорск, ул.Каменная, д.13, кв.3 с 02.05.2017 по 02.05.2020, что подтверждается сведениями, представленными МП ОМВД России по Беломорскому району от 21.08.2018, сведениями о регистрации МКУ «Управление по строительству и ЖКХ» МО «Беломорский муниципальный район» от 21.08.2018, копией поквартирной карточки.

Постановлением Главы муниципального образования города Кандалакши с подведомственной территорией №448 от 01.06.2006 за Терентьевой Е.А. закреплена жилая площадь по адресу: ....

Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» №999 от 28.08.2013 над Терентьевой Е.А. установлено попечительство, попечителем назначен А., зарегистрированный по адресу: ....

Заключением межведомственной комиссии Администрации муниципального образования Кандалакшский район №5012 от 25.12.2015 установлен факт невозможности проживания Терентьевой Е.А. в ранее закрепленном за ней жилом помещении по адресу: ... по причине непригодности жилого помещения для проживания.

Постановлением Администрации МО Кандалакшский район №2225 от 29.12.2015 Терентьевой Е.А. гарантировано предоставление благоустроенного жилого помещения на территории МО Кандалакшский район. Постановлением Администрации МО Кандалакшский район №2300 от 31.12.2015 Терентьева Е.А. включена в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории МО Кандалакшский район (строка 41). Из сообщения Администрации МО Кандалакшский район №1089 от 15.04.2016 следует, что Терентьева Е.А. до настоящего времени жилым помещением не обеспечивалась.

Постановлением АМО «Беломорский муниципальный район» №454 от 05.05.2016 Терентьева Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья.

Согласно постановлению Администрации МО Кандалакшский район №820 от 12.07.2016 Терентьева Е.А. исключена из муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории МО Кандалакшский район.

Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия №331-П от 07.10.2016 утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в котором значится Терентьева Е.А. (строка 50).

Как следует из уведомления Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Карелия от 03.09.2018 №КУВИ-001/2018-6670216 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Терентьевой Е.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения.

По сообщению ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от 21.08.2018 №2876, по архивным данным сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на Терентьеву Е.А. не имеется.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

Пункт 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действовавший до 01.01.2013г., предусматривал предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон N 159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, и направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ и частью 1 ст.3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя" (далее - Закон N 921-ЗРК), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (на территории Республики Карелия – Правительством Республики Карелия, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным выше по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.2 и 3 п.1 ст.8 Закона №159-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 4 Закона N 921-ЗРК органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона.

Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Жилое помещение должно быть предоставлено Терентьевой Е.А. по месту ее фактического проживания в г.Беломорске по следующим основаниям.

Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства", и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

При таких обстоятельствах, учитывая, что до окончания срока, на который было установлено попечительство, Терентьева Е.А. фактически проживала у своего попечителя в г. Беломорске, где имеет временную регистрацию, а также учитывая невозможность ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении, Терентьева Е.А. имеет право на обеспечение жилым помещением в Беломорском районе Республики Карелия..

В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

26.06.2007г. Решением № 83 Х сессии XXV созыва Совета МО «Беломорский муниципальный район» «О внесении изменений в решение Совета №125 от 29.09.2005 XXI сессии XXIY созыва «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения» изменена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма и составила 18 кв.м. жилой площади на одного члена семьи.

В соответствии с ч.3 ст.4 Закона РК № 921-ЗРК финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.

Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.

На основании изложенного, учитывая, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории Беломорского муниципального района, иного жилого помещения на праве собственности либо занимаемого на основании договора социального найма у истца не имеется, суд считает, что требование Терентьевой Е.А. к ответчику АМО «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, является обоснованным и подлежит удовлетворению за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

Правовых оснований для удовлетворения заявленных требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Терентьевой Е.А. удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» предоставить Терентьевой Е.А. за счет субвенций, предоставляемых бюджету Беломорского муниципального района из бюджета Республики Карелия на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В иске к Министерству социальной защиты Республики Карелия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                            С.В. Полузерова

Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2018 года.

2-443/2018 ~ М-392/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Терентьева Евгения Александровна
Ответчики
Министерство социальной защиты РК
АМО "Беломорский муниципальный район"
Другие
Администрация муниципального образования «Кандалакшский район»
Администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Полузерова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
15.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2018Передача материалов судье
16.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2018Судебное заседание
10.09.2018Судебное заседание
11.10.2018Судебное заседание
12.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2018Дело оформлено
18.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее