Дело № 2-157/2020
УИД № 70RS0012-01-2020-000518-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бакчар Томской области 12 октября 2020 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Затеева П.Е.,
при секретаре Вельматкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Дьяченко Л.А., Дьяченко С.М., Семибратовой О.С. к Администрации Бакчарского района Томской области о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья и возложении обязанности восстановить в очереди по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
установил:
Дьяченко Л.А., Дьяченко С.М. и Семибратова О.С. обратились в суд с иском к администрации Бакчарского района Томской области, в котором просят признать за ними право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; возложить на администрацию Бакчарского района Томской области обязанность восстановить Дьяченко Л.А., Дьяченко С.М., Семибратову О.С. в очереди по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по дате подачи заявления и очередности М.А..
В обоснование исковых требований указано, что М.А. состояла в очереди на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей в Администрации Бакчарского района с 08.10.2008 (категория «инвалиды»). Истцы значились как члены семьи М.А., что подтверждается выпиской из решения Комиссии по вопросам обеспечения жильем (жилищным субсидиям) лиц, имеющих право на льготное финансирование строительства (приобретения) жилья Администрации Бакчарского района от 31.10.2008. ДД.ММ.ГГГГ М.А. умерла и решением комиссии № 11 от 21.10.2011 снята с учета в связи со смертью. При обращении в администрацию Бакчарского района Томской области с заявлением о сохранении права на получение социальной выплаты для приобретения жилья с учетом даты постановки на учет и очередности предоставления жилищной субсидии М.А., решением Комиссии № 12 от 29.07.2020 отказано в сохранении за истцами как членами семьи умершей права на получение социальной выплаты. Мотивировано данное решение тем, что факт смерти М.А. произошёл до вступления в силу Федерального закона № 212-ФЗ от 17.07.2012. Истцы считают данное решение незаконным.
В судебное заседание истцы, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Администрация Бакчарского района Томской области, третье лицо Департамент архитектуры и строительства Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту – Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений. К числу таких категорий граждан отнесены, в том числе граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» статья 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17.07.2011 № 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 (статья 2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии со статьей 5 Федерального Закона № 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что Решением комиссии по вопросам обеспечения жильем (жилищными субсидиями) лиц, имеющих право на льготное финансирование строительства (приобретения) жилья, № 7 от 31.10.2008 М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., поставлена на очередь на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, категория «инвалид», учетное дело №). В качестве членов ее семьи также указаны: дочь Дьяченко Л.А., зять Дьяченко С.М., внучка Дьяченко О.С. (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ М.А. умерла. Согласно справке о проживающих на день смерти № 657 от 12.08.2020, выданной администрацией Парбигского сельского поселения Бакчарского района Томской области, М.А. на день смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, проживала и состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>. На день смерти по указанному адресу состояли на регистрационном учете: Дьяченко С.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоял на регистрационном учете по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ; Дьяченко Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ; Семибратова О.С., с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего севера и приравненных к ним местностей, № 11 от 21.10.2011 М.А. была снята с учета в связи со смертью, на основании п/п «з» п. 21 «Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (л.д. 10).
Согласно выписке из решения заседания Комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, № 12 от 29.07.2020 отказано в сохранении Дьяченко Л.А. как за членом семьи права на получение социальной выплаты умершей М.А. в связи с тем, что факт смерти М.А. произошёл ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ (л.д. 11).
Из справки о проживающих и зарегистрированных № 658 от 12.08.2020 по адресу: <адрес>, продолжают состоять на регистрационном учете: Дьяченко С.М., Дьяченко Л.А., Семибратова О.С. (л.д. 7).
Согласно свидетельству о рождении II-ОМ № родителями Дьяченко О.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются Дьяченко С.М. и Дьяченко Л.А. (л.д. 13).
Из справки о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Дьяченко О.С. вышла замуж ДД.ММ.ГГГГ, жене присвоена фамилия Яковлева. Впоследствии брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 16).
Согласно свидетельству о заключении брака I-ОМ № от ДД.ММ.ГГГГ, Яковлевой О.С. после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ присвоена фамилия Семибратова (л.д. 14).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцы проживали и являлись членами семьи умершей М.А., а также состояли на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 г., так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 г., сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии (правовая позиция, изложенная в Определении Верховного Суда РФ от 12.03.2013 № 34-КГ13-1).
Следовательно, истцы, как члены семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ, не могут быть лишены права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти М.А. до 1 января 2012 г.
Поскольку единственным основанием для отказа в сохранении права на получение социальной выплаты истцам явилось то обстоятельство, что смерть М.А. произошла ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, то истцы: Дьяченко Л.А., Дьяченко С.М. и Семибратова О.С. сохранили право на получение жилищной субсидии после смерти М.А. как члены её семьи, и до настоящего времени они такое право не утратили.
Соответственно истцы имеют право состоять на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Дьяченко Л.А., Дьяченко С.М., Семибратовой О.С. право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сохранившееся после смерти М.А..
Возложить на Администрацию Бакчарского района Томской области обязанность восстановить Дьяченко Л.А., Дьяченко С.М., Семибратову О.С. в очереди по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по дате постановки на учет и очередности предоставления жилищной субсидии М.А..
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий (подпись) П.Е. Затеев
Мотивированное решение изготовлено 19.10.2020.