Решение по делу № 2-87/2017 от 28.02.2017

Дело № 2-87/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Балейский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,

при секретаре Журавлевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 30 мая 2017 г. гражданское дело по иску Беляевой Е.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Нижне-Кокуйская основная общеобразовательная школа о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, возложении обязанности выплачивать заработную плату не ниже установленного МРОТ с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы,

у с т а н о в и л :

Беляева Е.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она работает в должности <данные изъяты> на 0,25 ставки, и <данные изъяты> на 0,25 ставки в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Нижне-Кокуйской основной общеобразовательной школе» (далее – МБОУ «Нижнее-Кокуйская ООШ). Средний размер начисленной заработной платы с 1 ноября 2015 года по 31 января 2016 года составил <данные изъяты> в месяц и включает в себя: повременную оплату труда (оклад) - <данные изъяты>; районную надбавку 40% -<данные изъяты>; северную надбавку- <данные изъяты>; надбавку за особые условия труда - <данные изъяты> Считает, что включение компенсационных выплат (районной надбавки и процентной надбавки) в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству. С ноября 2015 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 232 МРОТ установлен в сумме <данные изъяты>, с января 2016 года МРОТ установлен в размере – <данные изъяты>. Следовательно, общий размер ее начисленной заработной платы, с учетом 40% районной надбавки и 30% северной надбавки должен составлять с 1 ноября 2015 г. по 31 декабря 2015 г. – <данные изъяты>, с 1 января 2016 г. – <данные изъяты>. Таким образом, за период с 1 ноября 2015 года по 31 января 2016 год ответчик не до начислил и не выплатил ей заработную плату в размере <данные изъяты>. Просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную ей заработную плату за период с ноября 2015 года по январь 2016 г. в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, обязать ответчика начислять и выплачивать заработную плату, согласно установленному МРОТ.

Решением суда от 10 марта 2016 г. исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскана недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с ноября 2015 г. по январь 2016 г. в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, всего <данные изъяты>, на ответчика возложена обязанность с 1 февраля 2016 года, производить начисление и выплату заработной платы Беляевой Е.А. при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.

Определением суда от 28 февраля 2017 г. заявление представителя МБОУ Нижне-Кокуйская ООШ о пересмотре названного решения по новым обстоятельствам удовлетворено, решение от 10 марта 2016 г. отменено по новым обстоятельствам, производство по настоящему делу возобновлено.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 02 мая 2017 г. указанное определение оставлено без изменения.

Истец Беляева Е.А., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Ответчик МБОУ Нижне-Кокуйская ООШ, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направил своего представителя, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, исковые требования не признает.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее –ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый).

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 ТК РФ).

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146).

Как установлено судом, Беляева Е.А. работает в МБОУ Нижне-Кокуйская ООШ в должности <данные изъяты> с 1 сентября 2015 года. На основании приказа № 116 п 3 от 15 сентября 2015 года о совмещении должностей Беляевой Е.А. <данные изъяты> с 01 сентября 2015 года поручено выполнение дополнительной работы в порядке совмещения должности <данные изъяты> на 0,25 ст. объема работы и в порядке совмещения должности <данные изъяты> на 0,25 ст. объема работы. Согласно дополнительному соглашению от 01 сентября 2015 г. в порядке совмещения должности <данные изъяты> на 0,25 ст. объема работы ежемесячная доплата в размере <данные изъяты>, выплата за интенсивность 20%, районный коэффициент 40 %, северная надбавка 30%, итого <данные изъяты>; в порядке совмещения должности рабочей по стирке и ремонту спецодежды на 0,25 ст. объема работы с ежемесячной доплатой в размере <данные изъяты>, надбавки за вредность 4 % -<данные изъяты>, надбавки за специфику работы 5 % - <данные изъяты>, выплата за интенсивность 20%- <данные изъяты>, районный коэффициент и северной надбавки <данные изъяты>, итого <данные изъяты>.

Действовавшее до 1 сентября 2007 г. правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ч. 2 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ, установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно – на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).

Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

На основании статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 г. установлен в сумме <данные изъяты> в месяц.

На основании статьи 1 Федерального закона от 14 декабря 2015 № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 установлен в сумме <данные изъяты> в месяц.

Как видно из материалов дела, Беляева Е.А. норму рабочего времени в спорном периоде выработала, размер ее оклада по занимаемой ею должности на 0,75 ставки был менее минимального размера оплаты труда, установленного названным Федеральным законом.

Однако, с учетом установленного истцу оклада на 0,75 ставки, а также начисленных к нему надбавок районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, доплаты за интенсивность, за вредные условия труда с учетом отработанной нормы рабочего времени размер выплачиваемой истцу с ноября 2015 г. ежемесячно заработной платы превышал установленный федеральным законом в 2015 - 2016 г. минимальный размер оплаты труда, а именно: Беляевой Е.А. начислена заработная плата в ноябре – декабре 2015 г. по <данные изъяты> в каждом месяце, в январе 2016 г. - <данные изъяты>.

Анализ порядка начисления ответчиком заработной платы указанному работнику свидетельствует о том, что размер выплачиваемой ей работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ, нарушений норм трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы истцу в спорном периоде не имелось.

Исходя из изложенного, вывод истца о том, что районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы необходимо начислять сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является неверным, основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенного работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу ст. 133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Беляевой Е.А. не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Беляевой Е.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Нижне-Кокуйская основная общеобразовательная школа о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, возложении обязанности выплачивать заработную плату не ниже установленного МРОТ с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: Е.А. Бирюкова

2-87/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Беляева Елена Анатольевна
Ответчики
МБОУ "Нижне Кокуйская ООШ"
Суд
Балейский городской суд Забайкальского края
Судья
Бирюкова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
baley--cht.sudrf.ru
28.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.02.2017Передача материалов судье
28.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2017Судебное заседание
30.05.2017Судебное заседание
30.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2017Дело оформлено
20.07.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее