Дело №2-582/2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2016 г. г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Красавцевой А.Н.,
с участием прокурора Чучулаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Беломорского района в интересах Черкашиной Л.И. к МДОУ БМР «ЦРР детский сад «Родничок» (далее МДОУ «ЦРР Родничок») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор Беломорского района, действуя в интересах Черкашиной Л.И., обратился в суд с указанным выше заявлением к МДОУ «ЦРР Родничок» по тем основаниям, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности <данные изъяты> ставки. Заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ года начислялась и выплачивалась ей с нарушением действующего трудового законодательства РФ, поэтому ее заработок за отработанное время составил менее установленного минимального размера оплаты, что является нарушением ее трудовых прав. Прокурор просил взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате за указанный выше период в сумме <данные изъяты> руб. и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.
Истец Черкашина Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела должным образом, об отложении судебного заседания не просила.
Представители ответчика МДОУ «ЦРР Родничок» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзыв, в котором указали, что с исковыми требованиями прокурора не согласны, так как оплата труда производится в пределах выделенных денежных средств из бюджета района. Просили уменьшить размер компенсации морального вреда и госпошлины в связи с трудным финансовым положением учреждения.
Представители третьих лиц МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования» и АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явились. МУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования» просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Как следует из копии приказа № от ДД.ММ.ГГГГ., трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, штатного расписания, расчетных листков, истец состоит в трудовых отношениях с МДОУ «ЦРР Родничок» и работает в должности <данные изъяты> ставки, с окладом <данные изъяты> руб. в месяц, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (СН) - <данные изъяты>%, районный коэффициент к заработной плате (РК) - <данные изъяты>%. В ДД.ММ.ГГГГ истец отработала полный период и ей была начислена заработная плата, исходя из оклада в размере – <данные изъяты> руб. в сумме <данные изъяты> руб. (без учета выплат по решению суда); в ДД.ММ.ГГГГ г. истец отработала не полный период-<данные изъяты> дней, норма – <данные изъяты> день и ей была начислена заработная плата, исходя из оклада в размере – <данные изъяты> руб. в сумме <данные изъяты> руб. (без учета выплат отпускных).
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ).
Федеральным законом от 19.06.2000г. №82-ФЗ (в ред. 14.12.2015г.) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГг. в Российской Федерации установлен в сумме <данные изъяты> руб. в месяц.
Беломорский район Республики Карелия отнесен к районам Крайнего Севера, где установлены процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере <данные изъяты>% и районный коэффициент в размере <данные изъяты>%.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С ДД.ММ.ГГГГг. признана утратившей силу ч.4 ст.133 ТК РФ устанавливавшей, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Статьей 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ст.133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).
При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Севера не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В судебном заседании установлено, что труд работника, осуществляющего свою деятельность в районах Крайнего Севера, должен оплачиваться в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в силу ст.ст.315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Ежемесячный заработок истца, полностью отработавшего норму рабочего времени, в ДД.ММ.ГГГГ года должен был составлять не менее: <данные изъяты> руб. Однако, в течение искового периода ответчик нарушал право истца на оплату труда.
Представленный прокурором расчет суммы задолженности по заработной плате на сумму <данные изъяты> руб. соответствует характеру начислений и обстоятельствам трудовой деятельности истца в исковой период, в связи с чем, является достоверным:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Общая сумма невыплаченной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года составляет <данные изъяты> руб.
Доводы ответчика об отсутствии у него финансовых средств для выплаты заработной платы в большем размере не имеют правового значения, поскольку указанное обстоятельство не является установленным Законом основанием для неисполнения указанных выше норм трудового законодательства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в указанном выше размере.
В силу ст.211 ГПК РФ, решение о взыскании заработной платы подлежит немедленному исполнению.
На основании ст. 142 ТК РФ работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В судебном заседании установлено, ответчик ежемесячно начисляет заработную плату истцу с нарушением законодательства РФ, т.е. неоднократно не исполнял свои обязанности и нарушал права истца, причинив ей нравственные переживания. С учетом обстоятельств дела, вины нарушителя, степени нравственных страданий истца, требований разумности и справедливости, суд считает, что причиненный истцу вред подлежит компенсации в размере, <данные изъяты> рублей. В данной части суд удовлетворяет заявление прокурора частично.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. Часть 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что исходя из имущественного положения плательщика, суд вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате. При рассмотрении данного дела суд, учитывая, что ответчик является бюджетным учреждением и имеет ограниченное финансирование, полагает возможным уменьшить размер взыскиваемой государственной пошлины до <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора удовлетворить частично.
Взыскать с МДОУ БМР «ЦРР детский сад «Родничок» в пользу Черкашиной Л.И. задолженность по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ года, в сумме <данные изъяты>.
Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с МДОУ БМР «ЦРР детский сад «Родничок» в пользу Черкашиной Л.И. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части заявления – отказать.
Взыскать с МДОУ БМР «ЦРР детский сад «Родничок» государственную пошлину в доход бюджета МО «Беломорский муниципальный район» в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.