Решение по делу № 2-10/2021 (2-357/2020;) ~ М-291/2020 от 31.07.2020

Дело № 2-10/2021

УИД № 24RS0003-01-2020-000751-61

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2021 года п. Балахта

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Дергаленко А.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Балахтинского района Шнайдер О.П.,

истца ФИО23 Е.Ю.,

представителя истца - Муниципального образования Балахтинский район Красноярского края ФИО24 Л.Ф., действующего на основании доверенности от 09.02.2021 года № 393,

при секретаре Кузьминой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах ФИО25 и муниципального образования Балахтинский район к Муниципальному казенному учреждению «Управление имуществом землепользования и землеустройства», ФИО26, ФИО27 о расторжении муниципального контракта на приобретение жилого помещения, прекращения права собственности и возложении обязанностей МКУ «УИЗИЗ» предать ФИО28, ФИО29 жилое помещение, взыскать с них денежные средства в пользу муниципального образования Балахтинского района, расторгнуть с ФИО30 договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда и возложить обязанность на администрацию Балахтинского района Красноярского края предоставить ФИО31 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Балахтинского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Балахтинского района обратился в суд с иском в интересах ФИО32 Е.Ю. и муниципального образования Балахтинский район к Муниципальному казенному учреждению «Управление имуществом землепользования и землеустройства», ФИО33 В.Д., ФИО34 М.Д., в котором просит о расторжении муниципального контракта на приобретение жилого помещения, прекращения права собственности и возложении обязанностей МКУ «УИЗИЗ» передать ФИО35 В.Д. и ФИО36 М.Д. жилое помещение, взыскать с них денежные средства в пользу муниципального образования Балахтинского района, расторгнуть с ФИО37 Е.Ю. договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда и возложить обязанность на администрацию Балахтинского района Красноярского края предоставить ФИО38 Е.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Балахтинского района.

Свои требования истец мотивирует тем, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при приобретении и предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. В силу положений ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, п. 1 ст. 8, ч.7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальное образование Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения « Управление имуществом, землепользования и землеустройства» в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о начале приема заявок на участие в электронном аукционе на приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Балахтинский район для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лицам из числа, не имеющим жилого помещения.

В силу положений ст. ст. 469, 557, п.2 ст. 475, ч.1 ст. 432 ГК РФ, а так же ч. 1 ст. 34, п.2 ст. 42, ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и п. 3 документации об электронном аукционе, утвержденной 18.03.2019 директором МКУ «УИЗИЗ» Е.В. ФИО39, жилое помещение должно быть пригодно для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным, пожарным, техническим правилам и нормам проживания), в соответствии с нормами статьи 15 Жилищного кодекса РФ, не обременено правами третьих лиц и не находится под арестом. Кроме того, согласно перечню требований, предъявляемых к приобретаемому жилому помещению, установленных п. 4 вышеуказанной аукционной документации: жилое помещение - должно быть защищено от проникновения дождевой или талой воды; в санитарном узле унитаз с бачком - без протечек и видимых повреждений, в исправном состоянии; пол, потолок - без повреждений, трещин, отсутствия грибка; оконные переплеты - без щелей, трещин и повреждений, легко открываемые и закрываемые; пол в жилой комнате, кухне, коридоре - без проседания, без дефектов и щелей. При этом, указанные показатели изменению не подлежат. Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства). Конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. Такие требования установлены в настоящий момент Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение). На основании п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Пунктом 16 Положения установлено, что жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств. Кроме того, в силу п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров. По результатам рассмотрения единственной заявки участника электронного аукциона 30.09.2019 МКУ «УИЗИЗ» и Продавцами ФИО40 В.Д. и ФИО41 М.Д. в лице ФИО42 Е.А., действующего на основании доверенности, заключен муниципальный контракт (далее - Контракт) на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, <адрес>, стоимостью <данные изъяты> коп. за счет средств субвенций из бюджета Красноярского края бюджету муниципального образования Балахтинский район для дальнейшего его предоставления гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Денежные средства за приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> коп. перечислены на счет Продавца 18.10.2019, что подтверждается платежным поручением № от 18.10.2019. Указанное жилое помещение предоставлено ФИО43 Е.Ю. как гражданину из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Пунктом 10.3 Контракта закреплено, что до момента подписания настоящего контакта Продавец передал, а Покупатель принял отчуждаемое жилое помещение в надлежащем, качественном состоянии (как оно есть), соответствующее санитарно-техническим нормам и правилам. Жилое помещение Покупателем осмотрено, претензий к Продавцу нет, обо всех скрытых недостатках Покупателю сообщено. Вместе с тем, в ходе осмотра приобретенного жилого помещения прокуратурой района совместно со специалистами Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края выявлены признаки непригодности приобретенного жилого помещения для проживания, в связи с нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»: частичная неисправность кровельного покрытия (трещины, сколы, покрытие лишайниками), труба водоотведения из жилого помещения до септика проложена на открытом воздухе, не утеплена, брус наружных стен местами поражен гнилостными процессами,. Таким образом, приобретённое МКУ «УИЗИЗ» жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку имеет признаки непригодности для проживания. Кроме того, по результатам проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона на приобретение указанной квартиры установлены нарушения порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта. На основании частей 1, 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифного метода. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем. Этот метод заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При применении этого метода заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Цена закупаемого жилого помещения сформирована с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), исходя из поступивших коммерческих предложений. Так, на имя директора МКУ «УИЗИЗ» ФИО44 Е.А. поступило 3 предложения физических лиц о приобретении у них жилых помещений, в том числе:

ФИО45, с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район,
<адрес>, общей площадью <данные изъяты>, цена <данные изъяты> руб.;

ФИО46 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район,
<адрес> общей площадью <данные изъяты>, цена <данные изъяты> руб.;

ФИО47 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район,
п<адрес>, общей площадью <данные изъяты>, цена
<данные изъяты> руб.

Таким образом, начальная (максимальная) стоимость приобретаемого жилого помещения установлена в размере <данные изъяты> руб.

Однако, указанная стоимость не подтверждается материалами проверки. Так, ни ФИО48 В.Р., ни ФИО49 Е.А. не подтвердили факт направления коммерческого предложения на имя директора МКУ «УИЗИЗ». Факт нарушения при формировании начальной (максимальной) цены контракта и.о. директора МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» подтверждается постановлением руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 06.05.2020 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в размере 10 тыс. руб. Исходя из изложенного, муниципальный контракт, заключенный 30.09.2019 между МКУ «УИЗИЗ» и ФИО50 В.Д. и ФИО51 М.Д. на приобретение жилого помещения, расположенное по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, <адрес> противоречит требованиям, установленным ч. 2 ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», и недействителен с момента его заключения.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ и в силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расторжение контракта допускается в том числе по решению суда.

Право прокурора Балахтинского района обратиться в суд с указанным иском обусловлено положениями ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которых прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, а также в интересах муниципальных образований.

В связи с этим, прокурор, просит расторгнуть муниципальный контракт на приобретение жилого помещения № от 30.09.2019 года, заключенный между муниципальным образованием Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и ФИО52 В.Д., ФИО53 М.Д. Прекратить права собственности муниципального образования Балахтинский район на жилое помещение по адресу <адрес>, возложить обязанность МКУ «УИЗИЗ» предать ФИО54 В.Д. и ФИО55 М.Д. вышеуказанное жилое помещение, взыскать с них денежные средства в пользу муниципального образования Балахтинского района в размере <данные изъяты> руб., расторгнуть с ФИО56 Е.Ю. договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда и возложить обязанность на администрацию Балахтинского района Красноярского края предоставить ФИО57 Е.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Балахтинского района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из общей площади 33 кв.м. с допусками, установленными п.24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» и внести соответствующие изменения в ЕГРН

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Шнайдер О.П. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила суд их удовлетворить.

Истец ФИО58 Е.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.

Представитель истца Муниципального образования Балахтинский муниципальный район Красноярского края ФИО59 Л.Ф. по заявленным требованиям не возражала.

Представитель ответчика директор МКУ «УИЗиЗ» ФИО60 А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчик ФИО61 В.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.

Ответчик ФИО62 М.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.

В силу ст. 233 ГПК РФ, суд с согласия стороны истца, рассматривает настоящее дело в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, а также письменные пояснения на исковое заявление, согласно которым следует, что на государственную регистрацию прав в качестве правоустанавливающего документа в отношении жилого дома по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, <адрес> был предоставлен муниципальный контракт № от 30.09.2019 года. При проведении проверки, представленных с заявлениями о государственной регистрации перехода права и регистрации права собственности документов на вышеуказанную квартиру, Управлением не было установлено оснований, определённых ч.1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ. В ЕГРН государственная регистрация перехода права и регистрации права собственности муниципального образования Балахтинский район была проведена 10.10.2019 года в отношении вышеуказанного имущества. Также при рассмотрении исковых требований необходимо учитывать, что основания и последствия расторжения договора названы в статье 450 и п. 4 ст. 453 ГК РФ. Согласно действующему законодательству, судебный акт о возврате недвижимого имущества продавцу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности покупателя и государственной регистрации права собственности на этот объект недвижимости.

Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В силу пунктов 1, 14 ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях. Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

На основании частей 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ч.1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу п.3 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

В соответствие с частями 1 и 2 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Балахтинского района Красноярского края проводилась проверка соблюдения требований законодательства при приобретении и предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей.

11.03.2019 года между министерством образования Красноярского края и администрацией муниципального образования Балахтинский район Красноярского края заключено Соглашение №16 по реализации в 2019 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по которому Министерство обязалось перечислить бюджету Балахтинский район Красноярского края субвенцию на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по решению суда. Согласно приложению к Соглашению №16 от 11.03.2019 г. в список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2019 г. вошли дети, в том числе, ФИО63 Е.Ю. по приложению к дополнительному соглашению № 16 от 11.03.2019 года.

МКУ «УИЗиЗ» была подготовлена и утверждена документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения в собственность МО Балахтинский район для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилое помещение, согласно которой установлены требования, предъявляемые к приобретаемому жилому помещению (таблица 1), из них: фундамент – конструкция: ленточный, на сваях, монолитный и др., состояние: без разрушений и повреждений, без трещин; несущие конструкции здания, в котором расположено жилое помещение – материал: кирпич, шлакоблок или железобетонные панели, брус, бревно, иные, соответствующие нормам, состояние: без разрушений и повреждений, приводящих к их деформации или образованию трещин: санитарный узел – при наличии: раздельный или совмещенный; благоустроенность жилого помещения – холодное водоснабжение: наличие, слив, септик – имеется. При этом, указанные показатели изменению не подлежат. Начальная максимальная цена контракта составила <данные изъяты> руб.

Согласно протокола № 90 ЭА рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Балахтинский район для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения» от 18.09.2019 года срок подачи электронной заявки для участия в электронном аукционе установлено до 17.09.2019 06:00 час.

Согласно муниципального контракта № ИКЗ- от 30.09.2019 Муниципальное образование Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» приобрело у участника аукциона в электронной форме ФИО64 Е.А. действующего по доверенности от имени ФИО65 В.Д. и ФИО66 М.Д. в муниципальную собственность квартиру по адресу: Красноярский край Балахтинский район, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером Согласно В соответствии с п. 2.1 цена контракта составила <данные изъяты> коп. за счет средств субвенций из бюджета Красноярского края бюджету муниципального образования Балахтинский район для дальнейшего его предоставления гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 10.2 Контракта закреплено, что стороны подтверждают, что до момента подписания настоящего контракта продавец передал, а покупатель принял отчуждаемый жилой дом в надлежащем, качественном состоянии (как оно есть), соответствующий санитарно-техническим нормам и правилам. Жилой дом покупателем осмотрен, претензий к продавцу нет, обо всех скрытых недостатках покупателю сообщено.

По акту обследования жилого помещения по адресу <адрес>, Балахтинского района Красноярского края от 26.09.2019 года комиссией в составе: ФИО67 А.В. – и.о. директора МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства», ФИО68 А.М. инженера ПТО МКУ «Служба заказчика Балахтинского района». ФИО69 Н.Б., главного специалиста по опеки и попечительству Управления образования администрации Балахтинского района и ФИО70 М.В. и.о. начальника отдела по правовым и кадровым вопросам был сделан вывод о нахождении дома в удовлетворительном состоянии и пригодным для дальнейшего проживания.

Денежные средства за приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> коп. перечислены на счет продавца ФИО71 В.Д. 18.10.2019 года, что подтверждается платежным поручением №

Согласно пояснением специалиста № 216-ГЖН от 23.12.2019 года следует, что в результате обследования квартиры по адресу: Красноярский край Балахтинский район, <адрес>, выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»: частичная неисправность кровельного покрытия (трещины, сколы, покрытие лишайниками) (нарушение п. 4.6.1 Правил); труба водоотведения из жилого помещения до септика проложена на открытом воздухе, не утеплена (нарушение п. 5.8.4. Правил); брус наружных стен местами поражен гнилостными процессами (нарушение п. 4.2.2. Правил). Вместе с тем установлено, что фундамент, оконные и дверные заполнения жилого дома, находились в удовлетворительном состоянии. В результате осмотра выявлен признак непригодности для проживания жилого дома по пер. Чулымский, д. 12, кв. 1 п. Балахта: ненадлежащее состояние кровли, системы водоотведения, частичная неисправность наружных стен.

Постановлением руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 06.05.2020 года и.о. директора МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» ФИО72 А.В. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки за ИКЗ № . Из постановления следует, что на основании частей 1, 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифного метода. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем. Этот метод заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При применении этого метода заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Цена закупаемого жилого помещения сформирована с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), исходя из поступивших коммерческих предложений. Так, на имя директора МКУ «УИЗИЗ» ФИО73 Е.А. поступило 3 предложения физических лиц о приобретении у них жилых помещений, в том числе: ФИО74, с предложением о приобретении жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, цена <данные изъяты> руб.; ФИО75 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район,
<адрес>, общей площадью <данные изъяты>, цена <данные изъяты> руб.; ФИО76 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Балахтинский район,
<адрес>, <адрес> общей площадью <данные изъяты>, цена
<данные изъяты> руб. Таким образом, начальная (максимальная) стоимость приобретаемого жилого помещения установлена в размере <данные изъяты> руб. Однако, указанная стоимость не подтверждается материалами проверки. Так, ни ФИО77 В.Р., ни ФИО78 Е.А. не подтвердили факт направления коммерческого предложения на имя директора МКУ «УИЗИЗ.

Заключением судебно-строительного эксперта №02/2021 «О состоянии несущих и ограждающих конструкций о возможности (невозможности) дальнейшей безопасной эксплуатации объекта и о соответствии (несоответствии) требованиям, действующих нормативных документов жилого дома по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, <адрес> установлено, что жилой дом не является пригодным для проживания согласно требованиям санитарно-эпидемиологических, пожарных и технических правил по причинам ветхости здания и несоответствия требованиям санитарно-эпидемиологических, пожарных и технических правил.

Постановлением администрации Балахтинского района № 705 от 31.10.2019 года «О предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда» жилое помещение по адресу: Красноярский край Балахтинский район, <адрес> предоставлено ФИО79 Е.Ю.

Согласно договора найма жилого помещения специализированного жилищного фона для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 29 октября 2019 года МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» предоставило ФИО80 Е.Ю. во владение и пользование квартиру по адресу Красноярский край Балахтинский район, <адрес>, сроком на 5 лет.

Постановлением заместителя руководителя Балахтинского МСО ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия ФИО81 А.В. от 01.12.2020 г. возбуждено уголовное дело № в отношении ФИО82 Е.А., ФИО83 Г.В. по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ в том числе по приобретению жилого помещения по адресу <адрес>.

    

Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в судебном заседании стороной истца доказано, что приобретенная по результатам электронного аукциона и впоследствии, заключенному муниципальному контракту от 30.09.2019 г. у продавцов ФИО84 В.Д. и ФИО85 М.Д., от имени которых выступал ФИО86 Е.А. квартира, не соответствовала техническому заданию, указанному в документации к электронному аукциону, что подтверждается заключением судебно-строительного эксперта, о том, что дом является ветхим и не пригоден к проживанию, в связи с чем, суд, в на основании ст. 449 ГК РФ признает состоявшийся аукцион недействительным.

Согласно положениям ч. 2 ст. 167 ГК РФ, каждая сторона обязана возвратить другой все полученное по недействительной сделке, в связи с чем, необходимо внести изменения в ЕГРН с указанием сведений о прекращении права собственности Муниципального образования Балахтинский район на спорный объект недвижимости, возвратив его продавцу ФИО87 В.Д. и ФИО88 М.Д. в собственность, и взыскания с них в солидарном порядке в пользу муниципального образования Балахтинский район денежных средств в размере <данные изъяты> руб., потраченных на приобретение квартиры по адресу: п<адрес>.

Также, учитывая положения ст. 167 ГК РФ о возврате сторон в первоначальное положение, суд полагает возобновить обязанность администрации Балахтинского района Красноярского края предоставить ФИО89 Е.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение, с соблюдением установленных п. 24. ст. 17 Закона Красноярского края "О защите прав ребенка" требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Признать недействительным договор муниципального контракта № от 30.09.2019 года на приобретение квартиры по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, п<адрес>, заключенный между Муниципальным образованием Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и ФИО90, ФИО91.

Применить последствия недействительности сделки путем возврата сторон в первоначальное положение.

Прекратить право собственности Муниципального образования Балахтинский район Красноярского края на жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, ФИО92

Признать за ФИО93, ФИО94 право общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, <адрес>

Взыскать с ФИО95, ФИО96 в солидарном порядке в пользу Муниципального образования Балахтинский район денежные средства в размере <данные изъяты> копеек.

Расторгнуть договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от 29.10.2019 года, заключенный между Муниципальным казенным учреждением «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и ФИО97.

Возобновить обязанность администрации Балахтинского района предоставить ФИО98 благоустроенное жилое помещение на территории Балахтинского района по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из общей площади 33 кв.м. с допусками, установленными п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

        

Председательствующий:

2-10/2021 (2-357/2020;) ~ М-291/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Несина Екатерина Юрьевна
прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Миронова Валентина Дмитриевна
Муниципальное казенное учреждение "Управление имуществом землепользования и землеустройства"
Чех Мария Дмитриевна
Другие
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Министерство образования Краснярского края
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Дергаленко Артем Викторович
Дело на странице суда
balahta--krk.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Подготовка дела (собеседование)
08.09.2020Подготовка дела (собеседование)
14.10.2020Подготовка дела (собеседование)
30.11.2020Подготовка дела (собеседование)
26.01.2021Подготовка дела (собеседование)
20.04.2021Подготовка дела (собеседование)
04.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
26.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
31.08.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
07.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее