Решение по делу № 2-27/2019 (2-923/2018;) ~ М-911/2018 от 29.10.2018

Дело №2-27/2019

24RS0003-01-2018-001109-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2019 года п. Балахта

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

при секретаре Николаевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахман ФИО9 к Балахтинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Арькову ФИО10 об исправлении реестровой ошибки, исключении данных из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка и установлении границ земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Бахман ФИО11. обратилась в суд с иском к Балахтинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Арькову ФИО12. об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН земельных участков с кадастровыми номерами , расположенному по адресу: <адрес> и кадастровым номером расположенному по адресу: <адрес>, исключить из данных ЕГРН сведения о местоположении границ (координат характерных точек) вышеуказанных земельных участков, установить границы земельного участка с кадастровым номером , возложить на ответчика Арькова ФИО13. обязанность по переносу и установке забора, разделяющего вышеуказанные земельные участки, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ провести согласование местоположения границ земельного участка, по тем основаниям, что истец является собственником <адрес>. Право собственности на данную квартиру надлежаще оформлено в установленном законом порядке. Данная квартира расположена на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером . Истец обратилась к кадастровому инженеру с целью уточнения местоположения границ земельного участка. По результатам геодезической съемки уточняемого земельного участка при нанесении границы на кадастровый план территории кадастрового квартала , выявлено пересечение с ранее установленной границей смежного земельного участка по адресу: <адрес>2, с кадастровым номером . Площадь пересечения составляет <данные изъяты> кв.м. Площадь уточняемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. В связи с этим, проведение дальнейших работ не представляется возможным без исправления ошибки в сведениях ГКН о границах указанных земельных участков. Для дальнейшего выполнения работ по договору от ДД.ММ.ГГГГ истцу рекомендовано устранить выявленное пересечение в отношении границ смежного земельного участка, в порядке, установленном статьей 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ №2018-ФЗ. Однако, владелец соседнего участка Арьков ФИО14 отказывается провести согласование границ земельного участка. Ответчик, не имея на то законных оснований, владеет и пользуется частью спорного земельного участка. Арьков ФИО15., с которым у истца граничит земельный участок, самовольно установил забор, разграничивающий участки, вглубь земельного участка истца, чем незаконно захватил земельный участок ему е принадлежащий, в связи с чем, истец обратилась в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании истец Бахман ФИО16 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и письменные возражения на исковое заявление, согласно которым возражают против удовлетворения требований, поскольку согласно организационно-штатным изменениям, с 01.06.2016 г. Балахтинский отдел Управления присоединен к Межмуниципальному Шарыповскому отделу. Межмуниципальный Шарыповский отдел Управления является территориальным отделом Управления, осуществляющим полномочия на территории муниципальных образований Шарыповский, Новоселовский, Балахтинский, Ужурский районы. Отдел не является юридическим лицом, не имеет самостоятельного баланса, расчетного (текущего) счета. Поскольку Межмуниципальный Шарыповский отдел Управления не является юридическим лицом, то он не имеет способности своими действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности, следовательно, отдел не может являться стороной в гражданском судопроизводстве. Также Управление является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии со ст. 3 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств, свидетельствующих о нарушении Управлением ее прав или охраняемых законом интересов. Отличительной чертой искового производства является спор о праве, который ведется между сторонами, а при оказании государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета недвижимого имущества складываются публичные отношения, а не гражданско-правовые. Из изложенного следует, что Управление не может являться субъектом материальных правоотношений. Поскольку Управление каких-либо действий, нарушающих права и интересы истца не совершало, истцом не предоставлено доказательств того, что между ним и Управлением возникло материальное правоотношение, следовательно, иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску. Управление фактически выполняет техническую функцию по исполнению судебного решения, поскольку полномочия по внесению сведений в ЕГРН относятся к исключительной компетенции органа регистрации прав. Поэтому орган регистрации прав подлежит привлечению к участию в деле в качестве третьего лица. Бахман ФИО17 в исковом заявлении указывает, что является собственником <адрес>, расположенной на земельном участке с кадастровым номером: по вышеуказанному адресу. Однако, при рассмотрении данного дела, необходимо учитывать, что в отношении указанной квартиры зарегистрировано право общей долевой собственности физических лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при рассмотрении вышеперечисленных требований в судебном порядке. В ЕГРН содержится запись о земельном участке с кадастровым номером , дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, с категорией земель: земли населенных пунктов, установленное разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1053 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в отношении которого внесена запись о вещных правах – праве собственности ответчика Арькова ФИО18 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, в ЕГРН внесена запись о земельном участке с кадастровым номером , дата постановки на учет 08.12.2005г., с категорией земель: земли населенных пунктов, установленное разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, записи о правах в отношении данного земельного участка отсутствуют. Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером 24:03:4001019:9 определены без осуществления кадастровых работ, то есть, не установлены по результатам межевания. Площадь земельного участка является декларированной, координаты поворотных точек не определены. Согласно кадастрового законодательства границы земельного участка считаются установленными, если описание местоположения границ земельного участка содержится в сведениях государственного кадастра недвижимости. С ДД.ММ.ГГГГ исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН, урегулировано ст. 61 Федерального закона №218-ФЗ. По смыслу закона, реестровая ошибка (ранее – кадастровая ошибка) подлежит исправлению, а не признанию, в случае наличия в межевом плане, подготовленном лицом, выполнившим кадастровые работы, такой ошибки. Реестровая ошибка является следствием неверного указания органом кадастрового учета уникальных характеристик объекта кадастрового учета в результате ошибки, допущенной кадастровым инженером при внесении этих сведений в документ, на основании которых осуществляется кадастровый учет, в межевой план для земельного участка. Исправление реестровой ошибки возможно лишь в том случае, если уникальные характеристики объекта в ходе кадастровых работ были определены кадастровым инженером верно, а ошибка была допущена на стадии оформления межевого плана и воспроизведена при кадастровом учете. Главным условием удовлетворения требования об исправлении реестровой ошибки является отсутствие спора о границах, т.е. данным способом должны разрешаться вопросы исключительно технического характера. Процесс исправления реестровой ошибки предполагает исключительно внесение корректировок в существующий межевой план, без повторного проведения кадастровых работ, и в документы, формируемые по результатам кадастрового учета, притом, что уникальные характеристики сформированного объекта на местности должны оставаться неизменными. При этом истец, заявляющий требование о признании реестровой ошибки, должен доказать ее наличие, дать описание реестровой ошибки с обоснованием квалификации соответствующих, внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указать, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, и способ исправления реестровой ошибки. Истец в обоснование требования об исправлении реестровой ошибки ссылается на уведомление, в соответствии с которым по результатам геодезической съемки уточняемого земельного участка при нанесении границы на кадастровый план территории кадастрового квартала выявлено пересечение с ранее установленной границей смежного земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Площадь пересечения составила <данные изъяты> кв.м. Площадь уточняемого земельного участка составила <данные изъяты> кв.м. Анализ обстоятельств, указанных в исковом заявлении показывает наличие между сторонами спора о границах земельных участков. В данном конкретном случае требования истца фактически направлены на изменение границ земельного участка с кадастровым номером уменьшение (увеличение) площади указанного земельного участка, а не на исправление реестровой ошибки. Требование о признании реестровой ошибки и обязании устранить ее, направлены на изменение характерных точек границ земельных участков, с изменением площади, что свидетельствует о наличии спора о праве на земельный участок в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибки. Заявляя требования об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами , т.е. сведений, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, необходимо учитывать, что удовлетворение судом данных требований приведет к прекращению существования указанных земельных участков, исключению их из гражданского оборота. Как следует из искового заявления, основанием для обращения истца с настоящим иском послужила невозможность установления границы земельного участка с кадастровым номером , землепользователем которого он является, в связи с пересечением границ с земельным участком с кадастровым номером В данном случае, материально-правовой интерес истца заключается в установлении границ между земельным участком, землепользователем которого он является и спорным земельным участком. В связи с чем, в суде подлежат установлению границы между указанными земельными участками и не подлежат удовлетворению требования об исключении из ЕГРН уникальных характеристик земельного участка, принадлежащего ответчику. Для правильного и всестороннего рассмотрения дела истцу необходимо предоставить в суд межевой план, содержащий координаты характерных точек границ смежных земельных участков с отображением их перечня и уточнить заявленные требования.

Ответчик Арьков ФИО19 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении.

Третье лицо ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям указанным в исковом заявлении.

Третье лицо ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица Администрации Ровненского сельсовета в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Администрации Балахтинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав стороны, третьих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает заявленные требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

В силу пп. 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457 (в ред. От 01.07.2017 года), названный орган осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является ФГБУ "ФКП Росреестра".

Согласно указанному положению, Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, функции по государственной кадастровой оценке (п. 1 Положения).

К полномочиям Федеральной службы относятся, в том числе государственная регистрация прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; защиту сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 5.1).

Согласно абз. 5.4 Положения Федеральная служба обеспечивает соблюдение порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно пункту 1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 года N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" (в ред. от 01.01.2017 года) федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п. 2 ч. 1.1 к ФГБУ "ФКП Росреестра" относятся полномочия загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН), в том числе осуществления проверок на соответствие таких сведений актуальным записям Единого государственного реестра недвижимости, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета.

Кроме того, приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0214 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" было наделено полномочиями оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 46889).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.

В соответствии с частью 6 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с частью 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Процедура исправления кадастровой (реестровой) ошибки установлена Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278.

Таким образом, суд вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего до принятия Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков (данных проведенных мероприятий по определению местоположения и границ земельного участка).

Федеральным законом "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ установлено, что при предоставлении земельных участков землеустройство производится в обязательном порядке (ст. 3).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным характеристикам объекта недвижимости отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.

Таким образом, существование земельного участка как объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, возникает с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.

Подпунктом 7 части 2 статьи 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета земельного участка, является межевой план.

В соответствии с ч.1 с т. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

В силу ч.8 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. 10 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Аналогичные положения содержались в п. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшем до 01.01.2017 г.), согласно которым при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ст. 38 ГПК РФ сторонами в гражданском процессе являются истец и ответчик. Истцами являются граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов, а ответчиками являются организации и граждане, действиями которых, по мнению истцов, непосредственно нарушаются их права и законные интересы.

По смыслу указанной правовой нормы иск о признании права собственности должен быть рассмотрен судом с привлечением в качестве ответчика субъекта, который заинтересован в предмете материально-правового спора, и чьи права и охраняемые законом интересы, могут быть нарушены принятым по делу судебным актом.

Как установлено в судебном заседании, Бахман ФИО20., Бахман ФИО21. и Бахман ФИО22. принадлежит на праве общей долевой собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №№<адрес>.

Квартира Бахман ФИО23 расположена на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

Из договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Комитет по управлению муниципальным имуществом передал в собственность ФИО7 жилое помещение по адресу: <адрес>.

На основании постановления Администрации Балахтинского района от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное образование Балахтинский район заключило с Арьковой ФИО24. договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Арьковой ФИО25. предоставлен в собственность земельный участок, из категорий земель «Земли населенных пунктов», площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности на вышеуказанный земельный участок Арькова Е.Ю. зарегистрировала в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.

Арьков ФИО27. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ оформил право собственности на земельный участок, из категорий земель «Земли населенных пунктов», площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В ЕГРН внесена запись о земельном участке с кадастровым номером 24:03:4001019:9, дата постановки на учет 08.12.2005г., с категорией земель: земли населенных пунктов, установленное разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1116 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, записи о правах в отношении данного земельного участка отсутствуют.

По результатам геодезической съемки, предоставленной Межмуниципальным Шарыповским отделом Управления, уточняемого земельного участка с кадастровым номером 24:03:4001019:9 при нанесении границы на кадастровый план территории кадастрового квартала выявлено пересечение с ранее установленной границей смежного земельного участка по адресу: <адрес>., с кадастровым номером Площадь пересечения составила <данные изъяты>.м. Площадь уточняемого земельного участка составила <данные изъяты> кв.м.

По заказу истца Бахман ФИО28. был изготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>.

Бахман ФИО29 обратилась в суд к Балахтинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Арькову ФИО30. с требованиями об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН земельных участков с кадастровыми номерами расположенному по адресу: <адрес> и кадастровым номером расположенному по адресу: <адрес>, исключении из данных ЕГРН сведения о местоположении границ (координат характерных точек) вышеуказанных земельных участков, установить границы земельного участка с кадастровым номером , возложении на ответчика Арькова ФИО31. обязанности по переносу и установке забора, разделяющего вышеуказанные земельные участки, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом межевого плана от 20.09.2018 г. провести согласование местоположения границ земельного участка.

Отказывая в удовлетворении, заявленных исковых требований, суд мотивирует это тем, что границы земельного участка с кадастровым номером определены без осуществления кадастровых работ, то есть, не установлены по результатам межевания. Площадь земельного участка является декларированной, координаты поворотных точек не определены. Согласно кадастрового законодательства, границы земельного участка считаются установленными, если описание местоположения границ земельного участка содержится в сведениях государственного кадастра недвижимости. Исправление реестровой ошибки возможно лишь в том случае, если уникальные характеристики объекта в ходе кадастровых работ были определены кадастровым инженером верно, а ошибка была допущена на стадии оформления межевого плана и воспроизведена при кадастровом учете. По данному делу ошибка в определении границ спорных земельных участков была произведена до проведения кадастровых работ по составлению межевого плана ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, как реестровая ошибка исправлению в органах регистрации права не подлежит.

Кроме того, обращение истца Бахман ФИО33 в суд с требованием о понуждении к действиям по устранению реестровой ошибки, исключении из данных ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков, установлении границ земельных участков, что свидетельствует о наличии спора о праве на земельный участок в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибки. Удовлетворение заявленных требований приведет к прекращению существования указанных земельных участков, исключению их из гражданского оборота. В данном случае, материально-правовой интерес истца заключается в установлении границ между земельным участком, землепользователем которого он является и спорным земельным участком. При таких обстоятельствах суд считает обоснованным возражения представителя ответчика о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку, регистрирующий орган не является субъектом спорного материального правоотношения, так как не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на объекты недвижимости.

Предъявление требований к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, что в свою очередь не лишает истца возможности предъявить иск к надлежащему ответчику в отдельном судопроизводстве.

Кроме того, согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение границ земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденными в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По настоящему делу, исходя из заявленных исковых требований, возражений против иска, их правового и фактического обоснования, а также с учетом подлежащих применению норм материального права, в число имеющих значение для правильного разрешения спора и подлежащих доказыванию обстоятельств входит установление границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, что истцом сделано не было, данные сведения в материалах дела отсутствуют.

Также, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указывает на то что из материалов дела следует, что в представленных на кадастровый учет документах отсутствуют сведения о кадастровой ошибке, свидетельствующие о необходимости их исправления в порядке ст. 28 Закона о государственном кадастре, в том числе межевой план земельного участка с соответствующим заключением кадастрового инженера.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░34 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░35 - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░:

2-27/2019 (2-923/2018;) ~ М-911/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бахман Людмила Борисовна
Ответчики
Балахтинский отдел, Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.
Арьков Андрей Юрьевич
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Алексейцев Иван Иванович
Дело на сайте суда
balahta--krk.sudrf.ru
29.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2018Передача материалов судье
02.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2018Подготовка дела (собеседование)
03.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2018Судебное заседание
25.01.2019Судебное заседание
13.03.2019Судебное заседание
01.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Судебное заседание
26.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2019Дело оформлено
05.12.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее