Дело № 2-534/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 19 июля 2018 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А.,
при секретаре Яковлевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Иккес ФИО6 к МБДОУ Приморский детский сад о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского обратился в суд края в интересах Иккес Т.М. к МБДОУ Приморский детский сад о взыскании заработной платы, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в части оплаты труда МБДОУ Приморский детский сад, в ходе которой выявлено следующее. В соответствии с трудовым договором от 01.12.2014г. №, заключенным между МБДОУ Приморский детский сад и Иккес Т.М., установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. При установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях, должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая в свою очередь не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992г. установлен единый коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов. Процентная надбавка в южных районах Красноярского края установлена Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989г. в составляет 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не свыше 30% заработка. Начисление истцу 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 30% за стаж работы в особых климатических условиях должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме: 7500 рублей (до 01.07.2017г.), т.е. 12000 рублей, 7800 рублей (до 01.01.2018г.), т.е. 12480 рублей, 9489 рублей (с 01.01.2018г.), т.е. 15182,4 рублей. Анализ расчетно-платежных документов ответчика позволяет сделать вывод, что заработная плата истцу начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты налога на доход физического лица истцу за период с апрель. 2017г. по апрель 2018г. не выплачено 267,97 рублей. Просит взыскать с МБДОУ Приморский детский сад в пользу Иккес Т.М. недоначисленную и невыплаченную заработную плату с апреля 2017г. по апрель 2018г. в размере 267,97 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Иккес Т.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором поддержала исковые требования.
Представитель ответчика МБДОУ Приморский детский сад в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором исковые требования признал частично.
Суд в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика МБДОУ Приморский детский сад.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Постановлением администрации Балахтинского района № 1037 от 05.11.2014г. утверждены виды, условия, размер и порядок установления выплат стимулирующего характера, в том числе младшим воспитателям и помощникам воспитателей
В судебном заседании установлено, что приказом МБДОУ Приморский детский сад от 01.12.2014г. № Иккес Т.М. принята на работу в МБДОУ Приморский детский сад на должность младшего воспитателя 0,5 ставки. 01.12.2014года с Иккес Т.М. заключен трудовой договор №. Приказом от 25.03.2016г. № переведена на должность машиниста по стирке белья 0,5 ставки. Приказом от 03.04.2017г. № Иккес Т.М. разрешено совмещение повара 0,5 ставки.
Как следует из справки о заработной плате МБДОУ Приморский детский сад Иккес Т.М. начислено и выплачено с учетом стимулирующих выплат в апреле 2017г. – 8261,57 рублей (5296,0 рублей зарплата, 2965,58 рублей за совмещение), в мае 2017г. – 8417,66 рублей(5296,0 рублей зарплата, 3121,66 рублей за совмещение), в июне 2017г. –15137,66 рублей(5296,0 рублей зарплата, 9841,66 рублей за совмещение),9401,76 рублей отпускные, в июле 2017г. – 0 рублей, в августе 2017г. – 8827,74 рублей (4144,7 рублей зарплата, 4683,04 рублей за совмещение), в сентябре 2017г. – 10328,46 рублей (5296,0 рублей зарплата, 5032,46 рублей за совмещение), в октябре 2017г. – 9832,95 рублей (5296,0 рублей зарплата, 4536,95 рублей за совмещение), в ноябре 2017г. – 9832,95 рублей (5296,0 рублей зарплата, 4536,95 рублей за совмещение), в декабре 2017г. – 10632,95 рублей (5296,0 рублей зарплата, 5336,95 рублей за совмещение), в январе 2018г. – 10936,66 рублей (5508,0 рублей зарплата, 5588,66 рублей за совмещение), в феврале 2018г. – 11096,66 рублей (5508,0 рублей зарплата, 5588,66 рублей за совмещение), в марте 2018г. – 8979,8 рублей (5508,0 рублей зарплата, 6591,12 рублей за совмещение), в апреле 2018г. – 15218,44 рублей (5508,0 рублей зарплата, 6591,12 рублей за совмещение).
Однако, выплата истцу заработной платы в указанном размере является нарушением федерального законодательства, а именно ч.ч. 1, 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которым Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов.
Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
В нарушение указанных норм размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен, без учета компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент) ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. N 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц, с 01.07.2016г. (в редакции ФЗ от 02.06.2016 N 164-ФЗ) 7500 рублей в месяц.
Таким образом, размер заработной платы истца за 0,5 ставки с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки не может быть в период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. менее 6000 рублей в месяц, исходя из расчета: 7 500*0,5 рублей+ 30%+ 30% 01.07.2017г. по 01.01.2018г. менее 6240,0 рублей 00 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 7800*0,5 рублей + 30%+ 30%, а с 01.01.2018г. по 31.03.2018г. не может быть менее 7591,2 рублей в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%.
Следовательно, разница между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате истцу с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период апрель 2017 г. – апрель 2018 г. подлежит доплате, а именно: за апрель 2017г. 6000,0-5296,0=704,0 рублей, за май 2017г. 6000,0-5296,0=704,0 рублей, за июнь 2017г.. 6000,0-5296,0=704,0 рублей, за июль 2017г. 0рублей, за август 2017г. с учетом 18 отработанных рабочих дней из 23 4883,48-4144,7=738,78 рублей, за сентябрь 2017г. 6240,0-5296,0=944,0 рублей, за октябрь 2017г. 6240,0-5296,0=944,0 рублей, за ноябрь 2017 года 6240,0-5296,0=944,0 рублей; за декабрь 2017 года 6240,0-5296,0=944,0 рублей; за январь 2018 года 7591,2 -5508,0=2083,2 рублей, за февраль 2018 года 7591,2 -5508,0=2083,2 рублей, за март 2018 года 7591,2 -5508,0=2083,2 рублей, за апрель 2018 года 7591,2 -5508,0=2083,2 рублей.
Допущенные нарушения закона МБДОУ Приморский детский сад влекут нарушения прав Иккес Т.М. на благоприятные условия труда, равенство прав и возможностей, прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МБДОУ Приморский детский сад является действующим учреждением.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 598 рублей 38 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Иккес ФИО8 удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Приморский детский сад в пользу Иккес ФИО7 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за апрель 2017 года – 704,0 рублей; за май 2017 года – 704,0 рублей; за июнь 2017 года – 704,0 рублей; за август 2017 года – 738 рублей 78 копеек; за сентябрь 2017 года – 944,0 рублей; за октябрь 2017 года – 944,0 рублей; за ноябрь 2017г. – 944,0 рублей, за декабрь 2017 года – 944,0 рублей; за январь 2018 года - 2083 рублей 20 копеек, за февраль 2018 года - 2083 рублей 20 копеек, за март 2018 года – 2083 рублей 20 копеек, за апрель 2018 года - 2083 рублей 20 копеек, всего 14959 рублей 58 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Приморский детский сад государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 598 рублей 38 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: