Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-765/2022 ~ М-724/2022 от 02.11.2022

                                                      Дело № 2-765/2022

                  73RS0006-01-2022-001195-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2022 года                                          г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.

при секретаре Сехно Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамоновой Е.Н. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности засчитать период работ в стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

        Артамонова Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на льготную пенсию. В обоснование иска истица указала, что 19 сентября 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии, так как достигла возраста 50 лет, проработав на работах в особых условиях труда не менее 10 лет, имея страховой стаж более 20 лет. Стаж её работы в должности медицинской сестры фтизиатрического кабинета ГУЗ «Барышская районная больница», то есть на работе с особыми условиями труда составил более 10 лет. Ответчик отказал в назначении льготной пенсии, так как исключил время работы истицы в должности медицинской сестры фтизиатрического кабинета с 06 апреля 2010 года по 18 сентября 2022 года, в связи с отсутствием документов, подтверждающих работу в течение полного рабочего дня. В то же время засчитал в стаж (по Списку N 2), дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в льготном исчислении, следующие периоды: с 01.08.1991 года по 08.08.1993 года; с 14.11.1994 года по 30.06.2002 года; с 16.03.2005 года по 01.01.2006 года (медсестра Измайловской участковой больницы); в календарном исчислении, с 01.10.2008 года по 31.03.2020 года; с 01.10.2020 года по 03.08.2022 года; с 06.08.2022 года по 04.09.2022 года; с 07.09.2022 года по 18.09.2022 года (медсестра детской консультации, медсестра фтизиатрического кабинета ГУЗ «Барышская районная больница»; с 01.04.2020 года по 30.09.2020 года в льготном исчислении (медсестра фтизиатрического кабинета ГУЗ «Барышская районная больница»). Считая, неправомерным отказ в назначении пенсии, Артамонова Е.Н. обратилась в суд за защитой своих прав, и просит признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, засчитать в льготный стаж периоды её работы медсестрой фтизиатрического кабинета ГУЗ «Барышская районная больница» с 06.04 2010 года по 18.09.2022 года, и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию с 19 сентября 2022 года.

В судебном заседании истица Артамонова Е.Н. поддержав доводы, изложенные в иске дополнила, что с 06.04.2010 года по настоящее время работает медицинской сестрой кабинета фтизиатрического ГУЗ «Барышская районная больница». Противотуберкулезный кабинет, и кабинет фтизиатра это одно и тоже. Работает она полную ставку, с укороченной 30-ти часовой рабочей неделей, что подтверждается табелем рабочего времени, а также копиями карточек, справок, расчётно- лицевыми счетами. В связи с занимаемой должностью, она непосредственно контактирует с больными туберкулезом, работает в очагах туберкулезной инфекции, выходит в очаги, проводит обследования, делает внутри подкожные туберкулезные пробы реакции Манту и Диаскинтест, осуществляет контроль за лечением, выдаёт противотуберкулезные препараты. С врачом- фтизиатром самостоятельно ведут амбулаторный приём, опрашивают и осматривают кожу, слизистые, место введения БЦЖ, отбирают туберкулезные пробы, измеряют температуру тела, взвешивают, направляют на обследование, выписывают направление на анализ крови, мочи, мокроты, рентген грудной клетки, УЗИ и т.д. Взрослое население направляется на флюрографическое обследование, постоянно поддерживают связь с областным противотуберкулезным диспансером. При оформлении в санатории и стационары она сама берет мазки на дисгруппу и на дифтерию. Обследуемые направляются на диспансеризацию в противотуберкулезный стационар областного противотуберкулёзного диспансера, также граждане направляются на заочную и очную консультацию к областному фтизиатру. Кроме того, в её обязанности входит посещение больных детей на дому, проведение бесед с родителями, законными представителями, при необходимости взаимодействует с органами опеки и попечительства, работает с медицинской документацией, о каждом выявленном случае сообщает в Госсанэпиднадзор, предоставляет ежемесячную, ежеквартальную, годовую отчетность в областной противотуберкулёзный диспансер. Как установлено в настоящее время, ГУЗ «Барышская районная больница» ошибочно в персонифицированном учёте (индивидуальных сведениях), представляемых в Пенсионный фонд, не указывался код 226000а в соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Данный код относится к Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Просит признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, засчитать в льготный стаж периоды её работы медсестрой фтизиатрического кабинета ГУЗ «Барышская районная больница» с 06.04 2010 года по 18.09.2022 года, и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию с 19 сентября 2022 года.

Представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В отзыве возражая против иска указано, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи. Из имеющихся периодов работы Артамоновой Е.Н. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно указанной выше статьи ФЗ № 400-ФЗ были засчитаны следующие периоды работы, предусмотренные Правилами и Списком, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781: Измайловская участковая больница, медицинская сестра, с 01.08.1991 года по 08.08.1993 года- 2 года 8 дней (в льготном исчислении- 2 года 6 месяцев 10 дней); Измайловская участковая больница, медицинская сестра, с 14.11.1994 года по 30.06.2002 года- 7 лет 7 месяцев 17 дней (в льготном исчислении- 9 лет 6 месяцев 15 дней); Измайловская участковая больница, медицинская сестра, с 16.03.2005 года по 01.01.2006 года- 9 месяцев 16 дней (в льготном исчислении- 11 месяцев 28 дней); ГУЗ «Барышская районная больница», медсестра детской консультации, медсестра фтизиатрического кабинета с 01.10.2008 года по 18.09.22 года- 14 лет 5 месяцев 15 дней (за исключением 4 дней неоплаты, 6 месяцев работы с пациентами с новой коронавирусной инфекцией COVID- 19 засчитаны в двойном размере). Указанные периоды исчислены без учёта применения льготного порядка -в календарном порядке. Согласно выписке из ИЛС также не подтверждается занятость в должностях дающих право на применение льготного порядка исчисления. Периоды с 09.08.1993 года по 13.11.1994 года (1 год 3 месяца 5 дней) и с 01.07.2002 года по 15.03.2005 года (2 года 8 месяцев 15 дней) подсчёт медицинского стажа не включены в связи с тем, что застрахованное лицо в указанный период находилась в отпусках по уходу за детьми. Таким образом, её стаж составляет 27 лет 06 месяцев 08 дней. На основании изложенного, учитывая тот факт, что у Артамоновой Е.Н. отсутствует необходимая продолжительность специального стажа по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья в городской местности 30 лет, просит в иске отказать. Кроме того указано, что по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта указанный период квалифицирован работодателем - Барышской ЦРБ кодом «27-ГД» (работа, дающая право на досрочную страховую пенсию по старости в учреждениях по охране здоровья населения в соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Код условий труда, предусмотренный для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (Список № 2) - «27-2» работодателем не указан. ГУЗ «Барышская районная больница» начиная с 01.01.2013 года не начислялись и не уплачивались установленные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2012 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федеральный фонд обязательного медицинского действовавшего до 01.01.2017 года (с 01.01.2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации).

Представитель третьего лица – ГУЗ «Барышская районная больница» Кузнецов Д.Ю. в судебном заседании поддержав иск пояснил, что администрация ГУЗ «Барышская районная больница» подтверждает, основания для назначения досрочной льготной пенсии Артамоновой Е.Н. по следующим основаниям. С 01.08.1991года по 01.01.2006 года она работала медицинской сестрой «Измайловской участковой больницы»; с 01.10.2008 года по 05.04.2010 года работала медицинской сестрой детской консультации ГУЗ «Барышская районная больница» (Выписка из приказа № 63 от 30.09.2008года). С 06.04.2010 года переведена медицинской сестрой фтизиатрического кабинета ГУЗ «Барышская районная больница» (выписка из приказа №16 от 06.04.2010 года). Артамонова Е.Н. с 06.04.2010 года по настоящее время работает медицинской сестрой кабинета фтизиатрического. Ошибочно в персонифицированном учёте (индивидуальных сведениях), представляемых в Пенсионный фонд, не указывался код 226000а в соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Данный код относится к Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. В настоящее время готовятся корректирующие сведения по особым условиям труда для досрочного назначения истице страховой пенсии на льготных условиях, которые будут предоставлены в Пенсионный фонд. На основании вышеизложенного администрация ГУЗ «Барышская районная больница» считает, что исковые требования Артамоновой Е.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, заслушав доводы сторон, показания свидетелей суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).

Федеральный закон «О страховых пенсиях» предусматривает сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии (статья 30). Так, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пункт 20 части 1 статьи 30).

Согласно пункту 2 статьи 27 действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, утверждались Правительством Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование предусмотрено частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 «О Списках работ, производств, профессий, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, при досрочном страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 «О Списках работ, производств, профессий, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается пенсия по старости, в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учёта периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 (ред. от 02.10.1991) предусмотрены работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах - средний медицинский персонал (код позиции 2260000а).

В соответствии со статьёй 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей. Письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Аналогичные нормы предусмотрены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 года № 225 «О трудовых книжках» и в пункте 6 «Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления пенсий», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года N 555.

Из трудовой книжки Артамоновой Е.Н. видно, что 01 августа 1991 года она была принята на работу в Измайловскую участковую больницу на должность медицинской сестры, где она проработала до 01.01.2006 года. С 01.10.2008 года по 05.04.2010 года истица работала медицинской сестрой детской консультации, Муниципального учреждения здравоохранения «Барышская центральная районная больница», а с 06.04.2010 года была переведена на должность медицинской сестры фтизиатрического кабинета, где и работает по настоящее время. 23.01.2012 года медицинское учреждение было переименовано в Государственное учреждение здравоохранения «Барышская центральная районная больница». 19.06.2015 года учреждение вновь было переименовано в Государственное учреждение здравоохранения «Барышская районная больница».

Судом установлено, что 19 сентября 2022 года истица обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области от 05.10.2022 года № 204139/22 в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по Списку № 2, истице включены периоды её работы в Измайловской участковой больнице, в качестве медицинской сестры, с 01.08.1991 года по 08.08.1993 года- 2 года 8 дней (в льготном исчислении- 2 года 6 месяцев 10 дней); в Измайловской участковой больнице, также в качестве медицинской сестры, с 14.11.1994 года по 30.06.2002 года- 7 лет 7 месяцев 17 дней (в льготном исчислении- 9 лет 6 месяцев 15 дней); в Измайловской участковой больнице, в качестве медицинской сестры, с 16.03.2005 года по 01.01.2006 года- 9 месяцев 16 дней (в льготном исчислении- 11 месяцев 28 дней). Спора по указанным периодам не имеется. Работа, в качестве медсестры детской консультации, медсестры фтизиатрического кабинета ГУЗ «Барышская районная больница», с 01.10.2008 года по 18.09.22 года (14 лет 5 месяцев 15 дней, за исключением 4 дней неоплаты, 6 месяцев работы с пациентами с новой коронавирусной инфекцией COVID- 19 засчитаны в двойном размере), засчитана в стаж, без учёта применения льготного порядка, то есть в календарном порядке, а всего в стаж засчитано 27 лет 06 месяцев 8 дней, при требуемой продолжительности не менее 30 лет.

Как указано в отзыве, причиной отказа явилось то, что в указанное время, льготный характер работы Артамоновой Е.Н. документально не подтверждён; работодателем не проведена специальная оценка условий труда рабочего места «медицинской сестры фтизиатрического кабинета», в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года «О специальной опенке условий труда», следовательно, не установлен класс условий труда (вредный или опасный); работодателем ГУЗ «Барышская районная больница» с 01.01.2013 года не производится начисление и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным в соответствии со ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2012 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Федерации, Фонд социального страхования    Российской Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации, за работу по должности «медицинская сестра фтизиатрического кабинета»; сведения индивидуального лицевого счета заявительницы, открытого в системе обязательного пенсионного страхования, не содержат кода льготной работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2.

Однако, суд не может согласиться с указанной позицией ответной стороны, по следующим основаниям.

В силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5 (в редакции от 1 октября 1999 г.) «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В пункте 1 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 26.04.1993 года № 1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств» разъяснено, что «непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно- охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

Министерство здравоохранения Российской Федерации и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации подготовили примерные перечни деятельности и должностей среднего и младшего медицинского персонала, которые могут быть отнесены к непосредственно обслуживающему больных. Однако окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников её результаты».

Истица, обращаясь в суд, просит обязать ответчика засчитать в стаж в льготном исчислении период её работы с 06.04.2010 года по 18.09.2022 года, конкретно в качестве медицинской сестры фтизиатрического кабинета ГУЗ «Барышская районная больница».

В судебном заседании достоверно установлено, что в указанное время, Артамонова Е.Н. работала и продолжает работать в одной и той же должности (медицинской сестры фтизиатрического кабинета) и в том же учреждении (ГУЗ «Барышская районная больница») на полную ставку в течение полного рабочего времени, полностью выполняя все обязанности, изложенные в должностной инструкции медицинской сестры фтизиатрического кабинета, утверждённой главным врачом лечебного учреждения в 2019 году (за более ранний период не сохранилась), всё это время ей предоставлялся дополнительный отпуск, и выплачивалась надбавка за вредность.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом документами: выпиской из приказа о приёме на работу № 16 от 06.04.2010 года, трудовой книжкой, табелями учёта рабочего времени, лицевыми счетами, архивными справками, штатными расписаниями, журналами регистрации больных туберкулезом за 2010 - 2021 гг., и не оспариваются третьим лицом – ГУЗ «Барышская районная больница». Факт выполнения должностных обязанностей медицинской сестры фтизиатрического кабинета Артамоновой Е.Н. подтвердили и допрошенные в судебном заседании свидетели Б*Т.Б. (работающая участковым врачом- фтизиатром, в настоящее время заведующей поликлиники) и Л*Т.И. (участковая фтизиатрическая медсестра).

Так, свидетель Б*Т.Б. суду пояснила, что Артамонова Е.Н., под её руководством, принимает больных туберкулезом, выдаёт им лекарства, выходит на дом к больным туберкулезом, проводит проверку условий жизни больных, выдаёт направление на сдачу анализов, ведёт учетные карточки на больных туберкулезом. Свидетель Л*Т.И. подтвердила факт работы истицы полный рабочий день в должности медсестры фтизиатрического кабинета и выполнение ею полностью всех своих обязанностей, предусмотренных инструкцией, а также проведение ею работ по рекомендациям Ульяновского областного противотуберкулезного диспансера.

В судебном заседании также установлено, что работодателем истицы- ГУЗ «Барышская районная больница» ещё 26.10.2021 года была проведена специальная оценка условий труда рабочего места «медицинской сестры» структурного подразделения- поликлиники кабинета врача- фтизиатра, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года «О специальной опенке условий труда», что подтверждается картой № 066А, следовательно, был установлен итоговый класс условий труда, по вредным (опасным факторам)- 3,2; в строке 040 установлены гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам) занятым на данном рабочем месте, это и повышенная оплата труда работника (работников), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, право на досрочное назначение страховой пенсии, проведение медицинских осмотров.

Как пояснил представитель ГУЗ «Барышская районная больница» в суде, ранее в Пенсионный фонд была предоставлена некорректная информация, в части не проведения специальной оценки условий труда, рабочего места истицы. Также была предоставлена некорректная информация, касающаяся не указания кода льготной работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2. В настоящее время готовятся корректирующие сведения по особым условиям труда для досрочного назначения истице страховой пенсии на льготных условиях, которые будут предоставлены в Пенсионный фонд.

Доводы ответной стороны о том, что ГУЗ «Барышская районная больница» не подтверждала наличие льготной должности истицы в спорный период, не могут являться основанием для отказа во включении в льготный стаж истицы вышеуказанного периода.

В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при подсчёте страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчёте страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом«Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 11, пунктах 1 и 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Так, приведенная норма пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 года № 9-П не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчёте) трудовой пенсии размер её страховой части. При этом Конституционный Суд Российской Федерации обязал государство впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с Постановлением от 10.07.2007 года № 9-П.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт не предоставления работодателем индивидуальных сведений о работе истца в спорные периоды не позволяет исключить их из страхового стажа истицы, поскольку отсутствие указанных сведений само по себе не может являться основанием для возложения на неё неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения права на зачёт спорных периодов работы в страховой стаж, так как действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное отражение сведений о специальном и страховом стаже либо ставили в зависимость от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.

Следует отметить, что вины работника в непредставлении страхователем указанных сведений в Пенсионный фонд нет.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчёте страховой части трудовой пенсии с учётом указанных периодов.

В силу статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обязанность своевременного и надлежащего предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, на основании которых вносятся сведения, на индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица, возложена на работодателя.

Из смысла данной нормы закона в совокупности с указанными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации следует, что ненадлежащее исполнение работодателем обязанности как по начислению (то есть предоставлению информации), так и по уплате страховых взносов не может повлечь неблагоприятные последствия для работника и служить основанием к не включению в страховой и общий трудовой стаж истицы спорных периодов работы.

По смыслу действующего законодательства, неуплата страхователем в установленный срок, уплата не в полном объёме или без указания специальных кодов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе, в порядке принудительного взыскания.

Кроме того, следует учесть, что законодатель, определяя право на досрочное назначение трудовой пенсии, прежде всего, исходил из того, что в соответствии с принципами пенсионного обеспечения пенсии за выслугу лет предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях.

Из-за неблагоприятных производственных факторов работник, не достигший возраста, дающего право на пенсию по старости, в случае невозможности заниматься своей профессиональной деятельностью, вправе прекратить её в любое время, имея досрочно назначенную пенсию.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья. Прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исходя из того, что пенсионным органом в специальный стаж Артамоновой Е.Н. засчитаны периоды её работы в Измайловской участковой больнице, в качестве медицинской сестры, с 01.08.1991 года по 08.08.1993 года- 2 года 8 дней (в льготном исчислении- 2 года 6 месяцев 10 дней); в Измайловской участковой больнице, также в качестве медицинской сестры, с 14.11.1994 года по 30.06.2002 года- 7 лет 7 месяцев 17 дней (в льготном исчислении- 9 лет 6 месяцев 15 дней); в Измайловской участковой больнице, в качестве медицинской сестры, с 16.03.2005 года по 01.01.2006 года- 9 месяцев 16 дней (в льготном исчислении- 11 месяцев 28 дней), а также с учётом включения спорного периода в специальный стаж истицы судом, специальный стаж составляет более 30 лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Установлено, что с заявлением в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области истица обратилась 19 сентября 2022 года, после достижения 50 лет, поэтому досрочная пенсия должна быть назначена ей именно с 19 сентября 2022 года.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Артамоновой Е.Н. удовлетворить.

Решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области № 204139/22 от 05 октября 2022 года отменить.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области засчитать в специальный стаж Артамоновой Е.Н. как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, период работы с 06 апреля 2010 года по 18 сентября 2022 года в качестве медицинской сестры фтизиатрического кабинета ГУЗ «Барышская районная больница» в льготном исчислении и назначить ей пенсию с 19 сентября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                             Л.И. Зотова

Мотивированное решение изготовлено 09.01.2023 года

2-765/2022 ~ М-724/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Артамонова Е.Н.
Ответчики
ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области
Другие
ГУЗ "Барышская ЦРБ"
Суд
Барышский городской суд Ульяновской области
Судья
Зотова Л. И.
Дело на странице суда
barishinskiy--uln.sudrf.ru
02.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2022Передача материалов судье
07.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2022Предварительное судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Судебное заседание
09.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2023Дело оформлено
06.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее