Решение по делу № 2-350/2021 ~ М-43/2021 от 15.01.2021

УИД 91RS0007-01-2021-000087-85

Дело №2-350/2021

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

18 февраля 2021 года                                    <адрес>

Белогорский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего                 судьи Балема Т.Г.

при секретаре судебного заседания             ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым о признании действия незаконным и обязании выполнить совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд исковым заявлением к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, в котором с учётом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ просила признать незаконным направленное в адрес истца уведомление об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>, признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>, обязать ответчика вынести решение, которым удовлетворить заявление истца о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>.

Требования мотивированы тем, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ родила ребёнка – ФИО3 Собрав необходимый пакет документов, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий. Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик без какой-либо мотивировки отказал истцу в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ также не содержит конкретной мотивировки, при этом содержит ссылки на нормативно-правовые акты, не действующие на момент подачи истцом заявления. В связи с указанным истец просит признать незаконным направленное в адрес истца уведомление об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>; признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>; обязать ответчика вынести решение, которым удовлетворить заявление истца о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО11 на иске настаивал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО7 в судебном заседании просила иск оставить без удовлетворения, представила письменные возражения.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации - права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерн кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Судом установлено, что ФИО2, гражданка Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: Респ. Крым, р-н Белогорский, <адрес> (л.д.6). ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО3, родителями которой записаны ФИО4, ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий (л.д.11,43-45).

Однако уведомлением к решению об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ ей разъяснено, что решением отказано в предоставлении государственной услуги, в связи с отсутствием права на меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в соответствии с ч.1 п.10 ст.3 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом -ЗРК/2019 (л.д.12).

Как установлено судебным рассмотрением такое же основание отказа в предоставлении государственной услуги указано в решении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42).

Согласно справке о регистрации Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, совместно с ней зарегистрированы пять человек: ФИО8, ФИО9, ФИО4 – муж – постоянно, ФИО3 - дочь, ФИО10 – дочь - временно (л.д.49).

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что основанием для отказа истцу послужил тот факт, что по указанному адресу истец зарегистрирована по вышеуказанному адресу временно, а не постоянно. В Департамент представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания, однако регистрации по месту проживания истец не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым -ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>», которым устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей в <адрес>.

Статьей 3 Закона РК -ЗРК/2019 (в редакции, действующей на момент подачи заявления) предусмотрено, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

Право на дополнительную меру социальной поддержки у лиц, указанных в абзаце 1 настоящей части, возникает однократно.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в <адрес> за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.

Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как установлено судом, дочь истца ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ребёнок проживает совместно с родителями – ФИО4 и ФИО2

В силу ст.6 Закона Республики Крым -ЗРК/2019 единовременная выплата предоставляется при соблюдении одного из условий: если родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата; если один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата; если родители (одинокий родитель) проживают на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.

Из анализа положений статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», ст. 20 ГК РФ следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО2 родилась и проживает на территории Республики Крым, она и её несовершеннолетние дети зарегистрированы в <адрес> по месту пребывания, супруг – по тому же адресу по месту проживания.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П; Определения от ДД.ММ.ГГГГ -О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О и др.).

Редакцией части 4 ст. 7 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 631-ЗРК/2019, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении государственной услуги - ДД.ММ.ГГГГ, основаниями для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты были предусмотрены: предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты; предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат; гражданин утратил право на получение дополнительной меры социальной поддержки.

Действие данного Закона приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ЗРК/2020.

Из решения Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым протокол от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, на основании какой нормы истцу было отказано в совершении юридически значимых действий и в связи с чем, по мнению ответчика, у ФИО2 отсутствует право на меру социальной поддержки.

Что касается доводов ответчика о приостановлении с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ действия Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2019 Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2020, а также доводов о внесении изменений ДД.ММ.ГГГГ в закон и приятие нового Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2019, - суд учитывает, что на момент обращения ФИО2 в Департамент и вынесения оспариваемого решения закон действовал в предыдущей редакции.

Согласно п.4 ст.3 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>" до вступления в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>", утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 659 ":

Право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 вышеуказанного Порядка решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях, в том числе: 1) отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.

Однако судом установлено, что ФИО2 обратилась с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а согласно части 2 статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказываемой им в постановлениях и определениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда 6 Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Анализ вышеприведенных правовых норм приводит к выводу о том, что факт приостановления действия Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2019 Законом Республики Крым -ЗРК, не освобождает Департамент от обязанности выдать истцу сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, право на который в соответствии с действующим законом истец имел в момент обращения в Департамент.

Исходя из изложенного, на ответчика следует возложить обязанность по выдаче ФИО2 сертификата на единовременную выплату, подтверждающего право на дополнительную меру социальной поддержки. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает возможным частично удовлетворить исковое заявление ФИО2, поскольку надлежащим способом защиты прав истца будем выдача сертификата, а не только принятие решения об удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56-60, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

2-350/2021 ~ М-43/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вакуленко Нина Вячеславовна
Ответчики
МКУ ДТЗСН администрации Белогорского района Республики Крым
Другие
Прокопец Игорь Святославович
Суд
Белогорский районный суд Республики Крым
Судья
Балема Т.Г.
Дело на сайте суда
belogorskiy--krm.sudrf.ru
15.01.2021Регистрация административного искового заявления
15.01.2021Передача материалов судье
18.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2021Подготовка дела (собеседование)
02.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2021Судебное заседание
18.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее