УИД 91RS0007-01-2021-000087-85
Дело №2-350/2021
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
18 февраля 2021 года <адрес>
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Балема Т.Г.
при секретаре судебного заседания ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым о признании действия незаконным и обязании выполнить совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд исковым заявлением к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, в котором с учётом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ просила признать незаконным направленное в адрес истца уведомление об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>, признать незаконным и отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>, обязать ответчика вынести решение, которым удовлетворить заявление истца о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>.
Требования мотивированы тем, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ родила ребёнка – ФИО3 Собрав необходимый пакет документов, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий. Однако уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик без какой-либо мотивировки отказал истцу в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги № от ДД.ММ.ГГГГ также не содержит конкретной мотивировки, при этом содержит ссылки на нормативно-правовые акты, не действующие на момент подачи истцом заявления. В связи с указанным истец просит признать незаконным направленное в адрес истца уведомление об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>; признать незаконным и отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>; обязать ответчика вынести решение, которым удовлетворить заявление истца о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО11 на иске настаивал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО7 в судебном заседании просила иск оставить без удовлетворения, представила письменные возражения.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации - права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерн кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Судом установлено, что ФИО2, гражданка Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: Респ. Крым, р-н Белогорский, <адрес> (л.д.6). ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО3, родителями которой записаны ФИО4, ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий (л.д.11,43-45).
Однако уведомлением к решению об отказе в предоставлении государственной услуги № от ДД.ММ.ГГГГ ей разъяснено, что решением отказано в предоставлении государственной услуги, в связи с отсутствием права на меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в соответствии с ч.1 п.10 ст.3 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом №-ЗРК/2019 (л.д.12).
Как установлено судебным рассмотрением такое же основание отказа в предоставлении государственной услуги указано в решении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42).
Согласно справке о регистрации Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, совместно с ней зарегистрированы пять человек: ФИО8, ФИО9, ФИО4 – муж – постоянно, ФИО3 - дочь, ФИО10 – дочь - временно (л.д.49).
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что основанием для отказа истцу послужил тот факт, что по указанному адресу истец зарегистрирована по вышеуказанному адресу временно, а не постоянно. В Департамент представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания, однако регистрации по месту проживания истец не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым №-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>», которым устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей в <адрес>.
Статьей 3 Закона РК №-ЗРК/2019 (в редакции, действующей на момент подачи заявления) предусмотрено, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.
Право на дополнительную меру социальной поддержки у лиц, указанных в абзаце 1 настоящей части, возникает однократно.
Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в <адрес> за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как установлено судом, дочь истца ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ребёнок проживает совместно с родителями – ФИО4 и ФИО2
В силу ст.6 Закона Республики Крым №-ЗРК/2019 единовременная выплата предоставляется при соблюдении одного из условий: если родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата; если один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата; если родители (одинокий родитель) проживают на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.
Из анализа положений статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», ст. 20 ГК РФ следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО2 родилась и проживает на территории Республики Крым, она и её несовершеннолетние дети зарегистрированы в <адрес> по месту пребывания, супруг – по тому же адресу по месту проживания.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П; Определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О и др.).
Редакцией части 4 ст. 7 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 631-ЗРК/2019, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении государственной услуги - ДД.ММ.ГГГГ, основаниями для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты были предусмотрены: предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты; предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат; гражданин утратил право на получение дополнительной меры социальной поддержки.
Действие данного Закона приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ЗРК/2020.
Из решения Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым протокол № от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, на основании какой нормы истцу было отказано в совершении юридически значимых действий и в связи с чем, по мнению ответчика, у ФИО2 отсутствует право на меру социальной поддержки.
Что касается доводов ответчика о приостановлении с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ действия Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2020, а также доводов о внесении изменений ДД.ММ.ГГГГ в закон и приятие нового Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019, - суд учитывает, что на момент обращения ФИО2 в Департамент и вынесения оспариваемого решения закон действовал в предыдущей редакции.
Согласно п.4 ст.3 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>" до вступления в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>", утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 659 ":
Право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 вышеуказанного Порядка решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях, в том числе: 1) отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка.
Однако судом установлено, что ФИО2 обратилась с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а согласно части 2 статьи 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказываемой им в постановлениях и определениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда 6 Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Анализ вышеприведенных правовых норм приводит к выводу о том, что факт приостановления действия Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2019 Законом Республики Крым №-ЗРК, не освобождает Департамент от обязанности выдать истцу сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, право на который в соответствии с действующим законом истец имел в момент обращения в Департамент.
Исходя из изложенного, на ответчика следует возложить обязанность по выдаче ФИО2 сертификата на единовременную выплату, подтверждающего право на дополнительную меру социальной поддержки. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает возможным частично удовлетворить исковое заявление ФИО2, поскольку надлежащим способом защиты прав истца будем выдача сертификата, а не только принятие решения об удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56-60, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: