Дело №2-84/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2018 года г. Багратионовск
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Гриценко Н.Н.,
при секретаре Коноваловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маломана И.В. к индивидуальному предпринимателю Сухановой В.Н. о возложении обязанности оборудовать пандус в здании магазина для беспрепятственного доступа инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Маломан И.В. обратился в суд с иском к ИП Сухановой В.Н., уточнив который просил возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать пандус в здании магазина «Вальма», расположенного по адресу: <адрес> для беспрепятственного доступа инвалидов.
В обоснование иска истец указал, что является инвалидом <адрес> группы с <данные изъяты>, для своего передвижения вынужден использовать кресло-коляску (инвалидную коляску). ДД.ММ.ГГГГ, находясь в <адрес>, он не смог попасть в вышеуказанное здание магазина розничной торговли, принадлежащем ответчику, ввиду отсутствия пандуса. Сославшись на положения Конституции РФ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», истец полагает свои права нарушенными, что и явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В судебное заседание истец Маломан И.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, доверив представлять свои интересы представителю по доверенности Шалагигу О.В.
В судебном заседании представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Шалагин О.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные изложенному в иске, дополнил, что его доверитель проживает и зарегистрирован в <адрес>, однако часто приезжает в <адрес> в Храм. ДД.ММ.ГГГГ Маломану И.В. необходимо было приобрести бутылку воды, однако из-за отсутствия пандуса при входе в магазин, последний в магазин попасть не смог, считает, что права его доверителя, как инвалида нарушены. Полагает, что согласно требованиям ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ч. 1 ст.36 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ответчику требуется провести техническое обслуживание здания, в котором расположен магазин, с целью установки пандуса.
Ответчик Суханова В.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще, просила суд о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив суду заявление, из которого следует, что исковые требования она признает в полном объеме, последствия признания иска по ст.173 ГПК РФ ей известны и понятны.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев дело освидетельствования в бюро МСЭ №, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В ходе рассмотрения дела ответчик Суханова В.Н. исковые требования признала в полном объеме.
В заявлении о признании исковых требований указано, что последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ разъяснены.
При этом, в соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ у суда отсутствуют основания для исследования всех представленных сторонами доказательств.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).
В соответствии с указанным выше Законом инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1).
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (ст. 3.1).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Социальная инфраструктура - это совокупность отраслей и предприятий функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения, среди прочего к социальной инфраструктуре отнесена розничная торговля.
Из материалов дела следует, что Маломан И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию с третьей степенью ограничения. Инвалидность установлена бессрочно ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается медицинскими документами, справкой МСЭ-2013 №, делом № освидетельствования в бюро МСЭ, согласно которым инвалиду Маломану И.В. рекомендованы кресло-коляска активного типа (не менее 1 на 4 года) и кресло-коляска базовая прогулочная (не менее 1 на 4 года).
Магазин «Вальма», общей площадью 36 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Сухановой В.Н., одним из видом деятельности, согласно сведениям ЕГРИП является розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в неспециализированных магазинах, то есть здание магазина эксплуатируется в качестве объекта социальной инфраструктуры.
Здание магазина является одноэтажным, его вход оборудован перилами (поручнями), тремя ступенями, однако вход в указанный магазин пандусом либо иным специальным приспособлением и оборудованием для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов не оснащен, данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, следуют из пояснений стороны истца и ответчиком не отрицаются.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации КС РФ от 13.05.2010 N 689-О-О, от 24.10.2013 N 1632-О, установлено, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны во введенном с 01 января 2013 года Своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденном Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года N 605, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.
В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами (п. 4.1.14). Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м. Пандусы при перепаде высот более 3,0 м следует заменять лифтами, подъемными платформами и т.п. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина винтового пандуса при полном повороте должна быть не менее 2,0 м. Через каждые 8,0 - 9,0 м длины марша пандуса должна быть устроена горизонтальная площадка. Горизонтальные площадки должны быть устроены также при каждом изменении направления пандуса. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна иметь размер не менее 1,5 м по ходу движения, а на винтовом - не менее 2,0 м. Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 м (п. 5.2.13 СНиП).
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Вышеуказанные положения реализуются и принятым Калининградской областью Законом «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Калининградской области» от 17.06.2016 г. №535 (в редакции от 23.10.2017 г.) в целях реализации требований Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (далее - объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур).
Требования Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (согласно п. 1.2), утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 605, необходимо учитывать как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений.
Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Суд также отмечает, что перечисленные в статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Кроме того, в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком Сухановой В.Н. своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, а также с учетом, того, что ответчиком Сухановой В.Н. не представлено доказательств того, каким иным образом обеспечиваются минимальные потребности инвалидов, связанные с доступом в помещение, Суханова В.Н. является собственником помещения, необходимость установки приспособлений для обеспечения доступа в здание магазина «Вальма» инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения вытекает из деятельности ИП, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Суханова В.Н. исковые требования признала в полном объеме, что по мнению суда, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если такие действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что трехмесячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, заявленный Маломаном И.В. в уточненных исковых требованиях, является разумным и достаточным для исполнения ответчиком обязанности по оборудованию пандусом входа в здание магазина для беспрепятственного доступа инвалидов.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.
Согласно положению ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, поскольку исковые требования Маломана И.В. удовлетворены в полном объеме, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию сумма уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Маломана И.В. удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя Суханову В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес> (дата гос. регистрации в качестве ИП ДД.ММ.ГГГГ, ОГРНИП №, ИНН №) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать пандусом вход в здание магазина «Вальма» ИП Сухановой В.Н., расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с ИП Сухановой В.Н. в пользу Маломана И.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2018 года.
Судья подпись Н. Н. Гриценко
Копия верна
Судья Багратионовского районного суда
Калининградской области Н. Н. Гриценко