Дело № 2-101/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2019 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Скисова А.Е.,
при секретаре Чолах Л.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай гражданское дело по иску Ганиевой А.М. к Федотову Н.С., третьи лица Ганиев Э.Р., Ганиева А.Р., Ганиев Э.Р. , Ганиев Э.Р., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании расписок договором купли-продажи, включении жилого дома в состав наследства и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,-
УСТАНОВИЛ:
Ганиева А.М. обратилась в Бахчисарайский районный суд с исковым заявлением к Федотову Н.С., третьи лица Ганиев Э.Р., Ганиева А.Р., Ганиев Э.Р., Ганиев Э.Р., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, и, изменив исковые требования, просила признать расписки договором купли-продажи, включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в состав наследства и признать право собственности на данный жилой дом в порядке наследования.
Исковые требования мотивированы, тем, что истец является супругой Ганиева Р.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти осталось наследственное имущество, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Данный жилой дом был куплен Ганиевым Р.И. у Федотова Н.С. по распискам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> гривен. После передачи денежных средств Ганиеву Р.И. были переданы ключи от дома, технический паспорт и домовая книга.
До настоящего времени продавец в добровольном порядке отказывается переоформить правоустанавливающие документы на дом.
Из предоставленных расписок следует, что воля сторон была направлена на заключение и исполнение договора купли-продажи жилого дома, о чем свидетельствует уплата денежных средств, их принятие ответчиком, предоставление дома в фактическое владение и пользование покупателя, его вселение, несение бремени содержания, в связи, с чем истец полагает, что право собственности у наследодателя возникло и может быть передано в порядке наследования.
В судебном заседании истец Ганиева А.М. и ее представитель Петренко П.Г. на удовлетворении исковых требований настаивали, сославшись на обстоятельства, указанные в исковом заявлении, и просили суд их удовлетворить.
Ответчик Федотов Н.С. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом по месту регистрации, о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо заявлений и ходатайств суду не предоставил.
Третьи лица Ганиев Э.Р., Ганиева А.Р., Ганиев Э.Р., Ганиев Э.Р. направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражали против заявленных требований.
Представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо заявлений и ходатайств суду не предоставил.
Выслушав пояснения истцов, представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, Федотов Н.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно расписки от ДД.ММ.ГГГГ, Федотов Н.С. получил предоплату в размере <данные изъяты> гривен от Ганиева Р.И. за продаваемый им дом.
Согласно расписки от ДД.ММ.ГГГГ, Федотов Н.С. получил от Ганиева Р.И. деньги в количестве <данные изъяты> гривен за дом по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Ганиев Р.И. умер. Единственным наследником, обратившимся к нотариусу с заявлением о принятии наследства, является истец. Ганиев Э.Р., Ганиева А.Р., Ганиев Э.Р., Ганиев Э.Р. от наследства отказались.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Ганиевой А.М., постановлением Администрации Каштановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым жилому дому с кадастровым номером №, присвоен адрес: <адрес>.
Какой адрес имел вышеуказанный жилой дом ранее и кому принадлежал, из материалов дела не усматривается.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 1 ст. 549 ГК РФ, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. Исходя из положений ст. 550 ГК РФ, договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу положений п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными условиями договора купли-продажи недвижимости в силу положений ст. ст. 554, 555 ГК РФ являются условия о предмете и цене этого имущества. При отсутствии в договоре согласованных сторонами условий об объекте недвижимого имущества и его цене, договор считается незаключенным.
В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (ст. 554 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что представленные истцом расписки о получении ответчиком денежных средств не могут быть расценены в качестве доказательств заключения сторонами договора купли-продажи, исходя из следующего.
В соответствии со ст. ст. 432, 433 ГК РФ договор может быть заключен посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В силу ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для данного вида договора не установлена определенная форма.
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст. 550 ГК РФ).
Таким образом, для заключения договора купли-продажи доли в праве собственности на жилой дом необходимо составление одного документа, подписанного сторонами (продавцом и покупателем).
В представленных истцом расписках подписи Ганиева Р.И. отсутствуют, в связи с чем, данные расписки не могут быть расценены как договор купли-продажи недвижимости.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые.
С учетом содержания расписок, анализа положений ст. ст. 153, 218, 250, 420, 432, 454, 550, 554, 555 ГК РФ, а также содержания текста расписок, суд считает, что представленные расписки не могут свидетельствовать о заключении договора купли-продажи недвижимости, так как в расписках отсутствует указание на существенные условия договора купли-продажи - цену дома, его индивидуальные технические, и иные характеристики, площадь.
Таким образом, анализируя указанные расписки, суд приходит к выводу о том, что стороны не пришли к соглашению по всем существенным условиям договора.
Кроме того, согласно данных расписок адрес дома указан как: <адрес>, однако доказательств, того, что дом расположенный по данному адресу, и дом расположенный по адресу: <адрес>, являются одним и тем же домом, суду не предоставлено.
А также, в соответствии с нормами ст. 9 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" рассмотрение дела осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В то же время, согласно ст. 4 ГПК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что нормы Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ не имеют обратного действия, на ранее возникшие правоотношения распространяется законодательство, которое действовало в момент их возникновения.
Таким образом, суд при разрешении данного дела руководствуется также нормами материального права Украины с учетом отсутствия их противоречий нормам российского законодательства.
Статьей 182 Гражданского кодекса (далее - ГК) Украины установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
В соответствии со статьей 657 указанного Кодекса договор купли-продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.
Согласно части 3 статьи 640, части 4 статьи 334 ГК Украины, части 3 статьи 3 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений", договор, который подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации, является заключенным с момента его государственной регистрации. При этом право собственности на имущество возникает в таком случае у приобретателя только с момента государственной регистрации.
Таким образом, до момента государственной регистрации такой договор юридически не является заключенным.
В силу статьи 220 ГК Украины в случае несоблюдения сторонами требования закона о нотариальном удостоверении договора такой договор является ничтожным. Если стороны договорились относительно всех существенных условий договора, подтвержденный письменными доказательствами, и состоялось полное или частичное выполнение договора, но одна из сторон уклоняется от его нотариального удостоверения, суд может признать такой договор действительным. В этом случае последующее нотариальное удостоверение договора не требуется.
Следовательно, указанная правовая норма предоставляет суду право признавать действительным договор, который из-за несоблюдения сторонами требований закона о его нотариальном удостоверении является ничтожным, а не договор, который не является заключенным.
В связи с этим, не будучи заключенным, договор не может быть признан судом действительным на основании статьи 220 ГК Украины.
Указанные законодательные нормы Украины корреспондируют статьям 434, 550, 551 ГК РФ, которыми предусмотрена письменная форма для договора продажи недвижимости путем составления одного документа, подписанного сторонами, при этом несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность, а также государственная регистрация перехода права собственности к покупателю по договору продажи недвижимости и право суда в случае уклонения одной из сторон от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суду не предоставлено доказательств того, что Федотов Н.С. уклонялся от нотариального удостоверения договора купли-продажи жилого дома согласно ст. 220 ГК Украины (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), напротив, в расписках указано, что он обязуется «нотариально оформить дом».
Таким образом, для того, чтобы признать договор купли-продажи действительным, сам договор купли-продажи должен быть оформлен согласно требований о письменной форме договора, однако доказательств того, что договор был заключен, истцом предоставлено не было.
Доводы истца о том, что наследодатель Ганиев Р.И. владел спорным домом и ответчиком переданы ему ключи и документы на дом, не являются основанием для удовлетворения иска.
Из вышеизложенного следует, что факт заключения сторонами договора купли-продажи спорного жилого дома не установлен, что исключает возможность признания его действительным в судебном порядке.
Исковые требования о включении спорного дома в состав наследства и признании на него права собственности в порядке наследования за истцом, являются производными от требования о признании расписок договором купли-продажи и соответственно возникновения права собственности на него у наследодателя Ганиева Р.И., и также удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ганиевой А.М. – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято - 18.02.2019 года.
Председательствующий: А.Е.Скисов