Дело № 2-379(1)/2018
Решение
Именем Российской Федерации
14 августа 2018 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовской области
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Левошиной О.Н.,
при секретаре Голыдьбиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джабарова Р.В. к ИП Алексеев Ю.М., ООО «Строительная компания», ООО «Управляющая компания» о признании действий незаконными, обязанности не чинить препятствий в пользовании инфраструктурой, взыскании неосновательного обогащения, морального вреда и судебных расходов,
установил:
Джабаров Р.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, с учетом уточнений, указав, что по договору купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в общую совместную собственность в СНТ «Родные просторы» был приобретен земельный участок с расположенным на нем жилым домом, находящиеся по адресу: <адрес>.
12 октября 2017 года и 18 октября 2017 года он совместно с супругой обращались в адрес управляющей компании ИП Алексеев Ю.М. с заявлением о заключении договора на оказание коммунальных услуг (холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) и с претензией к ИП Алексееву Ю.М., однако ответчик уклонялся от заключения договора, препятствует свободному доступу рабочих, оказывающих подрядные услуги по ремонту дома. Кроме того, ответчик чинит препятствия в пользовании инфраструктурой, а именно бассейном, после оплаты истцом задолженности за прежнего собственника в размере 79 200 рублей, ответчик заключил договор ДД.ММ.ГГГГ с истцом. Просит признать с учетом уточнений исковых требования действия ответчика незаконными, выражающиеся в уклонении от заключения договора технического обслуживания, в ограничении свободного доступа при проведении ремонтных работ, в пользовании инфраструктурой поселка «Родные просторы», обязать не чинить препятствий в пользовании инфраструктурой поселка «Родные просторы», взыскать с ИП Алексеева Ю.М. сумму неосновательного обогащения в размере 79 200 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей и судебные расходы.
В судебном заседании представитель истца Нахов Б.А. уточненные исковые требования поддержал и просил удовлетворить, пояснил, что с момента приобретения земельного участка с расположенным на нем жилым домом, находящиеся по адресу: <адрес>, истец неоднократно обращался к управляющей компаний, к ИП Алексеев Ю.М. с просьбой заключить договора на поставку коммунальных услуг, однако ему устно было отказано, так как предыдущие собственники имели задолженность. Также ответчик не пропускает рабочих, проводящих ремонт без его личного участия. После оплаты истцом задолженности за прежнего собственника, ответчик заключил договор комплексного обслуживания, услуги ему в настоящее время отказываются, рабочие проводят ремонт, однако ответчик препятствует истцу и его семье пользоваться инфраструктурой поселка, в частности бассейном.
Ответчик - ИП Алексеев Ю.М. с исковым требованиями не согласен в полном объеме, представил письменные возражения.
Соответчик ООО «Управляющая компания» в лице директора Алексеева Ю.М. и иском не согласен, поскольку компания не занимается обслуживанием домов в «Родные просторы».
Соответчик ООО «Строительная компания», третьи лица Лаптева О.С., Куликов А.А., ООО «Союз», надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 — 419 ГК РФ).
В силу части1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно части 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу части 4 статьи 12 названного закона гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354, на исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность обеспечить бесперебойное, круглосуточное в течение всего года холодное водоснабжение и давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах - от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см).
Так, в соответствии с пунктами 4, 6, 8 Правил холодного снабжение и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией.
Основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации).
Согласно пунктов 18, 19, 24, 25 указанных выше Правил договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
К договору холодного водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящими Правилами и иными принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Согласно пункту 6 вышеуказанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Согласно пункту 7 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Как следует из материалов дела, Джабаров Р.В. и Лаптева О.С. являются собственником домовладения, общей площадью <данные изъяты>., состоящего из 3-х этажей, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости право собственности Джабарова Р.В. и Лаптевой О.С. на указанное недвижимое имущество зарегистрировано в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между сторонами.
Как усматривается из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Алексеев Ю.М. является индивидуальным предпринимателем, поставлен на учет - 15 декабря 2016 года. Виды деятельности: управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, сбор и обработка сточных вод, сбор неопасных отходов, производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха.
12 октября 2017 года и 18 октября 2017 года истец совместно с супругой обратились в адрес управляющей компании ИП Алексеев Ю.М. с заявлением о заключении договора на оказание коммунальных услуг (холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) и с претензией к ИП Алексееву Ю.М.
Согласно ответу администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (л.д.124) поселок Родные просторы расположен на территории Усть-Курдюмского муниципального образования, на территории Усть-Курдюмского муниципального образования оказание услуг по водоснабжению и водоотведению осуществляет МУП «Усть-КурдюмВодоканал». Истцом не представлено доказательств о обращении в администрацию Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовской области с данными вопросами.
В судебном заседании установлено, что ИП Алексеевым Ю.М. и Джабаровым Р.В. 30 ноября 2017 года заключен договор комплексного обслуживания, согласно которому обеспечивается подключение к частным коммуникациям энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, поддержание пропускного режима, эксплуатации территории, техническое обслуживание отдельных домов ИП Алексеев Ю.М. не осуществляет.
Согласно материалов дела и объяснений сторон доступ на территорию поселка лиц, не являющихся собственниками недвижимости,, ограничен в отсутствие соответствующего распоряжения собственника при прохождение контрольно-пропускного пункта. Из объяснения и просмотренного видео усматривается, что работник КПП при посещении рабочих, сверившись со списком и убедившись, что данные лица отсутствуют в списке, попросил присутствие собственника, в дальнейшем когда были уточнены списки, рабочие получили свободный доступ для проведения ремонтных работ домовладения истца.
Таким образом, поскольку по смыслу закона, понудить к заключению договора по решению суда можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу ГК РФ или другого закона, требования в этой части необоснованны.
Из собранных по делу доказательств в неправомерности действий ИП Алексеева Ю.М. по вопросу уклонении от заключения договора технического обслуживания, подключение к централизованным системам холодного водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения, в ограничении свободного доступа при проведении ремонтных работ, пользование инфраструктурой, не усматривается. Кроме того, что ответчик препятствует на законном основании пользоваться инфраструктурой истцом не представлено, собственником данных объектов ИП Алексеев Ю.М. не является.
Также истцом не представлено доказательств о нарушении его прав со стороны соответчиков по данному делу, требования к ним не сформулированы.
При рассмотрении требования истца о взыскании с ответчика в его пользу в счет неосновательного обогащения 79 200 рублей, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом. иными правовым актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что согласно платежному поручению № (л.д.97) ДД.ММ.ГГГГ бывший собственник дома № Родные просторы Куликов А.А. оплатил ИП Алексеев Ю.М. сумму 79 200 рублей за комплексное обслуживание вышеуказанного дома. Стороны подтвердили в судебном заседании, что на момент продажи дома имелась задолженность в размере 79 200 рублей.
Оценив указанные обстоятельства, доводы истца и возражения ответчика, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено, что истец не передавал денежные средства непосредственно самому ответчику, суд пришел к выводу о том, что оснований для применения указанных норм ГК РФ, о неосновательном обогащении в отношении ответчика не имеется, в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика в счет неосновательного обогащения 79 200 рублей надлежит отказать.
В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовым актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Поскольку вина не установлена, данное требование о компенсации морального не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ –17 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░