Дело №2-2299/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2016 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Скисова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Зиядиновой Э.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай гражданское дело по иску Коцур В.П. к Администрации Куйбышевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третье лицо Османов Н.Р. о признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Истец Коцур В.П. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Куйбышевского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании права собственности на недвижимое имущество, а именно на 54/100 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Исковые требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году между истцом и собственником дома Лещук В.В. была заключена сделка купли-продажи 54/100 долей жилого дома по адресу: <адрес>. О получении денежных средств в размере <данные изъяты> долларов США была составлена расписка. ДД.ММ.ГГГГ Лещук В.В. на имя Коцур В.П. была выдана нотариальная доверенность с правом продажи доли указанного домовладения. ДД.ММ.ГГГГ на имя Лещук В.В. выдана справка-характеристика для предъявления в Бахчисарайскую государственную нотариальную контору. ДД.ММ.ГГГГ Лещук В.В. также была выдана справка о праве личной собственности на 54/100 доли дома, подлежащие отчуждению для предъявления в Бахчисарайскую нотариальную контору. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Чкан Н.Е. (бывшим собственником 46/100 долей), было написано заявление в Бахчисарайскую нотариальную контору об отказе от права преимущественной покупки части жилого дома. Коцур В.П., согласно данных домовой книги с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, совместно с супругом Коцур В.В., также согласно данных похозяйственных книг с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время истец числится главой хозяйства по указанному адресу, в связи с чем, просит суд признать за ней, в силу приобретательной давности, право собственности на 54/100 доли жилого дома.
В судебном заседании истец и представитель истца Петренко П.Г. настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме, и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Куйбышевского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Ответчик Османов Н.Р. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска не возражал.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав предоставленные суду доказательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, исходя из следующего.
Судом установлено, что согласно свидетельства о праве личной собственности на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ, Лещук В.В. принадлежит 54/100 доли домовладения расположенного в <адрес> (л.д.25).
Согласно расписке Лещук В.В. получила от Коцур В.П. деньги в сумме <данные изъяты> долларов за полную стоимость дома (л.д.19).
Согласно справки исполнительного комитета Куйбышевского поселкового совета, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Лещук В.В. принадлежит 54/100 доли дома, подлежащие отчуждению (л.д. 26). Также Государственным комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Симферопольского межгородского бюро технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ Лещук В.В. выдана справка-характеристика для предъявления в Бахчисарайскую нотариальную контору с целью отчуждения жилого дома № по <адрес> (л.д.27).
Согласно заявления Чкан Н.Е. в Бахчисарайскую нотариальную контору от ДД.ММ.ГГГГ, последняя отказалась от права преимущественной покупки 54/100 долей жилого дома по <адрес>, в <адрес> (л.д.28).
Согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Лещук В.В. уполномочила Коцур В.П. продать принадлежащие ей 54/100 доли жилого дома расположенного по адресу: <адрес> (л.д.29).
Согласно постановления Администрации Куйбышевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, аннулировано адресное наименование жилого дома по <адрес>, присвоено жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, адресное наименование: <адрес> (л.д.20).
Согласно справки Администрации муниципального образования Куйбышевское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ, Коцур В.П. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время (л.д.22).
Согласно выписки из похозяйственной книги Администрации муниципального образования Куйбышевское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ, домовладение по адресу: <адрес>, принадлежит Коцур В.П. (л.д.23).
Согласно акта депутата Куйбышевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы и фактически проживают с ноября ДД.ММ.ГГГГ года Коцур В.П. и Коцур В.В. (л.д.24).
Согласно сообщения Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ»№ от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой <адрес>, зарегистрировано за Лещук В.В. 54/100 доли и Османовым Н.Р. 46/100 доли (л.д.30).
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии с частью 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Частью 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 статьи 234 этого кодекса, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, необходимо учитывать, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало, и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении, давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающему переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу. Примерный перечень таких договоров приведен в пункте 15 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда - аренда, хранение, безвозмездное пользование и т.п.
В таких случаях, как в соответствии со статьей 344 Гражданского кодекса Украины, так и в соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, давностное владение может начаться после истечения срока владения имуществом по такому договору, если вещь не будет возвращена собственнику и не истребована им, а в соответствии с частью 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации - если к тому же прошел и срок исковой давности для ее истребования.
В отличие от указанных выше договоров наличие каких-либо соглашений с титульным собственником, направленных на переход права собственности, не препятствует началу течения срока приобретательной давности.
При этом ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Украины не содержат запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Обращаясь в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности, истец указала, что владение ею спорными 54/100 долей жилого дома началось в 1997 году, являлось добросовестным, поскольку осуществлялось по соглашению с его собственником о купле-продаже принадлежащей ей доли этого дома, собственником совершен ряд действий, направленных на отчуждение принадлежащего имущества. Владение спорной частью жилого дома Коцур В.П. осуществлялось открыто, как своей собственной, никакое иное лицо в течение всего ее владения не предъявляло своих прав на данные 54/100 доли жилого дома и не проявляло к ней интереса как к своему собственному.
Допрошенные в качестве свидетелей Сандели С.С., Гусева Т.В. пояснили, что они присутствовали при передаче покупателем - Коцур В.П. продавцу - Лещук В.В. денежных средств за приобретение принадлежащих ей 54/100 долей жилого дома по адресу: <адрес>. Коцур В.П. с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в данной части дома, каких-либо претензий к ней никто не предъявлял.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что требования, предусмотренные ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, о признании права собственности по приобретательной давности, истицей соблюдены. Истица на протяжении более 15 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, как своим собственным, ни собственник данного жилого дома, ни иные лица в установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности в три года не оспорили право истицы на данное недвижимое имущество.
Поэтому суд считает возможным удовлетворить исковые требования и признать право собственности за Коцур В.П. на 54/100 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Согласно ст. ст. 17 и 28 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним.
Требования о компенсации понесенных судебных расходов истцом не заявлялись, в связи, с чем судебные расходы подлежат отнесению на его счет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Исковое заявление Коцур В.П. - удовлетворить.
Признать за Коцур В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на 54/100 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., площадью по внутреннему обмеру – <данные изъяты> кв.м., площадью помещений включаемых в общую – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16.12.2016 года.
Судья
Бахчисарайского районного
суда Республики Крым А.Е.Скисов