Дело № 2а-157 / 2022 год
73RS0006-01-2022-000097-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2022 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.,
при секретаре Чебаковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области к Вальковой Е.С. и Кибакину М.Ю., представляющим интересы несовершеннолетнего ребёнка К* Е.М., о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к Вальковой Е.С. и Кибакину М.Ю., являющихся родителями несовершеннолетнего сына К* Е.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором просит взыскать с ответчиков, как законных представителей ребёнка, задолженность по налогу на имущество за 2015-2018 годы и земельному налогу за 2015-2018 годы и пени за 2017-2020 годы в общей сумме 296 руб. 72 коп.
Мотивируя заявленные требования, административный истец указал, что несовершеннолетний К*Е.М. является собственником 1/4 доли жилого дома и 1/4 доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> Законные представители налогоплательщика обязаны в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и статьями 61 и 64 семейного кодекса Российской Федерации к уплате соответствующих налогов.
В адрес собственника направлялось налоговое уведомление и требование об уплате налогов в соответствии со статьёй 69 Налогового кодекса Российской Федерации, но до настоящего времени задолженность по налогам не погашена.
Административный истец, извещенный о дне слушания дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Просил рассмотреть дело без участия представителя Инспекции.
Административные ответчики Валькова Е.С. и Кибакин М.Ю. в судебное заседание также не явились. О дне слушания дела извещались надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьёй 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Данная обязанность, в свою очередь, закреплена статьёй 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3).
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4).
Обратившись в суд с иском, МРИ ФНС России №4 по Ульяновской области указала на наличие задолженности по уплате налогов и сборов, образовавшейся за 2015-2018 годы.
Из представленных суду доказательств следует, что К* Е.М. с 2011 года является собственником 1/4 доли жилого дома и 1/4 доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Указанное имущество в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации подлежит налогообложению.
На основании пункта 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством. Несовершеннолетние лица - владельцы налогооблагаемой недвижимости могут участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя (родителя, опекуна и т.п.). За несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны (статья 28 Гражданского кодекса). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (статья 26 Гражданского кодекса).
Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов.
С учётом приведенных норм, а также статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 марта 2008 года № 5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Следовательно, налог может быть уплачен законными представителями налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
Таким образом, в силу приведенных положений закона, если собственниками недвижимого имущества являются несовершеннолетние дети, то обязанность по уплате приходящехся на них доли расходов по уплате налогов несут оба родителя в равной мере, либо один (при отсутствии второго).
В соответствии с копией актовой записи о рождении К* Е.М. его родителями являются Валькова Е.С. и Кибакин М.Ю. Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество и земельного налога в данном случае лежит на обоих ответчиках (родителях).
Плательщиком земельного налога административные ответчики являются в силу пункта 1 статьи 388, пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.2).
Согласно пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговым периодом в соответствии со статьёй 405 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
В соответствии со статьёй 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Доказательств уплаты налогов за 2015-2018 годы административными ответчиками не представлено.
Согласно расчёту задолженности, с учётом доли в праве собственности, недоимка по налогу на имущество К* Е.М. составляет за 2015- 2018 года – 117 руб. То есть с административных ответчиков в счёт погашения задолженности по налогу на имущество подлежит взысканию по 58 руб. 50 коп. с каждого.
Недоимка по земельному налогу за 2015-2018 года – 164 руб. То есть, с административных ответчиков в счёт погашения задолженности по земельному налогу подлежит взысканию по 82 руб. с каждого.
Пени по налогу на имущество в сумме составляют 6 руб. 54 коп., по земельному налогу – 9 руб. 18 коп. Таким образом, с административных ответчиков в счёт погашения задолженности по пени по налогу на имущество подлежит взысканию по 3 руб. 27 коп. с каждого, по пени по земельному налогу – по 4 руб. 59 коп.
Расчёт задолженности по налогам административными ответчиками не оспорен.
С учётом предъявления самого раннего требования 22 июня 2018 года об уплате задолженности до 31 июля 2018 года срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с этим с административных ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб., т.е. по 200 руб. с каждого.
Руководствуясь статьями 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области удовлетворить.
Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области с Вальковой Е.С. и Кибакина М.Ю., представляющим интересы несовершеннолетнего ребёнка К* Е.М.,
- недоимку по налогу на имущество за 2015 - 2018 годы по 58 руб. 50 коп. с каждого;
- пени по налогу на имущество– по 3 руб. 27 коп. с каждого;
- недоимку по земельному налогу за 2015 - 2018 годы – по 82 руб. с каждого;
- пени по земельному налогу по 4 руб. 59 коп. с каждого.
Взыскать с Вальковой Е.С. и Кибакина М.Ю. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб., то есть по 200 руб. с каждого.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Л.И. Зотова
Мотивированное решение изготовлено 16.02.2022 года