Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-11/2019 (2а-149/2018;) ~ М-173/2018 от 25.12.2018

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

15 января 2019 года     г. Белогорск

Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Гриценко В.А., при секретаре судебного заседания – Гладкой О.М., с участием административного истца Васкецова С.А., его представителя Лаврова Е.Г., представителя начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Сергачёвой А.А., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № 2а-11/149/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <иные данные> Васкецова Сергея Александровича об оспаривании действий начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Васкецов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье») от <дата> об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать названное должностное лицо принять его на указанный учет.

В обоснование заявленных требований Васкецов в административном исковом заявлении указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части . В <дата> года он установленным порядком обратился во 2 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. <дата> решением начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> ему отказано в принятии на указанный учёт на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в связи с тем, что он проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, ул. <адрес> по договору социального найма, а также, в связи с тем, что его дочери принадлежит на праве собственности <иные данные> доля жилого помещения по адресу: <адрес>. Считает данное решение незаконным.

В судебном заседании административный истец Васкецов С.А. и его представитель Лавров Е.Г. настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Васкецов, кроме того дал объяснения о том, что в <дата> передал жилое помещение по адресу: <адрес>, ул. <адрес> муниципальную собственность, для того, чтобы в будущем при увольнении с военной службы, быть обеспеченным жильем по избранному месту жительства. В настоящее время он с членами семьи проживает указанном жилом помещении по договору найма <дата>.

Представитель Лавров дополнительно поснил, что обеспеченность административного истца жильем по договору социального найма по месту службы не препятствует постановке его на учет для получения жилья по избранному постоянному месту жительства после увольнения, при условии, что данное жилье будет сдано в органы местного управления, либо органы военного управления. Также представитель указал, что Васкецов обратился с заявлением на постановку на учет по избранному месту жительства, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512, в разумные сроки, обеспечивающие возможность принятия на учет до момента увольнения с военной службы. Кроме того, указал, что передача административным истцом жилого помещения в собственность муниципального образования не является ухудшением жилищных условий, поскольку это не привело к уменьшению площади, количество проживающих в нем не изменилось, и теперь Васкецов имеет возможность сдать жилое помещение, которым он обеспечен по месту службы.

В своих письменных возражениях на административное исковое заявление Васкецова представитель начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Сергачева А.А., ссылаясь на положения статей 51, 53 и 54 ЖК РФ, просит в заявленных административным истцом требованиях отказать, поскольку Васкецов подлежит увольнению с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе <дата>, в связи с чем право на признание нуждающимся в жилье по избранному месту жительства у Васкецова еще не наступило. Также указано, что Васкецов не имеет права быть признанным нуждающимся в жилье по избранному месту жительства, так как он и члены его семьи проживают по договору социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, общей площадью <иные данные> кв. метров, которое находилось в собственности истца и его дочери, и в <дата> передано в муниципальную собственность, а кроме того, дочери истца – ФИО9, на праве собственности принадлежит <иные данные> доля в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью <иные данные> кв. метров.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Сергачева А.А., не признавая требований административного истца, дала объяснения, по своему содержанию соответствующие письменным возражениям, представленным ею в суд, и дополнительно указала, что согласно Инструкции, утвержденной приказом МО РФ № 1280 определено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения 5 лет после совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семьи стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилым помещением, отчуждением жилого помещения и его частей, и другие обстоятельства. Кроме того, указала, что Васкецов вправе обратиться с заявлением о признании его нуждающимся в жилье по избранному месту жительства только в год увольнения с военной службы.

Начальник ФГКУ «Востокрегионжилье», начальник 2 отдела этого же учреждения, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, поэтому в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье», изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что административный истец, относящийся к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до <дата>, имеющий общую продолжительность военной службы более <иные данные> лет и подлежащий увольнению с военной службы по достижении предельного возраста, обратился во 2 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» для постановки на учет нуждающихся в жилье по договору социального найма по избранному месту жительства. Начальником указанного жилищного органа принято необоснованное решение об отказе в принятии Васкецова С.А. на указанный учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Не согласившись с данным решением, Васкецов С.А. обоснованно считает, что вправе состоять на указанном учете.

Эти обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

В соответствии с выпиской из послужного списка Васкецова С.А., копией контракта, справками из отделения кадров войсковой части от <дата> /ОК и от <дата> /ОК, а также объяснениями административного истца, он проходит военную службу с <дата>, первый контракт о прохождении военной службы заключил до <дата>, в настоящее время проходит службу по контракту в войсковой части в <адрес>, имеет выслугу более <иные данные> лет, подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста <дата>, в его личном деле записаны: жена – ФИО14, дочь – ФИО15

Согласно копии свидетельства о заключении брака Васкецов С.А. и ФИО6 <дата> заключили брак, после заключения брака супруге присвоена фамилия ФИО18. Свидетельством о рождении подтверждается наличие у административного истца дочери – ФИО16, <дата> г.р.

Из договора найма жилого помещения от <дата> и соглашения о внесении изменений в данный договор от <дата> следует, что супруге административного истца – ФИО8 управлением городского муниципального хозяйства администрации <адрес> предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> ул. <адрес>, членами семьи нанимателя указаны: административный истец, дочь – ФИО17, <дата>., и ФИО7, <дата>.

Согласно объяснениям административного истца указанная квартира предоставлялась его супруге в связи с прохождением ею военной службы по контракту, что подтверждается исследованной копией ордера на служебное жилое помещение .

В соответствии со справкой из Белогорского расчетно-кассового центра от <дата> в квартире по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <дата> зарегистрированы Васкецов С.А., его супруга ФИО8, дочь ФИО9 и ФИО7

Регистрация административного истца и его супруги по указанному адресу подтверждается соответствующими записями в исследованных копиях их паспортов.

Из сообщения председателя МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации <адрес>» от <дата> и приложенных к нему документов следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> ул. <адрес>, общей площадью <иные данные> кв. метров, <дата> передавалось в долевую собственность Васкецова С.А. и ФИО9, с <дата> является муниципальной собственностью, в нём по договору найма от <дата> проживают: ФИО8, Васкецов С.А., ФИО9 и ФИО7 Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде документами, а именно: договором найма жилого помещения от <дата> с соглашением о внесении изменений в данный договор от <дата>, договором на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от <дата> , соглашением о передаче жилого помещения в муниципальную собственность и актом приёма-передачи от <дата>, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости на Васкецова С.А. и ФИО9

В соответствии с договором дарения от <дата> в собственность дочери административного истца – ФИО9 передана <иные данные> доля квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <иные данные> кв. метров. Факт нахождения в собственности дочери административного истца <иные данные> доли указанной выше квартиры подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>.

Согласно заявлению Васкецова во 2 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» он <дата> обратился в указанный жилищный орган с просьбой принять его с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в <адрес>.

В соответствии с сообщением начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> и его решением от <дата> Васкецову на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Причиной для отказа в принятии на указанный учет явилось то, что Васкецов и члены его семьи проживают по договору социального найма в жилом помещении общей площадью <иные данные> кв. метров по адресу: <адрес> ул. <адрес>, а кроме того, его дочери – ФИО9 на праве собственности принадлежит <иные данные> доля в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью <иные данные> кв. метров.

В абзаце 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 этого же пункта военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства.

Согласно пункту 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п. 4 указанной выше Инструкции военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26 ноября 2018 года № 2972-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования, в частности во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

    Применительно к фактическим обстоятельствам данного дела суд находит, что к Васкецову необоснованно применены ограничения, установленные статьей 53 ЖК РФ, поскольку в действиях административного истца отсутствуют признаки намеренных, умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий для получения права состоять на учете в качестве нуждающегося.

    Те обстоятельства, что в <дата> Васкецов возвратил в муниципальную собственность жилое помещение и продолжает с тем же составом семьи на тех же условиях проживать в этой же квартире по договору найма <дата> года не свидетельствуют о совершении им действий по созданию искусственного ухудшения жилищных условий с наступлением последствий, указанных в п. 4 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280.

Как указано выше Васкецов обратился в адрес начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в <адрес>, в котором, в соответствии с Решением городской Думы г. Краснодара от 15 декабря 2005 года № 47, учетная норма для признания граждан нуждающимися составляет 10 кв. метров.

В связи с изложенным, и учитывая обстоятельства, на которые ссылается представитель административного ответчика, что Васкецов проживает в квартире по договору найма, которая предоставлялась его супруге по месту прохождения военной службы, и что у его дочери имеется в собственности доля в жилом помещении <иные данные> кв. метров, суд считает, что административный истец с составом семьи 3 человека вправе быть признанным нуждающимся в жилье по избранному месту жительства в <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> об отказе в принятии Васкецова на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства, не основано на законе, а требования административного истца подлежат удовлетворению. Для восстановления нарушенных прав административного истца необходимо возложить на начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» обязанность по принятию Васкецова на указанный учёт установленным порядком с учетом членов его семьи.

Доводы представителя административного ответчика Сергачёвой о том, что Васкецов не имеет права быть признанным нуждающимся в жилье по избранному месту жительства, так как он и члены его семьи проживают в жилом помещении по договору социального найма, которое ранее находилось в собственности истца и его дочери, и передано в муниципальную собственность, а также, что дочери истца на праве собственности принадлежит <иные данные> доля в другом жилом помещении, являются необоснованными по указанным выше обстоятельствам.

Доводы представителя Сергачёвой о том, что право на признание нуждающимся в жилье по избранному месту жительства у Васкецова не наступило и он вправе обратиться с заявлением о признании его нуждающимся в жилье по избранному месту жительства только в год увольнения с военной службы, признаются судом несостоятельными, поскольку согласно исследованным контракту о прохождении военной службы и справке из отделения кадров войсковой части административный истец относится к категории военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении предельного возраста. Однако ни в одном из нормативных актов, приведенных представителем административного ответчика, не указано, что с заявлением о признании нуждающимся в жилье по избранному месту жительства военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы по достижении предельного возраста, обращается в год увольнения с военной службы. При этом, согласно норме, регулирующей сходные отношения, – постановлению Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, этот срок установлен – не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, что административным истцом соблюдено.

Руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░                                       ░.░. ░░░░░░░░

2а-11/2019 (2а-149/2018;) ~ М-173/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васкецов Сергей Александрович
Ответчики
Начальник 2 отдела ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ
Суд
Белогорский гарнизонный военный суд (Амурская область)
Дело на сайте суда
belgvs--amr.sudrf.ru
25.12.2018Регистрация административного искового заявления
25.12.2018Передача материалов судье
25.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2019Подготовка дела (собеседование)
10.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2019Судебное заседание
20.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее