РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9сентября 2021 года |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Бордина С.Н.,при секретаре судебного заседания Балдиной М.К., с участием административного истца Карпова О.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № (УИД: №) по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № Карпова ОлегаВикторовича об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха за <дата>,
УСТАНОВИЛ:
Карпов О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ командира войсковой части № в предоставлении ему дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (далее - дополнительные сутки отдыха), – боевых дежурствах, в количестве 129 суток за <дата>, и обязать указанное должностное лицо предоставить ему дополнительные сутки отдыха.
В обоснование своих требований в административном исковом заявлении и судебном заседании Карпов указал, что проходит военную службув войсковой части № должности <иные данные>.В <дата> онпериодически нес боевое дежурство, за что ему положены 129 дополнительных суток отдыха. <дата>, в связи с предстоящим увольнением с военной службы, он обратился с рапортом к командиру войсковой части № о предоставлении указанных дополнительных суток отдыха. Согласно ответу командира войсковой части № от <дата> в предоставлении дополнительных суток отдыха за <дата> ему отказано, посколькупосле каждого дежурства ему предоставлялись сутки отдыха. Однако он не мог использовать эти сутки отдыха из-за периодического нахождения сразу после боевого дежурства в составе смены усиления, что нарушает его право на отдых. В настоящее время основной отпуск за <дата> он использовал.Кроме того, с жалобой на действия командира войсковой части № он обращался в военную прокуратуру <адрес> гарнизона, получив ответ по почте <дата>.
Представитель командира войсковой части № в своих письменныхвозражениях указал, что Карпов, будучи оперативным дежурным, действительно в <дата> нес боевое дежурство. Однако, после каждого дежурства ему предоставлялись одни сутки отдыха. В связи с этим считает заявленные административным истцом требования о предоставлении дополнительных суток отдыха не подлежащими удовлетворению. Кроме того, требования Карпова не подлежат удовлетворению из-за пропуска им срока на обращение в суд, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Командир войсковой части №, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, что не является препятствием рассмотрения дела в его отсутствие.
Выслушав мнение административного истца, исследовав представленные материалы, военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, Карпов проходит военную службу по контракту в войсковой части №.
Согласно рапорту Карпова командиру войсковой части № от <дата> он просит предоставить ему 129 дополнительных суток отдыха за несение боевого дежурства в <дата>, при этом прикладывает перечень номеров приказов боевого дежурства с датами дежурств, а также расчет количества дополнительных суток отдыха.
В соответствии с ответом командира войсковой части № от <дата> № Карпову в предоставлении указанных суток отдыха отказано, так как непосредственно после несения каждого боевого дежурства ему предоставлялись сутки отдыха.
Согласно журналу служебных документов войсковой части № Карпов указанный ответ получил <дата>.
В соответствии сообщением врио командира войсковой части № от <дата> № дополнительные сутки отдыха за указанный период Карпову не предоставлялись.
Согласноматериалам надзорного производства Карпов <дата> обратился в военную прокуратуру <адрес> гарнизона с жалобой на действия командира войсковой части №, связанные с непредставлением дополнительных суток отдыха. На его обращение ему подготовлен ответ военного прокурора <адрес> гарнизона от <дата> №.
Из штампа на почтовом конверте усматривается, что указанный ответ на жалобу из военной прокуратуры направленКарпову <дата>.
На основании п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующие военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительного отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение).
В соответствии с Перечнем мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 года № 492, к таким мероприятиям, в том числе, относится боевое дежурство (боевая служба).
В соответствии с п. 5 приложения № 2 к Положению, время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
Согласно п. 11 и 14 ст. 29 Положения отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков. В случаях, когда основной отпуск и (или) дополнительные отпуска не были предоставлены военнослужащему в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год. При переносе основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с учетом положений статей 219 - 221, 234 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, а также с учетом требований, изложенных в Порядке учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы). Исходя из названных положений предусмотрены следующие сроки (периоды) предоставления дополнительных суток (дополнительного времени) отдыха: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска. При этом общая продолжительность ежегодного основного отпуска с учетом дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что реализация военнослужащим права на сутки отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, возможна только в течение текущего года или в следующем году, в случае присоединения к основному отпуску за текущий год, предоставленному в следующем году.
Таким образом, по смыслу перечисленных норм, военнослужащие вправе реализовать свое право на отдых сразу же после привлечения к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, либо в иные дни, либо присоединить их к основному отпуску. То есть, право на дополнительные сутки отдыха не носит накопительного характера, реализуется ежегодно на основании волеизъявления военнослужащего, в том числе посредством увеличения продолжительности основного отпуска, предоставляемого ежегодно в порядке, установленном п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который при этом по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может быть предоставлен им по частям.
Как следует из материалов дела, административный истец в <дата> привлекался к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, за что ему положены дополнительные сутки отдыха. При этом, поскольку Карпов обратился с рапортом о предоставлении ему дополнительных суток отдыха за <дата> только в <дата>, учитывая, что срок использования административным истцом дополнительных суток отдыха за <дата>, при условии присоединения их к основному отпуску, ограничивался <дата>, за <дата> - <дата>, а за <дата> – <дата> основания для предоставления ему указанных дополнительных суток отдыха за <дата> у командования воинской части отсутствовали, в связи с чем административным ответчиком его право на отдых за указанные годы не нарушено.
Что касается предоставления дополнительных суток отдыха за <дата>, вопреки мнению представителя административного ответчика - Петриченко Ю.В., административным истцом установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд не нарушен, поскольку истец, обратившись в военную прокуратуру, мог рассчитывать на защиту своих прав, поэтому указанный срок необходимо исчислять с даты получения им ответа из военной прокуратуры – <дата>.
Также в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что за каждые сутки несения боевого дежурства Карпову предоставлялись одни сутки отдыха. При этом довод административного истца о том, что он не мог использовать эти сутки отдыха из-за периодического нахождения сразу после боевого дежурства в составе смены усиления, в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения, поскольку фактически Карпов к исполнению обязанностей военной службы в указанное время не привлекался и мог его проводить по своему усмотрению. Кроме того, Карпов основной отпуск за <дата> использовал в полном объеме, поэтому оснований для его переноса на <дата> и присоединения к нему дополнительных суток отдыха за <дата> не имеется.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Карпова удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-177 и 227 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части № Карпова ОлегаВикторовича об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха за <дата>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме -<дата>.
Председательствующий С.Н. Бордин