Дело № 2-901(1)/2021
64RS0008-01-2021-001477-29
Решение
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовская область
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Карпачевой Т.В.,
при секретаре Логиновой М.Ю.,
с участием истца Шигонцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шигонцевой С.В. к администрации Свободинского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области об установлении принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
истец обратился в Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области с указанным исковым заявлением. Заявленные требования мотивирует тем, что 11 июля 2020 года умер ее отец - ФИО2, после смерти которого открылось наследство, состоящее из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с. Казанла, ул. Куйбышева, д. 41; 1/30 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящейся по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с. Казанла, поле за свинофермой вдоль речки с кадастровым номером 64:04:160504:265, принадлежащей наследодателю, 1/30 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящейся по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с. Казанла, поле за свинофермой вдоль речки с кадастровым номером 64:04:160504:265, принадлежащей супруге наследодателя Пузаркиной В.Н., после которой Пузаркин В.М. наследство принял, но не оформил своих наследственных прав.
В установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства, истец обратилась в нотариальную контору за получением свидетельства о праве на наследства по закону, но ей было оказано и рекомендовано обратиться в суд, так как ей пропущен шестимесячный законом срок.
После смерти отца она фактически вступила в наследство, так как занималась организацией похорон, взяла вещи, принадлежащие наследодателю. Просит установить факт принятия наследства после умершего Пузаркина В.И., признать право собственности на недвижимое имущество, земельные участки.
В судебном заседании истец Шигонцева С.В., исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика глава администрации Свободинского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, не имеет заинтересованности и оставляет рассмотрение заявленных требования на усмотрение суда.
Третьи лица, - Илюшова М.В., Пузаркин Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены лично телефонограммой, просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражают против удовлетворения требований истца.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения истца, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Часть 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации гарантирует право наследования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Срок принятия наследства установлен статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет шесть месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Часть 2 данной статьи относит к юридическим фактам факт родственных отношений и факт принятия наследства.
Как установлено в судебном заседании Шигонцева С.В. родилась 07 марта 1972 года в селе Казанла <адрес>.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходился родным отцом истице Шигонцевой С.В., что подтверждается копией свидетельства о рождении, которая в соответствии с частью 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к наследникам первой очереди по закону.
11 июля 2020 года ФИО2 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти.После смерти ФИО2 открылось наследство, состоящее из: земельного участка, общей площадью 2431 кв.м с кадастровым номером 64:04:160101:330 и жилого дома, общей площадью 61,1 кв.м., расположенных по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Казанла, улица Куйбышева, дом 41; 1/30 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящейся по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Казанла, поле за свинофермой вдоль речки с кадастровым номером 64:04:160504:265; 1/30 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящейся по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Казанла, поле за свинофермой вдоль речки с кадастровым номером 64:04:160504:265, принадлежащей супруге наследодателя ФИО7, после которой ФИО2 наследство принял, но не оформил своих наследственных прав.
Согласно сведениям, представленным нотариусом нотариального округа: р.п. Базарный Карабулак и Базарно-Карабулакский район Саратовской области, после умершего ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ и ФИО7, умершей 06 июля 2016 года наследственное дело не заведено.
Как усматривается из справки и.о. главы администрации Свободинского МО Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, супруга наследодателя ФИО7 на день своей смерти ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> совместно с ФИО2
В судебном заседании установлено, что после умершей 06 июля 2016 года ФИО7, наследство фактически принял супруг ФИО7, но не оформил наследственных прав.
ФИО7, принадлежала земельная доля сельскохозяйственного назначения по адресу: колхоз «Дружба», общей площадью 7,8 га (пашня и кормовые угодья), на основании свидетельства на право собственности на землю, выданным 20 ноября 1996 года на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года и Решения малого районного Совета народных депутатов № 56 от 04 сентября 1992 года, регистрационный номер 181.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24 февраля 2009 года, ФИО7 принадлежал земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:04:160504:265, общей площадью 2340000 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Казанла, поле за свинофермой вдоль речки состоит из 1/30 доли в праве (л.д. 21).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24 февраля 2009 года, ФИО2 принадлежал земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:04:160504:265, общей площадью 2340000 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Казанла, поле за свинофермой вдоль речки состоит из 1/30 доли в праве (л.д. 22).
Кроме того, установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 являлся собственником земельного участка с расположенным на нем жилым домом, находящихся по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский районны суд, село Казанла, улица Куйбышева, дом 41 (л.д. 18,19).
Из заявления Шигонцевой С.В. и её пояснений, данных в судебном заседании, следует, что в её пользование после смерти отца перешли его личные вещи, предметы домашнего обихода, кроме того она приняла меры по сохранности его имущества.
Данные обстоятельства подтвердили в своих показаниях свидетели ФИО8, ФИО9, которые указали на то, что Шигонцева С.В. после смерти ФИО2 забрала себе личные вещи и предметы домашнего обихода, принадлежавшие отцу, получает арендную плату за земельный пай.
Данные обстоятельства свидетельствуют о принятии истцом принадлежавшего наследодателю на день открытия наследства имущества, в том числе имущественных прав и обязанностей.
Наследники ФИО6 и ФИО5 против вступления ФИО10 в права наследования не возражает, что соответствует требованиям статьи 1158 ГК РФ.
Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» подтверждает сформированное судебной практикой мнение о том, что получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника и не влияет на наличие у наследника наследственных прав. Это согласуется с положениями пунктом 1 статьи 1163 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым по общему правилу свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства.
Нахождение у истца Шигонцевой С.В. подлинников документов на имя ФИО2 и ФИО7 также является подтверждением обоснованности заявленных требований, обстоятельств опровергающих доводы истца судом не установлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования Шигонцевой С.В. законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме, подтверждаются совокупностью представленных суду доказательств, так как она, родная дочь, является наследником первой очереди, приняла наследство, следовательно, право собственности на принадлежащее наследодателю имущество переходит к истцу как к наследнику на основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
установить факт принятия наследства Шигонцевой С.В., 07 марта 1972 года рождения, после смерти отца – ФИО2, умершего 11 июля 2020 года.
Признать за Шигонцевой С.В., 07 марта 1972 года рождения, право собственности в порядке наследования по закону после умершего 11 июля 2020 года ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на недвижимое имущество – земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, село Казанла, улица Куйбышева, дом 41.
Признать за Шигонцевой С.В., 07 марта 1972 года рождения, право собственности в порядке наследования по закону после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на 1/30 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с. Казанла, поле за свинофермой вдоль речки с кадастровым номером 64:04:160504:265.
Признать за Шигонцевой С.В., 07 марта 1972 года рождения, право собственности в порядке наследования по закону после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на 1/30 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с. Казанла, поле за свинофермой вдоль речки с кадастровым номером 64:04:160504:265.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 24 декабря 2021 года.
Судья Т.В.Карпачева