РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ с. Баяндай
Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Цыреновой Л.Д.,
при секретаре Ботогоевой Г.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Баяндаевского района Юшковой К.В.,
представителя ответчика - Рубис Л.И., действующей на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Тургеневская средняя общеобразовательная школа об обязании назначить контрактного управляющего и опубликовать план-график закупок в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru,,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Баяндаевского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Тургеневская средняя общеобразовательная школа об обязании назначить контрактного управляющего и опубликовать план-график закупок в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, указав в обоснование, что прокуратурой Баяндаевского района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Тургеневская средняя общеобразовательная школа (далее МБОУ Тургеневская СОШ). В ходе проверки МБОУ Тургеневская СОШ установлено, что совокупный годовой объем закупок данного учреждения не превышает ста миллионов рублей. Между тем до настоящего времени контрактный управляющий в МБОУ Тургеневская СОШ не назначен. Должностными лицами МБОУ Тургеневская СОШ не исполняется обязанность по опубликованию планов-графиков закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В судебном заседании помощник прокурора Баяндаевского района Юшкова К.В. исковые требования прокурора поддержала в части и просила обязать МБОУ Тургеневская СОШ опубликовать план-график закупок в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru за 2014 год. Поскольку представителем ответчика назначен контрактный управляющий, в этой части отказалась от иска.
Представитель ответчика - директор МБОУ Тургеневская СОШ Рубис Л.И. с исковыми требованиями прокурора в части согласна в полном объеме. Пояснила суду, что в МБОУ Тургеневская СОШ совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает ста миллионов рублей. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ она назначила себя контрактным управляющим.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, специалиста, всесторонне исследовав доказательства, представленные по рассмотрению иска сторонами в соответствии со ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что частичные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ закупкитоваров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о контрактной системе в сфере закупоктоваров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.1, пп.5-7 ст.3 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиками признаются государственные и муниципальные органы и созданные ими казенные, бюджетные учреждения, уполномоченные от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования принимать бюджетные обязательства.
Согласно п. 2.1 Устава МБОУ Тургеневская СОШ, утвержденного постановлением мэра муниципального образования «Баяндаевский район» от 07.11.2011года № 163, МБОУ Тургеневская СОШ является юридическим лицом (некоммерческой организацией), осуществляющим свою деятельность в форме муниципального бюджетного учреждения.
Таким образом, МБОУ Тургеневская СОШ является субъектом правоотношений в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществление закупок подразумевает не только процедуру выбора поставщика, но и в целом совокупность действий, осуществляемых заказчиком в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, которая завершается фактическим исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона №44-ФЗ в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок, при этом, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона №44-ФЗ, открытость и прозрачность информации, указанной в ч.1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона №44-ФЗ, заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Особенности размещения на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 гг. определены Приказом Минэкономразвития России №544, Казначейства России №18н от 20.09.2013 г. «Об особенностях размещения на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 гг.».
В соответствии с п. 2 указанного Приказа, планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
Вместе с тем, как установлено в ходе мониторинга официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, в нарушение указанных требований законодательства МБОУ Тургеневская СОШ план-график на 2014 год не размещен, на момент проверки прокуратурой Баяндаевского района 28.05.2014г. план-график на официальном сайте отсутствовал.
Данное обстоятельство не соответствует установленным особенностям размещения на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 г., а также нарушает требования ч. 2 ст. 112 Федерального закона №44-ФЗ, а также ч.11 ст. 21 Федерального закона №44-ФЗ, устанавливающую, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики, при этом закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Указанные нарушения законодательства недопустимы, поскольку в соответствии с п. 12 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в качестве основного направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отмечается обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Непринятие мер МБОУ Тургеневская СОШ по размещению на официальном сайте плана-графика закупок на 2014 год противоречит одному из основных принципов законодательства о противодействии коррупции, установленном в п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» - принципу публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В результате невыполнения своих обязанностей должностными лицами МБОУ Тургеневская СОШ создаются препятствия для граждан на получение полной и достоверной информации о размещении заказов МБОУ Тургеневская СОШ, при этом определить либо ограничить круг указанных лиц не представляется возможным.
Допрошенный в качестве специалиста Б.Н. суду пояснил, что заказчики, совокупный годовой объем закупок, которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы до 31.03.2014г. В случае если совокупный годовой объем закупок, которых в соответствии с планом-графиком не превышает ста миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или несколько закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий). Кроме того, заказчики обязаны опубликовать планы-графики закупок. В прошлом году учебу контрактных управляющих проводил только Байкальский государственный университет экономики и права, в этом году очень много вузов проводят данный вид обучения. Ранее все закупки проводила контрактная служба администрации муниципального образования «Баяндаевский район», в настоящий момент закупки на сумму до ста миллионов рублей проводит ответчик, закупки на сумму более ста миллионов рублей проводит контрактная служба администрации муниципального образования « Баяндаевский район».
Оценивая в совокупности все вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора в части обязать МБОУ Тургеневская СОШ опубликовать план-график закупок в единой информационной системе www.zakupki.gov.ruза 2014 год подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Как установлено судом, МБОУ Тургеневская СОШ является самостоятельным юридическом лицом и имеет организационно-правовую форму- муниципальное учреждение.
При изложенных обстоятельствах, учитывая результаты рассмотрения дела, на основании ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб. в бюджет муниципального района (ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ). Однако, учитывая, что ответчик является муниципальным образовательным бюджетным учреждением и финансируется из бюджета, суд, руководствуясь ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения плательщика, освобождает образовательное учреждение от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Баяндаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Тургеневская средняя общеобразовательная школа об обязании назначить контрактного управляющего и опубликовать план-график закупок в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, - удовлетворить в части.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тургеневская средняя общеобразовательная школа Баяндаевского района Иркутской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать план-график закупок за 2014 год в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Баяндаевский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья: Л.Д.Цыренова