Дело № 2а-83/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2021 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием представителя административного истца Квасниковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Карелия (далее - МИ ФНС России № 2 по РК) к Пирогову А.Г. о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Карелия (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пирогову А.Г. по тем основаниям, что за ответчиком числится задолженность в сумме 99483,96 руб., в том числе: по транспортному налогу в сумме 8593,71 руб. (налог - 8468 руб., пени - 125,71 руб.), налог на имущество физических лиц в сумме 89743,45 руб. (налог – 87905 руб., пени - 1838,45 руб.), земельный налог в сумме 1146,80 руб. (налог 1121 руб., пени – 25,80 руб. На задолженность в соответствии со ст.69 НК РФ административному ответчику были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, №968 от 10.02.2017, срок исполнения требования 22.05.2017, №484 от 21.02.2018, срок исполнения требования 10.07.2018, №7879 от 21.06.2018, срок исполнения требования 09.08.2018, №26312 от 04.02.2019, срок исполнения требования 21.03.2019. Требования не исполнены. Направление административному ответчику налоговых уведомлений и требований об уплате производилось ИФНС №27 по г.Москва, впоследствии задолженность налогоплательщика Пирогова А.Г. передана административному истцу – МИ ФНС России №2 по РК. Считают, что пропущенный срок на подачу иска о взыскании указанной задолженности подлежит восстановлению, поскольку налогоплательщиком не исполнена конституционная обязанность по уплате налога. На основании изложенных обстоятельств, административный истец просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 99483,96 руб.
Представители административного истца Квасникова И.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что административный истец просит восстановить срок для подачи заявления, поскольку у Инспекции большой объем работы, сокращенные сроки на обращение в суд.
Административный ответчик Пирогов А.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений не представил.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Пункт 1 части 1 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В силу ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п.1 ст. 359 НК РФ).
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц предусмотрена главой 32 НК РФ.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В пункте 1 статьи 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п.2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
На основании ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В силу п.п.1 и 4 ст.390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В силу п.4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.75 НК РФ в случае неуплаты налога в установленный срок на сумму недоимки начисляются пени одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как разъяснено в п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что у Пирогова А.Г. в период с 2015 по 2017 гг. имелись в собственности транспортные средства, недвижимое имущество в виде жилых и нежилых помещений, земельных участков, на которое Инспекцией ФНС №27 по г.Москва Пирогову А.Г. были начислены налоги: транспортный налог в размере 8593,71 руб. (налог - 8468 руб., пени - 125,71 руб.), налог на имущество физических лиц в сумме 89743,45 руб. (налог – 87905 руб., пени - 1838,45 руб.), земельный налог в сумме 1146,80 руб. (налог 1121 руб., пени – 25,80 руб.
04.02.2019 Инспекцией ФНС №27 по г.Москве в адрес Пирогова А.Г. были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, №968 от 10.02.2017, срок исполнения требования 22.05.2017, №484 от 21.02.2018, срок исполнения требования 10.07.2018, №7879 от 21.06.2018, срок исполнения требования 09.08.2018, №26312 от 04.02.2019, срок исполнения требования 21.03.2019. Однако требование №26312 в срок до 20.03.2019 не было исполнено.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, направление должнику требования об уплате налога и пеней является первой стадией процедуры принудительного взыскания задолженности, которое должно быть осуществлено в пределах сроков, установленных НК РФ.
При неисполнении плательщиком налога требования об их уплате, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законом платежей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (п. 3 ст. 229.2, гл. 26 АПК РФ).
В то же время настоящий административный иск подан административным истцом с нарушением установленного законодательством срока, поскольку административный истец должен был обратиться в судебном порядке с заявлением о выдаче судебного приказа в срок до 21.09.2019, однако фактически с заявлением в рамках приказного производства административный истец не обращался ввиду пропуска процессуального срока, а обратился в Беломорский районный суд РК с административным исковым заявлением - лишь 20.01.2021.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Проанализировав ходатайство административного истца о восстановлении срока для подачи административного иска, суд приходит к выводу, что оно содержит формальный характер без указания уважительных причин пропуска срока, в связи, с чем суд считает, что в данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключающими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
При подготовке дела к судебному разбирательству административному истцу было предложено представить доказательства, подтверждающие уважительность причины пропуска срока для подачи заявления.
Однако, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В силу ч.5 ст.180 КАС РФ, по причине пропуска административным истцом срока для подачи административного иска без уважительной причины, суд отказывает в удовлетворении иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Руководствуюсь ст.ст.175-180, 289-290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Карелия к Пирогову А.Г. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме принято 19.03.2021.