Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-109/2015 ~ М-117/2015 от 07.07.2015

РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

14 июля 2015 года

город Белогорск

Белогорский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – Жидкова Т.Г.,

при секретаре судебного заседания – Кабатовой С.О.,

с участием представителя военного прокурора <иные данные> гарнизона <иные данные> Лобанова В.В., заявительницы Белоусовой Л.А. и представителя командира войсковой части <иные данные> Янковича Г.И., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военного прокурора Белогорского гарнизона в интересах военнослужащей войсковой части <иные данные> Белоусовой <иные данные> об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с увольнением с военной службы,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Белогорского гарнизона обратился в Белогорский гарнизонный военный суд с заявлением в интересах Белоусовой в котором указал, что она приказом командира войсковой части от <дата> была досрочно уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Считая, что Белоусова уволена незаконно, военный прокурор Белогорского гарнизона просил суд возложить обязанность на командира войсковой части отменить вышеназванный приказ, в части касающейся заявительницы, восстановив ее на военной службе.

В обоснование заявленных требований военный прокурор Белогорского гарнизона указал, что Белоусова уволена с военной службы незаконно, поскольку не обеспечена жилым помещением по избранному месту жительства. Жилье Белоусовой не предлагалось. Согласия на увольнение без обеспечения жилым помещением заявительница не давала.

В судебном заседании представитель военного прокурора Лобанов доводы, изложенные в заявлении, поддержал и настаивал на удовлетворении требований, указав, на незаконность увольнения Белоусовой без обеспечения жильем.

Заявительница Белоусова дала объяснения, суть которых сводится к тому, что согласия на увольнение без обеспечения жильем не давала. Желает быть обеспеченной посредством получения благоустроенной квартиры в <адрес>. Иные формы обеспечения жилым помещением ей не подходят, поскольку она им не доверяет. Кроме того, приказ об увольнении незаконен, поскольку она была уволена без проведения с ней мероприятий, предшествующих увольнению с военной службы, а именно беседы, и не было уточнено ее желание пройти военно-врачебную комиссию, чем, по ее мнению, нарушено право на выбор основания увольнения.

Представитель командира войсковой части Янкович требования не признал, указав на их необоснованность и отсутствие в действиях его доверителя нарушений каких-либо прав и свобод заявителя. Приказ в отношении Белоусовой законен, так как он издан уполномоченным должностным лицом. Заявительница достигла предельного возраста пребывания на военной службе, обеспечена служебным жилым помещением. То обстоятельство, что заявительница не получила жилье по избранному месту жительства, ни каким образом не умоляет ее права на получение этого жилья после увольнения с военной службы. Кроме того, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами она не может быть выселена из служебного жилья до предоставления ей жилья в избранном после увольнения месте жительства.

Выслушав объяснения представителя военного прокурора Лобанова, заявительницы Белоусовой, представителя командира войсковой части Янковича, исследовав материалы дела, военный суд приходит выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Кроме того, согласно пункту 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение), военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законность данного положения подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года № ВКПИ 07-30, в соответствии с которым норма Федерального закона «О статусе военнослужащих» (абзац 2 пункта 1 статьи 23), запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жильё по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильём по установленным нормам по последнему месту жительства. Иное толкование названной нормы уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. По смыслу пункта 5 данного нормативного правового акта жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службы, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания. То есть такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.

Как усматривается из копии договора найма служебного жилого помещения от <дата> Белоусовой, как одиноко проживающей военнослужащей, предоставлено служебное жилое помещение общей площадью <иные данные> квадратных метра по месту ее службы, расположенное по адресу: <адрес>.

Служебным жилым помещением Белоусова обеспечена свыше учетной нормы в размере 15 квадратных метров, установленной в <адрес>.

Из материалов дела, в частности сопроводительных писем начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, следует, что Белоусова с <дата> признана нуждающейся в жилом помещении (состав семьи один человек), способ обеспечения получение готового жилья – <адрес>.

При таких обстоятельствах, поскольку Белоусова обеспечена жилым помещением по последнему месту военной службы по социальным нормам, установленным порядком признана нуждающейся в жилом помещении в избранном ей после увольнения с военной службы месте жительства, в связи с чем законодательный запрет на увольнение с военной службы без обеспечения жильём, установленный статьёй 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на нее не распространяется, суд приходит к выводу, что препятствий для увольнения заявительницы с военной службы не имелось и приказ командира войсковой части является законным и обоснованным, а право Белоусовой на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" может быть реализовано без каких-либо ограничений и после увольнения с военной службы.

То обстоятельство, что заявительница обеспечена служебным жилым помещением, не может свидетельствовать о наличии оснований для восстановления ее на военной службе, так как закон не связывает запрет на увольнение военнослужащего с военной службы с принадлежностью занимаемого им жилого помещения к какому-либо виду жилищного фонда. Кроме того, положения действующего законодательства содержат запрет на выселение заявителя из данного жилья по основанию утраты им данного статуса до обеспечения его жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства

Суд считает необходимым отметить то обстоятельство, что, как следует из сопроводительного письма начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в <адрес> строительство жилых помещений в интересах Министерства обороны РФ не ведется. Заявительница фактически проживает в <адрес>, служебное жилье по месту службы ею практически не используется, о чем Белоусова заявила сама в ходе судебного заседания, что свидетельствует не о желании проходить военную службу в обычном порядке, а используется как формальный повод для восстановления на военной службе.

Иные доводы Белоусовой о том, что командованием воинской части не были проведены мероприятия, предшествующие увольнению с военной службы, являются необоснованными, при этом суд исходит из следующего.

Согласно п. 23. Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 350 от 30 сентября 2002 года, на военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, оформляется представление к увольнению с военной службы, которое подписывается непосредственным (прямым) командиром (начальником) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше. К представлению прилагаются помимо прочего, копия листа беседы и копия заключения ВВК (в необходимых случаях).

В соответствии с пп. б. п. 14 ст. 34 Положения перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

Из исследованных материалов дела, в том числе листа беседы, рапорта Белоусовой и представления командира войсковой части видно, что командиром войсковой части до представления заявительницы к увольнению были проведены все мероприятия, предшествующие увольнению с военной службы. То обстоятельство, что беседа проведена за 9 месяцев до увольнения с военной службы, не может ставить под сомнение законность представления заявителя к увольнению, поскольку с какими-либо иными просьбами к командованию воинской части, кроме как не увольнять до обеспечения жильем, Белоусова не обращалась.

То обстоятельство, что Белоусова не прошла военно-врачебную комиссию для установления степени годности к прохождению военной службы и желает сделать это в настоящий момент, не лишает заявительницу права обратится к командованию войсковой части до исключения из списков личного состава воинской части с соответствующим рапортом. Кроме того, до настоящего времени Белоусова не обращалась с таким рапортом, о чем сама указала в судебном заседании.

Доводы Белоусовой о незаконности приказа и нарушения ее право на получение пенсионного обеспечения ввиду того, что расчет выслуги лет на момент ее увольнения являлся недействительным, поскольку с момента расчета прошло около 4 лет, суд считает необоснованными и исходит из того, что в судебном заседании заявительнице был доведен расчет выслуги лет на <дата>. К указанному расчету Белоусова замечаний не имела, о чем указала в судебном заседании.

Кроме того, разрешение вопроса о назначении пенсии за выслугу лет производится в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" после окончания военной службы, а не во время ее прохождения.

Руководствуясь ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления военного прокурора в интересах Белоусовой <иные данные> – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 19 июля 2015 года.

Председательствующий по делу Т.Г. Жидков

2-109/2015 ~ М-117/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
военный прокурор в интересах Белоусовой Л. А.
Другие
командир в/ч 62825
Суд
Белогорский гарнизонный военный суд (Амурская область)
Судья
Жидков Т.Г.
Дело на странице суда
belgvs--amr.sudrf.ru
07.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2015Передача материалов судье
07.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2015Судебное заседание
14.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее