РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<дата> г. Белогорск
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Уколова Ю.В.,
при секретаре судебного заседания – Балдиной М.К.,
с участием заявителя Самохина А.А., его представителя Костюкова В.Д., представляющих также Самохину Г.А., представителя ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – «Востокрегионжилье» Дедело Е.Н.,
в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части № Самохиной и Самохина об оспаривании действий начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» и начальника отдела того же учреждения, связанных с использованием персональных данных и с предоставлением жилого помещения, бездействия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по возложению обязанности распределить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
В своем заявлении Самохина указала, что проходит военную службу в распоряжении командира воинской части до предоставления жилья по избранному после увольнения постоянному месту жительства. С <дата> года состоит на учете нуждающихся в жилом помещении только на себя саму. Получила извещение от <дата> № о распределении жилого помещения на одну по адресу: <адрес>. Затем получила другое извещение от <дата> № о распределении этого жилого помещения, но уже на состав семьи 2 человека, направление которого считает незаконным, так как состоит на учете нуждающихся в получении жилья только на себя саму. Извещение выдано без её заявления об изменении состава семьи, без согласия членов семьи на обработку персональных данных.
Самохина и Самохин после уточнения, изменения и дополнения своих требований просят:
признать незаконными действия ФГКУ «Востокрегионжилье», связанные с использованием персональных данных Самохина для внесения их в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в состав членов семьи Самохиной без их согласия;
обязать ФГКУ «Востокрегионжильё» исключить сведения из этого реестра в графах, относящихся к членам семьи Самохиной, изменить на Интернет-сайте dom.mil.ru состав её семьи на 1 человека;
предоставить им акт о прекращении обработки персональных данных Самохина и выписку из реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с отсутствием в графах, относящихся к Самохиной Г.А., сведений о членах семьи;
признать извещение о распределении жилого помещения от <дата> №, направленное ФГКУ «Востокрегионжилье», «изданным с нарушением законодательства, недействительным и подлежащим отмене», а также обязать «отменить» это извещение;
признать незаконными действия отдела ФГКУ «Востокрегионжилье», связанные с «перевыпиской» извещения о распределении жилого помещения от <дата> №;
обязать начальника отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» вынести решение о предоставлении Самохиной Г.А. распределенного жилого помещения по указанному выше адресу на состав семьи 1 человек бесплатно;
определить порядок выселения из занимаемого ими служебного жилья по адресу: <адрес>, <адрес> нанимателя Самохина, его детей и внуков, а также порядок обеспечения их жильем для выдачи Самохиной справки о сдаче жилья;
обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ возложить обязанность на ФГКУ «Востокрегионжилье» предоставить распределенное Самохиной жилое помещение по адресу: <адрес> на одну Самохину.
Также Самохина просит возместить понесенные ею судебные расходы.
В судебном заседании Самохин, представляющий также интересы Самохиной, поддержал требования и дал объяснения, суть которых сводится к тому, что он как бывший военнослужащий, уволенный с военной службы, с <дата> года состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления <адрес> для получения жилья на себя, своих детей и супругу Самохину, на состав семьи 4 человека. Также на основании судебных решений за Самохиной признано право на получение жилого помещения на себя одну как военнослужащую, увольняемую с военной службы. Распределенное Самохиной жилое помещение должно быть предоставлено на неё одну, так как предоставляемая жилая площадь, превышающая установленную норму предоставления жилья, должна войти в зачет суммарной общей площади, предоставляемой ему за счет средств федерального бюджета, поэтому оплате не подлежит. ФГКУ «Востокрегионжилье» неправомерно были использованы его персональные данные, так как исходя из содержания Интернет-сайта, сначала Самохина состояла на учете в качестве нуждающейся в получении жилья на состав семьи 1 человек, а затем после представления во отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» документов, состав семьи увеличился до 2 человек. При этом Самохина не давала согласия на изменение состава семьи и на использование персональных данных членов её семьи. Он также не давал согласия на использование его персональных данных. В извещении о распределении жилого помещения, направленном в <дата> года, незаконно изменен состав семьи Самохиной, которым распределяется жилье, а также стоимость одного квадратного метра, подлежащего оплате жилой площади, превышающей норму предоставления. Предоставление жилых помещений Самохиной и ему должно производиться одновременно, так как при ином порядке реализации их жилищных прав Самохина не сможет сдать занимаемое жилое помещение, в котором проживает как член семьи нанимателя жилья. Он не претендует на обеспечение жилым помещением совместно со своей супругой. В связи с этим для получения справки о сдаче жилья выдвинуты требования об определении порядка выселения его и временно отсутствующих членов его семьи, а также об определении порядка обеспечения их жильем.
Представитель заявителя дал объяснения по своему содержанию соответствующие объяснениям заявителя, а также пояснил, что действиями ФГКУ «Востокрегионжилье» нарушено право заявителей на определение порядка обеспечения их жилыми помещениями. Направление Самохиной второго извещения о распределении жилого помещения незаконно, так как направлено без согласия Самохина, и последний лишен права самостоятельно состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье», представляющий также интересы отдела этого учреждения, не согласившись с обоснованностью заявления, просил в его удовлетворении отказать и дал объяснения, суть которых сводится к тому, что Самохина состояла на учете нуждающихся в жилом помещении на состав семьи 1 человек. В <дата> года ей было направлено извещение о распределении жилья в <адрес> с предложением оплатить излишнюю площадь и предоставить сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих на праве собственности ей и членам её семьи. Когда были получены указанные сведения, выяснилось, что у Самохиной есть муж, которому вместе с заявительницей должно быть предоставлено жилое помещение, поскольку военнослужащие обеспечиваются жильем вместе с членами семьи. В связи с этим, в целях недопущения нарушения прав Самохина, в <дата> года Самохиной направлено другое извещение о распределении жилого помещения на состав семьи 2 человека. Разница в стоимости одного квадратного метра жилья, подлежащего оплате при предоставлении большего по площади жилого помещения, чем полагается, обусловлена тем, что сначала она определялась приказом Министра обороны РФ, а затем стоимостью квадратного метра по данным заключенного государственного контракта. В единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, относительно заявительницы в графах о членах семьи были внесены сведения о её муже Самохине, его паспортные данные. Разрешение на обработку персональных данных Самохина никто не давал.
Руководитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, не направил представителя Департамента и не сообщил об уважительных причинах неприбытия, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие привлеченного к участию в деле лица.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных регулируются Федеральным законом «О персональных данных».
В соответствии с п. 1 ст. 3, п. 1 ч.1 ст. 6 и ч.1 ст. 9 этого Федерального закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка этих данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, которое должно быть конкретным, информированным и сознательным, а также дано самим субъектом, либо его уполномоченным представителем.
Также в силу ч. 3 ст. 9 названного Федерального закона обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора, осуществляющего обработку этих данных.
Пунктом 7 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, предусмотрено, что при ведении реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, обработка персональных данных военнослужащих и членов их семей, содержащихся в реестре, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных».
Представителем ФГКУ «Востокрегионжилье» не опровергается то обстоятельство, что в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, относительно сведений о Самохиной были внесены сведения о её муже Самохине как члене семьи, состоящему вместе с заявительницей на учете нуждающихся в жилом помещении, а именно внесены его фамилия имя и отчество, а также паспортные данные.
Поскольку ФГКУ «Востокрегионжилье» и его структурными подразделениями не было получено согласие на обработку персональных данных, как от самого Самохина, так и от уполномоченных им лиц, обработка персональных данных Самохина произведена с нарушением действующего законодательства, поэтому требования, касающиеся прекращения использования этих данных, подлежат удовлетворению.
Однако не подлежит удовлетворению требование о возложении обязанности предоставить акт о прекращении обработки персональных данных, так как действующим законодательством не предусмотрено предоставление такого документа, а ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О персональных данных» предусмотрена обязанность оператора уведомить субъекта персональных данных или его представителя о внесенных изменениях и предпринятых мерах и принять разумные меры для уведомления третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.
В соответствии с п. 12 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма не позднее чем через десять рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган сведений о жилых помещениях, которые могут быть распределены, уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, извещения о распределении жилых помещений.
Из копий извещений о распределении жилого помещения от <дата> № и от <дата> № следует, что первым из них Самохиной предложено получить квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью квадратных метра на одного человека с оплатой квадратных метров площади, превышающей норму предоставления жилой площади, а затем предложено получить эту же квартиру, но уже на состав семьи 2 человека, с оплатой сверх полагающихся квадратных метров.
Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» не отрицает того, что в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, в сведениях относительно Самохиной в качестве члена её семьи, обеспечиваемого вместе с ней жилым помещением, внесены сведения о её муже – Самохине.
Поскольку, как указано выше, персональные данные Самохина были незаконно использованы, эти данные подлежат исключению из названного реестра, поэтому следует признать, что только на этом основании направление повторного извещения о распределении заявительнице жилого помещения на состав семьи 2 человека, что названо «перевыпиской» (т. 2 л.д. 56) произведено с нарушением действующего законодательства. Восстановление нарушенных прав возможно не путем «отмены извещения», а путем его отзыва.
В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 этого Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Частью 3 этой статьи установлено, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Самохина не относится к категории одиноко проживающих военнослужащих, поскольку замужем и проживает совместно с мужем по месту прохождения военной службы как член семьи нанимателя жилого помещения, каковым является Самохин, что не отрицается участвующими в деле лицами. Однако в любом случае площадь жилого помещения, которое предложено получить Самохиной ( квадратных метра), превышает ту площадь, которая ей подлежит предоставлению без оплаты площади, превышающей норму предоставления. В связи с этим требование о предоставлении жилого помещения бесплатно удовлетворению не подлежит.
На этот вывод не влияют доводы Самохина о том, что не подлежит оплате предоставляемая жилая площадь, превышающая установленную норму предоставления жилья, так как, по его мнению, должна войти в зачет суммарной общей площади, подлежащей предоставлению ему и членам его семьи, состоящим на учете нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления <адрес>, за счет средств федерального бюджета, поскольку действующим законодательство такой зачет не предусмотрен.
Доводы Самохина и представителя заявителей о том, что кассационном определением Дальневосточного окружного военного суда от <дата> установлено право Самохиной на получение жилого помещения только на себя саму несостоятельны, поскольку в этом определении и других исследованных при рассмотрении дела судебных постановлениях такого решения не содержится.
При таких обстоятельствах, требования о возложении обязанности вынести решение о предоставлении жилого помещения в <адрес> по адресу: <адрес> бесплатно, а также обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ возложить на подчиненные органы обязанность выделить Самохиной это жилое помещение удовлетворению не подлежат.
Следует отметить, что Департамент жилищного обеспечения как таковой каких-либо решений относительно распределения заявительнице жилого помещения в <адрес> не принимал, а принимали его структурные подразделения. Этим Департаментом было лишь сообщено о распределении жилья, что решением не является и прав заявителей не нарушает, поэтому нельзя признать неправомерными какие-либо действия (бездействие) и решения Департамента относительно предоставления жилья, в связи с этим в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ возложить обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению прав и свобод.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при перемене увольняемым военнослужащим места жительства необходимым условием предоставления жилого помещения по избранному месту жительства является сдача занимаемого военнослужащим и членами его семьи жилого помещения по месту службы, которое согласно положениям п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Требование об определении порядка выселения Самохина А.А. и членов его семьи, а также об определении порядка обеспечения их жильем предъявлено с целью получения Самохиной справки о сдаче занимаемого жилого помещения.
До настоящего времени членам семьи Самохиной, изъявившим желание реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в <адрес> отдельно от заявительницы, жилое помещение не предоставлено. По этой причине они не имеют возможности освободить занимаемое ими жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, нанимателем которого является Самохин.
Поскольку Самохина изъявила желание быть обеспеченной жилым помещением отдельно от совместно проживающих с ней членов семьи, в связи с чем по указанной выше причине не имеет реальной возможности вместе с ними освободить занимаемое жилое помещение, требование о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение в <адрес> удовлетворению не подлежит.
Исходя из того, что не подлежит удовлетворению требование о возложении обязанности предоставить Самохиной жилое помещение в <адрес>, а также по причине отсутствия у заявительницы возможности сдать жилое помещение, в котором она проживает как член семьи нанимателя этого жилья, отсутствуют основания для разрешения вопроса об определении порядка выселения из служебного жилого помещения его нанимателя Самохина А.А. и членов его семьи, а также об определении порядка обеспечения их жильем.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ ввиду принятия решения о частичном удовлетворении заявления, судебные расходы, понесенные заявительницей в связи с уплатой государственной пошлины, подлежат возмещению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
заявление Самохиной Г.А. и Самохина А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным действия ФГКУ «Востокрегионжилье» связанные с использованием персональных данных Самохина А.А. для внесения их в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена семьи Самохиной Г.А. без их согласия, с направлением Самохиной Г.А. извещения о распределении жилого помещения № от <дата> взамен извещения № от <дата>.
Обязать ФГКУ «Востокрегионжильё»:
исключить из единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сведения в графах о членах семьи Самохиной Г.А., а также изменить на Интернет сайте dom.mil.ru состав семьи Самохиной Г.А. на 1 человека;
уведомить Самохину Г.А. и Самохина А.А. в установленном порядке о прекращении обработки персональных данных Самохина А.А., а также представить им выписку из реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с отсутствием в графах, относящихся к Самохиной Г.А., сведений о членах семьи;
отозвать извещение о распределении жилого помещения № от <дата>, направленное Самохиной Г.А..
В удовлетворении заявления в части возложения обязанности: на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» распределить Самохиной Г.А жилое помещение по адресу: <адрес>; на начальника отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» вынести решение о распределении этого жилого помещения Самохиной Г.А. бесплатно; предоставить акт о прекращении обработки персональных данных Самохина А.А.; определить порядок выселения из жилого помещения по адресу: <адрес> нанимателя жилого помещения Самохина А.А. и членов его семьи для выдачи справки о сдаче жилья – отказать.
Возместить Самохиной Г.А. понесенные судебные расходы и взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в пользу Самохиной Г.А. рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме <дата>.
Председатель Белогорского
гарнизонного военного суда Ю.В. Уколов