Решение по делу № 12-5/2019 от 09.10.2019

Дело№12-5/2019

<иные данные>:

РЕШЕНИЕ

«21» октября 2019 года г. Балтийск

Заместитель председателя Балтийского гарнизонного военного суда - судья Гущин Дмитрий Иванович, при секретаре Пашкевич О.Р., с участием заместителя военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона <иные данные> Ёлкина А.Ю., заявителя Семёнова М.Ю., в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Балтийск, ул. Садовая, д.55, рассмотрев жалобу военнослужащего войсковой части 11111 <иные данные> Семёнова Максима Юрьевича, ХХ ХХ ХХ года рождения, удостоверение личности ХХХ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> - на постановление №ХХХ от ХХ ХХ ХХ года заместителя начальника Отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской области о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ,-

Установил:

ХХ ХХ ХХ года должностными лицами 73 военной прокуратуры гарнизона проводилась проверка соблюдения должностными лицами войсковой части 11111 требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам проведения которой в войсковой части 11111 на территории учебно-позиционного района на <адрес> были выявлены нарушения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, зафиксированные в соответствующем заключении от ХХ ХХ ХХ года по результатам участия в указанной проверке, а именно: вопреки обязательным требованиям твёрдые коммунальные отходы размещаются на открытом грунте, а площадка накопления твёрдых коммунальных отходов не соответствует установленным требованиям.

Рассмотрев материалы проверки, выявившей в войсковой части 11111 нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и установив, что назначенный приказами командира войсковой части 11111 от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ (Приложение №3 к указанному приказу), от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ ответственным должностным лицом за экологическую безопасность на определённой территории и объектах (место сбора и вывоза ТБО на время нахождения в полевом лагере на учебно-позиционном районе <адрес>) <иные данные> Семёнов М.Ю. надлежаще не исполнял возложенные на него обязанности по обеспечению экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов в процессе повседневной деятельности, не организовывал и не обеспечивал экологический контроль на указанной территории дислокации воинской части, военный прокурор 73 военной прокуратуры гарнизона, в соответствии с предоставленными ему ст.ст.22,25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 25.11, 28.1, 28.2, 28.4, 28.8 и ст.23.29 КоАП РФ полномочиями, своим постановлением от ХХ ХХ ХХ года возбудил в отношении Семёнова М.Ю. дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, направив ХХ ХХ ХХ года за исх.№ХХХ указанное постановление вместе со всеми материалами в адрес руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области для рассмотрения по существу.

Заместитель начальника Отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – старший государственный инспектор РФ в охраны окружающей среды по Калининградской области Гребенюк М.В., рассмотрев указанное постановление военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона от ХХ ХХ ХХ года и другие материалы дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении должностного лица – <иные данные> Семёнова М.Ю., и установив, что действиями (бездействием) указанного должностного лица нарушены требования ч.1, ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11, ч.ч.1,3,6 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, своим постановлением №04-460-2019 от 30 сентября 2019 года признал должностное лицо - <иные данные> Семёнова М.Ю., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, на основании которой, назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Получив ХХ ХХ ХХ года копию указанного постановления о назначении ему административного наказания, и считая, что вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, он не совершал, Семёнов М.Ю. ХХ ХХ ХХ года обратился в Балтийский гарнизонный военный суд с жалобой, в которой просил вышеуказанное постановление в отношении него отменить и производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании заявитель Семёнов М.Ю. требования, изложенные в его жалобе, поддержал и указал, что он проходит военную службу по контракту в должности <иные данные> войсковой части 11111 и на основании приказов командира войсковой части 11111 от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ (Приложение №3 к указанному приказу), от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ является ответственным должностным лицом за экологическую безопасность на определённой территории и объектах, в том числе в месте сбора и вывоза ТБО на время нахождения личного состава войсковой части 11111 в полевом лагере на учебно-позиционном районе на <адрес>. Действительно ХХ ХХ ХХ года 73 военной прокуратурой гарнизона проводилась проверка соблюдения должностными лицами войсковой части 11111 экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. По результатам проверки военным прокурором 73 военной прокуратуры гарнизона в отношении него ХХ ХХ ХХ года было вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и направлено вместе с материалами проверки в адрес руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области для рассмотрения по существу. В ходе проверки и осмотра территории полевого лагеря на учебно-позиционном районе на мысе Таран войсковой части 11111 было обнаружено, что в нарушение требований ч.1, ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11, ч.ч.1,3,6 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года, отходы производства и потребления размещены на открытом грунте, а площадка накопления твердых коммунальных отходов не соответствует установленным требованиям. Однако, выявленное складирование отходов производства и потребления носило временный характер, так как в момент проверки твёрдые коммунальные отходы складировались в специальные мусорные контейнера, выставленные на твёрдую земляную поверхность, вывоз которых с территории воинской части осуществляется региональным оператором, определённым Правительством Калининградской области или его подрядчиками за фиксированную ежемесячную плату вне зависимости от объёма отходов.

Поскольку выявленные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований были устранены путём вывоза твердых коммунальных отходов в установленные места их постоянного складирования для последующей их переработки и утилизации, разливов опасных веществ на почву не выявлено, а по результатам проверки заключения, определяющего степень вреда, причинённого окружающей среде, не представлено, заявитель Семёнов М.Ю. полагает, что в его действиях отсутствовало как событие, так и состав вменённого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

В связи с чем, заявитель Семёнов М.Ю. настаивал на удовлетворении его жалобы и просил отменить постановление заместителя начальника Отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Гребенюка М.В. от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ о наложении на него административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

Исполняющая обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области Фартышева Г.М. надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыла, указав в своём заявлении в суд на свою загруженность по службе и невозможность направления в суд заместителя начальника Отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Гребенюка М.В. по причине его увольнения. В связи с чем, руководствуясь положениями ст.30.6 КоАП РФ, её неявка не является препятствием для рассмотрения дела в её отсутствие.

Заслушав доводы заявителя Семёнова М.Ю., исследовав материалы дела и представленные доказательства, а также заслушав заключение заместителя военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона <иные данные> Ёлкина А.Ю., полагавшего необходимым жалобу Семёнова М.Ю. оставить без удовлетворения, прихожу к следующему.

Поскольку представленными доказательствами подтверждается, а сторонами признается и не оспаривается, суд считает установленным, что Семёнов М.Ю. проходит военную службу по контракту в должности <иные данные> войсковой части 11111, и на основании приказов командира войсковой части 11111 от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ (Приложение №3 к указанному приказу), от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ является ответственным должностным лицом за экологическую безопасность на определённой территории и объектах, в том числе в месте сбора и вывоза ТБО на время нахождения личного состава войсковой части 11111 в полевом лагере на учебно-позиционном районе на <адрес>.

При этом, в соответствии с пунктом 263 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённому приказом Министра обороны РФ от 3 июня 2014 года №333, п.25 Положения об органах экологической безопасности Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2015 года №530, приказами командира войсковой части 11111 от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ (Приложение №3 к указанному приказу), от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ <иные данные> войсковой части 11111 <иные данные> Семёнов М.Ю., являясь ответственным должностным лицом за экологическую безопасность на определённой территории и объектах, в том числе в месте сбора и вывоза ТБО на время нахождения личного состава войсковой части 11111 в полевом лагере на учебно-позиционном районе на <адрес>, в пределах своей компетенции отвечал за обеспечение экологической безопасности воинской части и на закреплённой за ним территории, а также был обязан: организовать исполнение в воинской части требований природоохранного законодательства, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ по обеспечению экологической безопасности; осуществлять контроль за соблюдением в соединении (воинской части) требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; организовывать работу по проверке источников загрязнения окружающей среды, учету потенциально опасных объектов материально-технической базы и загрязненных территорий (акваторий); планировать совместно с должностными лицами соединения (воинской части), организовывать и проводить мероприятия по обеспечению экологической безопасности в соединении (воинской части), в том числе по ликвидации допущенных в процессе повседневной деятельности войск загрязнений территорий (акваторий) и восстановлению окружающей среды; анализировать и обобщать результаты контроля состояния экологической безопасности в соединении (воинской части), разрабатывать и представлять командованию предложения по ее совершенствованию; организовывать взаимодействие с территориальными органами государственной власти, осуществляющими контроль в области охраны окружающей среды; организовывать экологическое обучение и воспитание военнослужащих соединения (воинской части).

Частью 1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, а также частью 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3.2 "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7.), временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Пунктом 3.7 указанного СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. предусмотрено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Как следует из обжалуемого постановления от 30 сентября 2019 года №04-460-2019, Семёнов М.Ю., являясь должностным лицом, ответственным за обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды в месте сбора и вывоза ТБО на время нахождения личного состава войсковой части 11111 в полевом лагере на учебно-позиционном районе на <адрес>, возложенные на него обязанности выполнял не надлежащим образом, мероприятий по обеспечению экологической безопасности в процессе повседневной деятельности не организовывал и не проводил, надлежащий экологический контроль на данной территории размещения воинской части не осуществлял, вследствие чего на указанной территории твёрдые коммунальные отходы размещались на открытом грунте на площадке накопления твёрдых коммунальных отходов не соответствовавшей установленным требованиям, допустив тем самым своими действиями (бездействием) нарушение требований ч.1, ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11, ч.ч.1,3,6 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч.1 ст.8.2 КоАП РФ

Вина Семёнова М.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ подтверждается:

- постановлением военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона от ХХ ХХ ХХ года о возбуждении в отношении Семёнова М.Ю. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, с письменными объяснениями самого Семёнова М.Ю. в указанном постановлении, в которых тот полностью признал свою вину в совершённом им административном правонарушении, ссылаясь на свою загруженность по службе;

- письменными объяснениями Семёнова М.Ю. от ХХ ХХ ХХ года, данными им на имя военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона, в Семёнов М.Ю. признал свою вину в совершённом им административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ;

- копиями приказа командира войсковой части 11111 от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ с приложениями к нему и приказа командира войсковой части 11111 от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ, из содержания которых следует, что ответственным за обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды в месте сбора и вывоза ТБО на время нахождения личного состава войсковой части 11111 в полевом лагере на учебно-позиционном районе на <адрес> по состоянию на ХХ ХХ ХХ года являлся <иные данные> Семёнов М.Ю.;

- фототаблицами из материалов прокурорской проверки должностными лицами 73 военной прокуратуры гарнизона соблюдения должностными лицами войсковой части 11111 требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам проведения которой в войсковой части 11111 на территории учебно-позиционного района на <адрес> были выявлены нарушения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, зафиксированные по результатам участия в указанной проверке, а именно: вопреки обязательным требованиям твёрдые коммунальные отходы размещаются на открытом грунте, а площадка накопления твёрдых коммунальных отходов не соответствует установленным требованиям.

При таких обстоятельствах заместитель начальника Отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Гребенюк М.В., рассмотрев ХХ ХХ ХХ года поступившие к нему из 73 военной прокуратуры гарнизона материалы дела об административном правонарушении, пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Семёнова М.Ю., являющегося должностным лицом, ответственным за обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды в месте сбора и вывоза ТБО на время нахождения личного состава войсковой части 11111 в полевом лагере на учебно-позиционном районе на <адрес>, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановление заместителя начальника Отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Гребенюка М.В. от ХХ ХХ ХХ года №ХХ ХХ ХХ, которым установлена вина Семёнова М.Ю., вынесено в установленный законом срок, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, допущено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого постановления от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ заместителя начальника Отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Гребенюка М.В., не усматриваю.

Что же касается доводов Семёнова М.Ю. о том, что в его действиях отсутствовал состав вменённого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в связи с устранением выявленных нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований и отсутствием фактического вреда, причинённого окружающей среде, то они являются безосновательными, поскольку состав данного административного правонарушения является формальным. В связи с чем административная ответственность по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ наступает с момента совершения действий или бездействия, составляющих объективную сторону, выражающуюся в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом, наступления вредных последствий не требуется, поскольку деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

Руководствуясь ст. 30.7, ч.3 ст.30.9 КоАП РФ,-

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника Отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области Гребенюка М.В., от ХХ ХХ ХХ года №ХХХ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица <иные данные> Семёнова Максима Юрьевича – оставить без изменения, а жалобу Семёнова Максима Юрьевича – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Балтийский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.

Заместитель председателя Балтийского

гарнизонного военного суда Д.И. Гущин

12-5/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Семенов Максим Юрьевич
Суд
Балтийский гарнизонный военный суд (Калининградская область)
Судья
Гущин Дмитрий Иванович
Статьи

КоАП: ст. 20.25 ч.1

Дело на странице суда
baltyiskygvs--kln.sudrf.ru
09.10.2019Материалы переданы в производство судье
21.10.2019Судебное заседание
21.10.2019Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
01.11.2019Вступило в законную силу
19.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020Дело оформлено
19.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее