Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2016 года г.Кимовск
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Улитушкиной Е.Н.,
при ведении протокола секретарем Мазуровой И.В.,
с участием
заместителя Кимовского межрайонного прокурора Журба А.А.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования Кимовский район, согласно доверенности Новиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-633/2016 по иску Кимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Кимовский район об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества,
у с т а н о в и л :
Кимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Кимовский район об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества и просит обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в течение месяца с момента вступления решения в законную силу обратиться в государственный регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с заявлением о регистрации права собственности муниципального образования Кимовский район на водопроводные сети протяженностью 1800 м, местоположение: <адрес>
Исковые требования обоснованы тем, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что муниципальным образованием Кимовский район не принимаются меры к постановке на регистрационный учет объектов жилищно-коммунального хозяйства. Проверкой установлено, что администрацией муниципального образования Кимовский район не зарегистрировано право собственности муниципального образования Кимовский район на водопроводные сети протяженностью 1800 м, местоположение: <адрес>. Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 1.03.2016 года №297 утвержден график регистрации коммунального хозяйства и инженерных сетей, находящихся на территории муниципального образования Кимовский район. В данный график включены водопроводные сети протяженностью 1800 м, местоположение: <адрес>. Сведения о данном объекте в реестре федерального имущества, реестре имущества Тульской области отсутствуют. Согласно уведомлению ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», право собственности на водопроводные сети протяженностью 1800 м, местоположение: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о данном объекте отсутствуют, что подтверждается уведомлением от 17.06.2016 года. Ранее межрайонной прокуратурой в органы местного самоуправления неоднократно вносились представления об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности с указанием на необходимость зарегистрировать право муниципальной собственности на расположенные на территории района объекты жилищно-коммунального хозяйства, однако должных мер, направленных на регистрацию объектов, принято не было.
В судебном заседании заместитель Кимовского межрайонного прокурора Журба А.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области по доверенности Новикова Е.В., возражений по существу иска не высказала, при этом просила, по возможности, предоставить побольше времени для исполнения решения суда, сославшись на то, что работа по регистрации права собственности муниципального образования Кимовский район на указанный объект недвижимого имущества начата.
Представитель 3-его лица - администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, возражений не представил.
Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает исковые требования Кимовского межрайпрокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия указаны в п.13 ст.5, ст.5-1 Устава муниципального образования Кимовский район.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании ч.1 ст.51 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
По данному делу было установлено, что в ходе проведенной Кимовской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности установлено, что муниципальным образованием Кимовский район не принимаются меры к постановке на регистрационный учет объектов жилищно-коммунального хозяйства.
На территории муниципального образования Кимовский район имеются объекты жилищно-коммунального хозяйства, не имеющие собственника, в том числе водопроводные сети протяженностью 1800 м, местоположение: <адрес> право муниципальной собственности муниципального образования Кимовский район на данный объект недвижимого имущества не зарегистрировано.
Сведения о данном объекте в реестре федерального имущества, реестре имущества Тульской области отсутствуют.
В Кимовском отделении Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности за физическими или юридическими лицами на водопроводные сети протяженностью 1800 м, местоположение: <адрес>.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации прав на водопроводные сети протяженностью 1800 м, местоположение: <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 1.03.2016 года №297 утвержден график регистрации коммунального хозяйства и инженерных сетей, находящихся на территории муниципального образования Кимовский район. В данный график включены водопроводные сети протяженностью 1800 м, местоположение: <адрес>.
Неоднократно внесенные Кимовским межрайонным прокурором в органы местного самоуправления представления об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности с указанием на необходимость зарегистрировать право муниципальной собственности на расположенные на территории района объекты жилищно-коммунального хозяйства, ответчиком не исполнены.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании из объяснений сторон, а также следуют из исследованных письменных доказательств:
- уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на водопроводные сети протяженностью 1800 м, местоположение: <адрес> (л.д.12),
- выписки из ЕГЮЛ (л.д.13-15),
- копии письма администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района заместителю Кимовского межрайонного прокурора (л.д.16),
- графика регистрации объектов коммунального хозяйства и инженерных сетей, находящихся на территории муниципального образования Епифанское Кимовского района (л.д.17),
- копии письма администрации муниципального образования Кимовский район заместителю Кимовского межрайонного прокурора (л.д.18),
- копии постановления администрации муниципального образования Кимовский район от 1.03.2016 года №297 «Об утверждении графика завершении регистрации объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории муниципального образования Кимовский район (л.д.19),
- копии письма ТУ Росимущества в Тульской области заместителю Кимовского межрайонного прокурора (л.д.20),
- копии письма Министерства экономического развития Тульской области заместителю Кимовского межрайонного прокурора (л.д.21),- копии отношения Кимовского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д.22),
- копии представления на имя главы администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района (л.д.23-24),
- копии ответа администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района на представление (л.д.25),
- копии распоряжения главы администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О дисциплинарном взыскании ФИО6» (л.д.26),
- копии представления на имя главы администрации муниципального образования Кимовский район (л.д.27-29),
- копии ответа главы администрации муниципального образования Кимовский район на представление (л.д.30),
- копии распоряжения главы администрации муниципального образования Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О дисциплинарном взыскании ФИО7» (л.д.31),
- копии письма администрации муниципального образования Кимовский район от ДД.ММ.ГГГГ № на имя заместителя Кимовского межрайонного прокурора (л.д.32),
- копии Устава муниципального образования Кимовский район (л.д.35-85).
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, суд пришел к следующим выводам.
В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
На основании п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В силу п.2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно приложению №3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая, метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов относятся к муниципальной собственности.
Анализ собранных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что отсутствие регистрации права собственности муниципального образования Кимовский район на объект жилищно-коммунального хозяйства – водопроводные сети протяженностью 1800 м, местоположение: <адрес> препятствует распоряжению муниципальным имуществом в установленном порядке, не позволяет должным образом осуществлять полномочия по организации водоснабжения на территории поселения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что право муниципальной собственности на водопроводные сети протяженностью 1800 м, местоположение: <адрес> не зарегистрировано. Данное обстоятельство подлежит устранению путем осуществления мероприятий, которые прокурор требует провести, путем возложения обязанности на ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учетом правового статуса ответчика - администрации муниципального образования Кимовский район, осуществления финансирования деятельности ответчика из средств бюджета, реальных возможностей ответчика по устранению нарушения, с учетом того, что работа в направлении регистрации права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества ответчиком начата, суд определяет срок исполнения судебного решения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21.07.1997 ░░░░ №122-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░», ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 1800 ░, ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: