Дело № 2-125(1)/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2015 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего Климовой С.В.
при секретаре Добренькой Е.С.
с участием истца Кондрашова А.Н., представителя ответчика по доверенности Макутиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондрашова Алексея Николаевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,-
установил:
Кондрашов А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (далее - ГУ-УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области) о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 10.07.1986 года по 25.06.1988 года, назначении досрочной трудовой пенсии с момента подачи заявления.
В обоснование своих требований указал, что с 10.07.1986 года по 25.06.1988 года проходил срочную службу в составе Вооруженных сил СССР. С 30 августа 1991 года по настоящее время работает учителем в общеобразовательном учреждении.
03 октября 2014 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако 17 декабря 2014 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ему было отказано, поскольку период прохождения службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 10.07.1986 года по 25.06.1988 года не был включен пенсионным органом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Истец считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку на момент обращения в пенсионный орган он выработал необходимый педагогический стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на момент приобретения права на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец Кондрашов А.Н. требования поддержал, выдвигая в обоснование те же доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области по доверенности Макутина А.С. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, представив суду письменные возражения на иск, согласно которым решение № 829 от 02.10.2014 года принято в соответствии с нормами пенсионного законодательства; указывая, что п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, назначается трудовая пенсия ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, при определении права на данный вид пенсии указанная норма применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, с применением Постановления от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановления от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с ст. ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 10.07.1986 года по 25.06.1988 года не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включение данного периода в специальный стаж не предусмотрено ни Правилами № 781 от 29.10.2002 года, ни Правилами № 516 от 11.07.2002 года, ни Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», ни разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет». Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц за выслугу лет до введения нового правового регулирования. Установление пенсий за выслугу лет педагогических и медицинских работников до 01 октября 1993 года регулировалось Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, где п. 1 предусматривалось, что в стаж работы включается служба в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях, должностях, предусмотренных Перечнем от 17.12.1959 г. № 1397. На 01.10.1993 года (дата утраты действия Постановления № 1397 от 17.12.1959 г.) стаж работы Кондрашова А.Н. в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем от 17.12.1959 г. № 1397, составляет 1 год 11 месяц 15 день.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 27 приведенного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 03 октября 2014 года Кондрашов А.Н. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области с заявлением о досрочном назначении пенсии как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность не менее 25 лет.
Решением ГУ-УПФ РФ в Балашовском районе Саратовской области от 17 декабря 2014 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности. В педагогический стаж Кондрашова А.Н. не был включен период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10.07.1986 года по 25.06.1988 года. При этом педагогический стаж истца на дату его обращения в пенсионный орган составил 23 года 01 месяц 03 дня.
Материалами дела также установлено, что Кондрашов А.Н. с 30 августа 1991 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно военному билету серии № Кондрашов А.Н. проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР с 10.07.1986 года по 25.06.1988 года.
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного выше Федерального закона (пункт 12 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2-П также определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17.10.2003 года N 70 утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 года N 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В период прохождения Кондрашовым А.Н. военной службы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (далее - Положение), которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации N 953 от 22 сентября 1993 года.
В силу пп. "г" п. 1 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Период службы Кондрашова А.Н. относится к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий педагогическим работникам.
Согласно п. 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
На момент обращения Кондрашова А.Н. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению судом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Из материалов дела видно, что Кондрашов А.Н. на момент обращения за назначением пенсии имел 23 года 01 месяц 03 дня специального стажа работы, включая спорный период, что составляет 1 год 11 месяцев 15 дней, стаж педагогической деятельности истца составляет более 25 лет.
Суд делает вывод о наличии у Кондрашова А.Н. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с чем решение комиссии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области № 1058 от 17 декабря 2014 года в части исключения из льготного стажа периода прохождения Новоявшевым А.В. службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10.07.1986 года по 25.06.1988 года незаконным.
Иные доводы возражений ответчика не имеют правового значения и не влияют на существо принятого судом решения.
Согласно требованиям ст. 19 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
С учетом периодов педагогической деятельности истца, которые не оспаривались ответчиком, у Кондрашова А.Н. на 03 октября 2014 года (дата обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии) имелся необходимый льготный стаж, что является основанием для удовлетворения требований истца в полном объеме и назначения ему пенсии со дня обращения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кондрашова Алексея Николаевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.
Признать за Кондрашовым Алексеем Николаевичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области включить Кондрашову Алексею Николаевичу в стаж педагогической работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10.07.1986 года по 25.06.1988 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области назначить и выплачивать Кондрашову Алексею Николаевичу досрочную пенсию с момента обращения, то есть с 03 октября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (09 февраля 2015 года).
Председательствующий С.В. Климова