РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Балтийск 27 апреля 2016 года
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Чолий Л.Л.,
при секретаре Давкиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Светловском городском округе Калининградской области (межрайонного) к Мищенко Вячеславу Сергеевичу о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии и федеральной социальной доплаты к ней,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Светловском городском округе Калининградской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФ РФ в СГО) обратилось в Балтийский городской суд Калининградской области с иском к Мищенко В.С. о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к ней за период с 01.07.2014 по 31.05.2015 в размере 73 929 рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2417,9 рублей. В обоснование иска сослалось на то, что с 25 ноября 2013 года Мищенко В.С. являлся получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к ней на период обучения в ГБОУ СПО КО <...> Мищенко В.С. был письменно предупрежден безотлагательно извещать орган Пенсионного фонда РФ о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, о чем свидетельствует его подпись в заявлении от 05.11.2013.
12 мая 2015 года в УПФ РФ в СГО поступило сообщение из ГБОУ СПО КО <...> о том, что Мищенко В.С. отчислен 25 июня 2014 года из учебного заведения приказом № <...> от 25.06.2014. В связи с получением соответствующей справки из учебного заведения решением от 15.05.2015 указанные выплаты Мищенко В.С. были прекращены, но за период с 01.07.2014 по 31.05.2015 включительно их переплата составила 73 929 рублей. Оплата задолженности в добровольном порядке ответчиком не произведена.
В судебном заседании представитель УПФ РФ в СГО настаивала на удовлетворении исковых требований, дав пояснения, аналогичные указанным в иске о том, что переплата социальной пенсии по случаю кормильца и федеральной социальной доплаты к ней образовалась по вине Мищенко В.С., не сообщившего о прекращении обучения в ГБОУ СПО КО <...> в связи с чем, ответчик должен возместить УПФ РФ в СГО причиненный ущерб, на момент рассмотрения дела ответчик не возвратил излишне уплаченные суммы социальной пенсии и федеральной социальной доплаты к ней.
Ответчик, уведомленный о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился. В ранее состоявшемся судебном заседании ответчик иск не признал, полагая, он не должен возвращать денежные средства, поскольку учебное учреждение, в котором он обучался, имело возможность своевременно уведомить УПФ РФ в СГО об его отчислении, более того, он лично пособие не получал, так как указанную федеральную социальную доплату получала его мать.
Изучив имеющиеся в деле письменные доказательства, пояснения представителя истца, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В силу ст. 13 вышеуказанного Федерального закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с абз. 6 ст. 1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ под социальной доплатой к пенсии понимается предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;
Согласно части 4 статьи 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Частью 6 статьи 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на которых установлена соответствующая пенсия.
Из материалов дела следует, что 05 ноября 2013 года Мищенко В.С., <...> года рождения, обратился в УПФ РФ в СГО с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии, приложив к заявлению помимо иных документов, справку об учебе в ГБОУ СПО КО <...> от 24.10.2013, согласно которой Мищенко В.С. с 01 сентября 2011 года обучался на очном отделении указанного образовательного учреждения по специальности <...>
При обращении в УПФ РФ в СГО Мищенко В.С. был поставлен в известность под личную роспись о необходимости безотлагательно извещать орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пении и социальной доплаты или прекращения их выплаты. Указанная обязанность пенсионера предусмотрена ч. 4 ст. 23 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 22 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и п. 3 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О страховых пенсиях» в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую (страховую) пенсию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, прекращение выплаты трудовой (страховой) пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства.
25 июня 2014 года Мищенко В.С. был отчислен с очного отделения ГБУ Калининградской области ПОО <...> по личному желанию Мищенко В.Н. (приказ об отчислении № <...> от 25.06.2014).
Следовательно, Мищенко В.С. утратил право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к этой пенсии с 01.07.2014.
Несмотря на это, ответчик не выполнил возложенную на него законом обязанность по безотлагательному извещению УПФ РФ в СГО о факте прекращения обучения по очной форме, влекущем прекращение выплаты социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к этой пенсии.
В УПФ РФ СГО об отчислении Мищенко В.С. из ГБУ КО ПОО <...> стало известно только 12 мая 2015 года из справки № <...> от 24.04.2015.
На основании решения УПФ РФ в СГО от 15.05.2015 выплата Мищенко В.С. социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к этой пенсии прекращена с 01 июня 2015 года.
Согласно части 2 статьи 28 ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 ФЗ «О страховых пенсиях», повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 28 ФЗ «О страховых пенсиях», определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно.
15 мая 2015 года комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в СГО установила факт излишней выплаты Мищенко В.С. в период с 01 июля 2014 по 31 мая 2015 года включительно в результате его виновного бездействия социальной пенсии по случаю потери кормильца в сумме 48 451,84 рублей и федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 25 477,16 рублей, что подтверждается протоколами комиссии УПФ РФ в СГО от 15.05.2015 и справкой-расчетом.
Как следует из абзаца 1 части 1 статьи 1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1103 ГК РФ правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Исходя из части 2 статьи 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем Мищенко В.С. не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии его вины в неисполнении обязанности по своевременному извещению УПФ РФ в СГО о прекращении обучения по очной форме, повлекшем утрату права на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к ней, а доводы ответчика в ранее состоявшемся судебном заседании о том, что социальная пенсия и федеральная доплата в указанный период времени была получена его матерью, а не им самим, и что об его отчислении из образовательного учреждения должно было сообщить в УПФ РФ в СГО непосредственно образовательное учреждение ГБУ КО ПОО <...>, а не он, суд находит несостоятельными.
Таким образом, Мищенко В.С. вопреки требованиям пенсионного законодательства не сообщил истцу в установленный срок о своем отчислении из образовательной организации, влекущем прекращение выплаты социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к ней, в результате чего получил от УПФ РФ в СГО неосновательное денежное обогащение в виде излишне выплаченных сумм социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к ней.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с Мищенко В.С. подлежат взысканию в пользу УПФ РФ в СГО социальная пенсия по случаю потери кормильца в сумме 48 451,84 рублей и федеральная социальная доплата к ней в сумме 25 477,16 рублей, излишне выплаченные в период с 01 июля 2014 года по 31 мая 2015 года включительно.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца уплаченная им государственная пошлина в размере 2 417,90 рублей.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 73 929 (░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) 00 ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 01.07.2014 ░░ 31.05.2015, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2 417 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 90 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░ ░.░.