РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2020 года |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Куркина А.В., при секретаре судебного заседания Анпилоговой А.С., с участием административного истца и его представителя Рожковой А.И., а также представителя начальников федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и его 2 отдела Хиловой Е.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № 2а-103/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <иные данные> Чеботарева Сергея Валерьевича об оспаривании действий начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанных с отказом во включении в состав членов семьи его супруги при принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Чеботарев С.В. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (далее – <иные данные>), связанные с отказом во включении в состав членов семьи его супруги ФИО15 при принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование своих требований Чеботарев С.В. в исковом заявлении и судебном заседании указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части №, его выслуга составляет более 23 лет, по месту жительства зарегистрирован при воинской части.
Он, его супруга ФИО10 и дочь ФИО16 проживают, а супруга и дочь зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери супруги – ФИО4, которая ни когда с ними не проживала, общего хозяйства они не вели, живет с супругом в <адрес>.
Для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи из трех человек, он обратился с соответствующим заявлением во 2 отдел. Решением ответчика от <дата> № он признан нуждающимся в жилом помещении, но составом семьи из двух человек: он и дочь. Супруга в составе его семьи на учет нуждающихся принята не была, с чем он не согласен.
При этом он не оспаривает это решение в части принятия на учет по месту прохождения службы в <адрес>, а не избранному месту жительства в <адрес>, поскольку к увольнению с военной службы не планируется.
Его представитель Рожкова А.И. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, поскольку, несмотря на проживание семьи ФИО13 в квартире, принадлежащей теще административного истца, которая с ними совместно не проживает и общего хозяйства они не ведут, ФИО10 не является членом семьи своей матери, в связи с чем подлежит обеспечению жильем в составе семьи своего супруга.
Представитель начальников ВРУЖО и его 2 отдела Хилова Е.А. требования Чеботарева С.В. не признала и просила отказать в их удовлетворении, поскольку его супруга является членом семьи своей матери, в квартире которой она зарегистрирована и проживает. При этом учетная норма площади жилого помещения в <адрес>, согласно постановлению главы муниципального образования от <дата> №, составляет 12,5 кв.м. Исходя из площади квартиры, расположенной по <адрес>, в 52 кв.м, она жильем в <адрес> по установленным нормам, по этой причине ее невключение в состав семьи истца его при обеспечении жилым помещением является законным и обоснованным.
В своих письменных пояснениях привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО10 исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме, так как в июле 2019 года ФИО4 попросила их освободить квартиру для проживания ее сестры. Она давно не является членом семьи своих родителей, проживает с мужем и дочерью. По этой причине считает, что должна быть обеспечена жилым помещением в составе семьи своего супруга.
Выслушав мнение лиц, участвовавших в рассмотрении дела, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно контрактам, послужному списку, справкам войсковой части № и свидетельствам о заключении брака и рождении Чеботарев С.В. проходит военную службу по контракту с <дата> года, его выслуга более 23 лет; в его личном деле записаны: жена – ФИО10 (брак заключен в августе <дата> года) и дочь – ФИО17.
В соответствии с договором от <дата>, лицевого счета квартиросъемщика, выписки из реестровой книги № мать ФИО10 - ФИО4 приобрела жилое помещение в <адрес>, общей площадью 52 кв.м.
Из отметки в паспорте ФИО10, поквартирной карточки, справки Белогорского РКЦ усматривается, что она с <дата>, а ее дочь ФИО18 с <дата>, зарегистрированы в <адрес>.
Согласно копии паспорта ФИО4 она зарегистрирована по адресу: <адрес>.
На основании ордера от <дата> №, жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлена отцу ФИО10 (в то время – ФИО5) – ФИО7, вместе с которым вселены ее мать ФИО4, сестра ФИО6 и она сама.
В соответствии с договором на передачу квартиры в собственность граждан от <дата>, лицевого счета квартиросъемщика и выписки из реестровой книги № указанное жилое помещение, общей площадью 52,0 кв.м передано в совместную собственность ФИО7, ФИО4 и ФИО6
Как следует из поквартирной карточки и справки Белогорского РКЦ в этой квартире по месту жительства зарегистрированы ФИО7 и ФИО4
<дата> Чеботарев С.В. обратился во 2 отдел ВРУЖО с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи из трех человек, включая супругу и дочь.
Согласно решению начальника 2 отдела от <дата> № и его сообщению от <дата> № истец принят на учет составом семьи из двух человек: он и дочь ФИО19. В принятии супруги в качестве члена его семьи отказано, так как она является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного в <адрес>, и обеспечена по нормам жилищного законодательства.
Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что в феврале <дата> года она приобрела по договору купли продажи <адрес> в <адрес>. В декабре <дата> года, после рождения внучки ФИО20, в целях экономии денежных средств, на основании устной договоренности, она разрешила семье своей старшей дочери ФИО10 туда вселиться, с условием, что они будут оплачивать коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт. Совместно с ними по указанному адресу она никогда не проживала; живет с супругом ФИО7 по адресу: <адрес>. Туда же они вселили младшую дочь с двумя детьми.
Свидетель ФИО8 показала, что является соседкой ФИО4, которая с мужем, дочерью и двумя внуками проживает в <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Согласно разъяснениям, данным в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении исков военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок их обеспечения жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители.
Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Пунктом 13 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также рекомендовано, с учетом положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу.
Вследствие этого мнение истца и его представителя о том, что его супруга не является членом семьи собственника квартиры ФИО4, так как совместно с ними в этой квартире не проживают и не ведут с нею общего хозяйства, поэтому при решении вопроса об обеспеченности жильем членов семьи истца данное жилое помещение не подлежит учету, нельзя признать правомерным.
Ошибочны и их доводы, согласно которым, для признания ФИО10 членом семьи собственника жилого помещения требуется установление факта ведения ими общего хозяйства с этим собственником, как не соответствующая положениям ч. 1 ст. 31 ЖК РФ.
В суде установлено, что ФИО4 вселила в принадлежащую ей на праве собственности квартиру свою дочь, ее супруга и ребенка без заключения какого-либо соглашения, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ.
По смыслу показаний свидетеля ФИО4 следует, что ФИО10 она вселяла в свою квартиру, желая помочь ей как дочери, то есть в качестве члена семьи.
Это обстоятельство имеет существенное значение для дела, поскольку проживание ФИО10 в принадлежащей ФИО4 на праве собственности квартире в качестве члена семьи указывает на необходимость учета доли занимаемого ею жилого помещения при определении нуждаемости истца и его супруги в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что помимо ФИО10, в <адрес> зарегистрирована ее дочь. С учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, при определении площади на каждого из проживающих, следует учитывать и долю ФИО4, как собственника жилого помещения. Исходя из этого и размера общей площади квартиры (52 кв.м на троих), на каждого из них, включая ФИО10, приходится по 17,33 кв.м.
Согласно постановлению Администрации <адрес> от <дата> № в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в <адрес> установлена учетная норма в размере 12,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Следовательно при постановке на жилищный учет супруга истца обеспечена жилым помещением по учетной норме, в связи с чем не подлежит обеспечению жильем в составе семьи истца. По этой причине суд не усматривает нарушений закона в действиях ответчика при признании истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору соцнайма, составом семьи из двух человек.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 и 227 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск военнослужащего войсковой части № <иные данные> Чеботарева Сергея Валерьевича об оспаривании действий начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанных с отказом во включении в состав членов семьи его супруги при принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в мотивированной форме 9 ноября 2020 года.
Подлинное за надлежащей подписью
Верно: Председательствующий А.В. Куркин