РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 июля 2016 года |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Жидкова Т.Г.,
при секретаре судебного заседания – Гладкой О.М.,
с участием административного истца Акулова Ю.В., его представителя Трембач С.В. и представителя федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, его 2 отдела и начальников указанных учреждений Нестеренко Р.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <иные данные> Акулова <иные данные> об оспаривании действий начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Акулов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника 2 отдела федерального казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье») о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях и восстановить его на указанном учете.
В обоснование заявленных требований Акулов в административном исковом заявлении указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части №. Согласно решению начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> № принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 1 человек. <дата> был ознакомлен с сообщением начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» о том, что он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку у его матери имеется жилое помещение в собственности, где он зарегистрирован, в связи с чем не является нуждающимся.
В судебном заседании Акулов настаивал на удовлетворении заявленных требований. Дополнительно административный истец указал, что длительное время не проживает в доме матери.
Представитель административного истца Трембач поддержала требования, указав, что ее доверитель в силу возраста не является членом семьи собственника. В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом по своему усмотрению в любое время. Сам факт регистрации не порождает никаких прав и обязанностей.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Хилова требования заявителя не признала и дала объяснения, суть которых сводится к тому, что Акулов состоял в Едином реестре военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по избранному постоянному месту жительства <адрес>, избрав способ обеспечения жилым помещением в виде получения готового жилья, который изменил на получение субсидии. <дата> в ходе дополнительной проверки представленных документов было установлено, что Акулов с <дата> зарегистрирован и проживает в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <иные данные>. и является обеспеченным жилым помещением по установленным нормам, а основания для его дальнейшего нахождении на учете нуждающихся отсутствуют. Кроме того, как следует из свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от <дата>, собственником вышеуказанного жилого помещения является мать Акулова, которое было приобретено ею на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от <дата> - во время проживания в данном жилом помещении административного истца. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.
Представитель административных ответчиков Нестеренко поддержал объяснения, данные Хиловой.
Из письменных возражений представителя привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» ФИО7 следует, что ФГКУ «Востокрегионжилье» с <дата> находится на финансовом обеспечении в этом финансовом органе. В удовлетворении требований административного истца просит отказать.
Административные ответчики – ФГКУ «Востокрегионжилье» в лице его начальника, начальник 2 отдела этого же учреждения и заинтересованное лицо – федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в лице его руководителя, а также представитель административных ответчиков Хилова, после отложения административного дела, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, поэтому в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения административного истца и его представителя, представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются, помимо прочего, жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства.
Военнослужащие – граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено, что Акулов проходит военную службу по контракту в распоряжении командира войсковой части №, подлежит увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы административного истца составляет более 20 лет.
На основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> № административный истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с <дата> с составом семьи 1 человек.
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права от <дата>, паспорта административного истца, копии домовой книги, матери административного истца на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <иные данные> Акулов зарегистрирован по указанному адресу.
Согласно сообщению начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> и его решению от <дата> №, а также сообщению командира войсковой части №, административный истец снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Принимая такое решение, руководитель территориального жилищного органа ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и указывает на обеспеченность административного истца жилой площади, ввиду того, что он проживает вдвоем с матерью в жилом помещении, принадлежащей на праве собственности. Данное решение доведено Акулову <дата>.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам разрешается с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.
Допрошенная в суде ФИО9 - мать административного истца показала, что Акулов не проживает с ней с 1995 года, а только зарегистрирован в принадлежащем ей жилом помещении. Данное жилое помещение было предоставлено ее мужу от предприятия.
Свидетель ФИО11 – бывшая супруга административного истца показала, что Акулов по месту жительства матери не проживает длительное время, в настоящее время ее бывший муж проживает в принадлежащей ей квартире с 2015 года, но она с ним совместное хозяйство не ведет, семейные отношения они не поддерживают.
Согласно рапорту участкового уполномоченного МО МВД России «<иные данные>» Акулов не проживает по адресу: <адрес>, данное обстоятельство установлено путем опроса соседей.
Анализируя вышеизложенные нормы права, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что Акулов не является членом семьи собственника жилого помещения, поскольку в квартире матери он длительно время – более 20 лет не проживает, а сам факт регистрации по данному адресу каких-либо прав на проживание в данном жилом помещении для него не порождает. Проживание в квартире бывшей супруги, принадлежащей ей на праве собственности, с 2015 года не свидетельствует о том, что он является членом ее семьи, при этом суд исходит из того, что брачные отношения между ними прекращены более 10 лет назад, что следует из свидетельства о расторжении брака, совместное хозяйство они не ведут, что следует из показаний свидетеля.
Оценивая довод представителя административных ответчиков о том, что собственником жилого помещения является мать Акулова и данное жилое помещение приобретено ею на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от <дата> - во время проживания в данном жилом помещении административного истца. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, суд считает ошибочным и исходит из следующего.
В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный, при этом непосредственно государственным жилищным фондом является совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до <дата>, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
При этом согласно ч. 4 ст. 5 ЖК РСФСР к жилым домам, принадлежащим государственным предприятиям и организациям, применялись правила, установленные для общественного жилищного фонда.
В соответствии с ответом на запрос суда администрации Васильевского сельсовета от <дата> квартира матери административного истца на балансе муниципальной собственности не значилась.
Согласно справке администрации Васильевского сельсовета от <дата> и выписке из единого реестра прав на недвижимое имущество, Акулов на территории сельсовета в приватизации не участвовал, жилых помещений в собственности не имеет.
Из ордера № от <дата> следует, что вышеуказанное жилое помещение предоставлено матери, а также младшим братьям административного истца.
В соответствии с исторической справкой, решением малого совета Белогорского районного Совета народных депутатов <дата> и устава акционерного общества открытого типа «Васильевское транспортное», данное акционерное общество было организовано <дата> и является правопреемником МТП «Васильевскагропромтранс».
Согласно договору на передачу квартиры в собственность от <дата> матери административного истца – ФИО9 МТП «Васильевскагропромтранс» передал в собственность квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <иные данные>. Иные лица в указанном договоре не указаны.
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество следует, что матери административного истца с <дата> принадлежит вышеуказанная квартира.
Таким образом, к переданной матери административного истца в собственность квартире применялись правила, установленные для общественного жилищного фонда, а государство в лице уполномоченных им органов государственной власти стороной договора о передаче этой квартиры в собственность не выступало, в связи с чем Акулов права на проживание в указанной квартире не приобрел.
Учитывая изложенное, военный суд полагает, что Акулов на момент принятия решения является нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, а у начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» не имелись основания для снятия административного истца с соответствующего учета, на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и для восстановления прав Акулова суд полагает необходимым возложит обязанность на указанное должностное лицо восстановить административного истца на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Акулова <иные данные> – удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от <дата> № о снятии Акулова Ю.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать названное должностное лицо в течение пятнадцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу отменить указанное решение и восстановить Акулова Ю.В. на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Начальнику 2 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об исполнении решения по данному административному делу необходимо в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу сообщить в Белогорский гарнизонный военный суд и административному истцу Акулову Ю.В.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 10 июля 2016 года.
Председательствующий Т.Г. Жидков