Решение по делу № 12-82/2018 от 07.03.2018

КОПИЯ

Дело №12-82/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16 апреля 2018 года г. Белорецк

Судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан Бондаренко С.В.,

при секретаре Султановой Е.Р.,

с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора Спивак А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Белорецкого межрайонного прокурора на постановление территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ от ... №... о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ... ООО «Санаторий Ассы» Рафиковой З. Д.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ от ... №... производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ... ООО «Санаторий Ассы» Рафиковой З.Д. прекращено за малозначительностью.

Не согласившись с указанным постановлением заместитель Белорецкого межрайонного прокурора принес на него протест, указав, что ... руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ на основании постановления заместителя Белорецкого межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – ... ООО «Санатория ассы» Рафиковой З.Д. вынесено постановление от ... №... о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Считает вышеуказанное постановление территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ незаконным и подлежащим отмене, поскольку в аптечном пункте ООО «Санатория Ассы», расположенном по адресу: РБ, ..., осуществляется деятельность по розничной торговле лекарственными средствами.

В нарушение п.6 ст.55 Федерального закона от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», распоряжения Правительства РФ от 26.12.2015 года №2724-р в аптечном пункте ООО «Санатория Ассы» по состоянию на ... наличие всех необходимых препаратов не обеспечено. Так, на момент проверки в аптеке отсутствовали препараты ... в том числе их синонимы и аналоги.

Лицом, виновным в совершении указанного правонарушения, является ... ООО «Санатория Ассы» Рафикова З.Д., которая согласно п.4.4 должностной инструкции от ... ... ООО «Санатория Ассы» несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных вышеуказанной инструкцией, а также за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в пределах, определенных действующим законодательством.

Тем самым, ... ООО «Санаторий Ассы» ..., находясь на рабочем месте, бездействуя, не обеспечила наличие в вышеуказанном аптечном пункте всех лекарственных средств, входящих в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.14.4.2 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Кроме того, совершенное правонарушение посягает на общественные отношения в сфере порядка управления в части государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения за соблюдением требований законодательства в сфере обращения лекарственных средств, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в нарушении установленного законодательством порядка розничной торговли лекарственными препаратами.

Отсутствие препаратов, входящих в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, существенно нарушило охраняемые законом интересы граждан, в связи с чем, правонарушение не может быть признано малозначительным и оснований для освобождения от административной ответственности должностного лица – ... ООО «Санаторий Ассы» Рафиковой З.Д. в связи с малозначительностью административного правонарушения, не имеется.

Просит постановление территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ от ... №... о прекращении производства по делу об административном правонарушении отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании помощник Белорецкого межрайонного прокурора Спивак А.П. доводы протеста поддержала, просила постановление территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ от ... №... о прекращении производства по делу об административном правонарушении отменить и вернуть дело на новое рассмотрение, поскольку оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.

Представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ (территориальный орган Росздравнадзора по РБ) в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела, в письме просит рассмотреть дело без его участия.

Должностное лицо – ... ООО «Санаторий Ассы» Рафикова З.Д. в судебное заседание не явилась, в заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, протест прокурора не поддерживает, просит в удовлетворении отказать.

Выслушав прокурора, ознакомившись с доводами протеста, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что постановление следует отменить, а дела направить на новое рассмотрение при этом суд исходит из следующего.

В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.1 ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В период с ... по ... Белорецкой межрайонной прокуратурой на основании обращения проведена выездная проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего оборот лекарственных средств и медицинских изделий в отношении ООО «Санаторий Ассы».

Из акта проверки Белорецкой межрайонной прокуратуры от ... следует, что в аптечном пункте ООО «Санатория Ассы», расположенном по адресу: РБ, ..., осуществляется деятельность по розничной торговле лекарственными средствами. При этом в нарушение п.6 ст.55 Федерального закона от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», распоряжения Правительства РФ от 26.12.2015 года №2724-р в аптечном пункте ООО «Санатория Ассы» по состоянию на ... наличие всех необходимых препаратов не обеспечено, в том числе на момент проверки в аптеке отсутствовали препараты ..., в том числе их синонимы и аналоги.

Должностным лицом ООО «Санаторий Ассы», ответственным за обеспечение наличия минимального ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания медицинской помощи, установленного федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, является ... ООО Санаторий «Ассы» Рафикова З.Д., что подтверждается должностной инструкцией ... ООО Санаторий «Ассы» (пункт 4.4 инструкции) и приказом ООО Санаторий «Ассы» №... от ... о переводе Рафиковой З.Д. на должность ... аптеки.

Из объяснения Рафиковой З.Д. следует, что она является ... аптечного пункта ООО «Санаторий Ассы», выявленные в результате прокурорской проверки нарушения законодательства, регулирующего оборот лекарственных средств и медицинских изделий, не отрицает, вину признает, нарушения будут устранены ею в кратчайшие сроки.

... постановлением заместителя Белорецкого межрайонного прокурора было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.4.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ... ООО «Санаторий Ассы» Рафиковой З.Д., постановление и материалы проверки направлены для рассмотрения по существу в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан.

Постановлением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ от ... №... производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ... ООО «Санаторий Ассы» Рафиковой З.Д. прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, Рафиковой З.Д. объявлено устное замечание.

Административный орган пришел к выводу о малозначительности нарушения ввиду отсутствия существенных отрицательных последствий или вреда охраняемым интересам.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Ответственность по ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ наступает за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.

Согласно п.6 ст.55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В соответствии с п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н "Об утверждении видов аптечных организаций" аптечные организации распределены на виды: аптеки (готовых лекарственных форм, производственные, производственные с правом изготовления асептических лекарственных препаратов), аптечные пункты, аптечные киоски.

Согласно ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, который должен быть в наличии в аптечных учреждениях, до 31.12.2017 года (то есть на день проведения прокурорской проверки) включительно устанавливался Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 №2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

В Приложении №4 «Минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» к указанному Распоряжению Правительства РФ указано, что для аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность обязательным является обеспечения наличия такого лекарственного средства как: ....

Обеспечение наличия таких медицинских препаратов как: ранитидин и пилокарпин, предусмотрено указанным Приложением только для аптек (готовых лекарственных форм, производственных, производственных с правом изготовления асептических лекарственных препаратов), к которым аптечный пункт ООО «Санаторий Ассы» не относится.

Такое лекарственное средство как де-нол в минимальном ассортименте лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, который должен быть в наличии в аптечных учреждениях, в Распоряжении Правительства РФ от 26.12.2015 №2724-р не значится.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что по состоянию ... в аптечном пункте ООО «Санаторий Ассы» должностным лицом – ... указанного аптечного пункта Рафиковой З.Д. не было обеспечено наличие такого лекарственного средства как: ..., предусмотренного Приложением №... к Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, установленного Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 №2724-р.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ выражается в нарушении установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.

Таким образом, состав данного правонарушения является формальным и не зависит от размера причиненного материального ущерба, тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, либо наступления иных негативных последствий, в том числе ввиду отсутствия существенных отрицательных последствий или вреда охраняемым интересам, в связи с чем выводы административного органа о малозначительности совершенного административного правонарушения несостоятельны.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству и может иметь место только в исключительных случаях.

Административные органы, суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публичному правовому порядку деятельности.

Таким образом, совершенное ... аптечного пункта ООО «Санаторий Ассы» правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ, связанное с продажей лекарственных средств населению, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) их торговли лекарственными препаратами, не может являться малозначительным.

Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям. В данном случае административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда охраняемым общественным интересам.

Следовательно, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует омалозначительности правонарушения, совершенного заявителем.

Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела и характер совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере обращения лекарственных средств, оснований для освобождения должностного лица Рафиковой З.Д. от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения у территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ не имелось.

Кроме того, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ не оценен усеченный характер правонарушения, когда ответственность предусмотрена законодателем и в отсутствие вреда или тяжелых последствий, в силу чего указание на малозначительность по этим обстоятельствам исключается.

В то же время в соответствии с ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

В силу ч. 4ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатамрассмотренияжалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела нановоерассмотрениесудье, в орган, должностному лицу, правомочнымрассмотретьдело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективнорассмотретьдело.

Учитывая, что предусмотренныйст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения должностного лица Рафиковой З.Д. к административной ответственности по ч.1 ст.14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек, дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – провизора аптечного пункта ООО «санаторий Ассы» подлежит направлению территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Протест заместителя Белорецкого межрайонного прокурора на Постановление территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ от ... №... о прекращении производства по делу об административном правонарушении – удовлетворить.

Постановление территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ от ... №... о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.4.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ... ООО «Санаторий Ассы» Рафиковой З. Д. отменить, административное дело возвратить на новое рассмотрение территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РБ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья: (подпись) С.В. Бондаренко

12-82/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Белорецкая межрайонная прокуратура А.В. Ёлкин
Ответчики
ООО "Санаторий Ассы" провизор Рафикова З.Д.
Суд
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Бондаренко С.В.
Статьи

ст. 14.4.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
belorecky--bkr.sudrf.ru
07.03.2018Материалы переданы в производство судье
27.03.2018Судебное заседание
16.04.2018Судебное заседание
20.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2018Дело оформлено
27.04.2018Вступило в законную силу
15.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее