Дело № 2-1534/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2019 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Скисова А.Е.,
при помощнике судьи Васильеве В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Министерству строительства и архитектуры Республики Крым, <адрес> Республики Крым, третье лицо ФИО2 о признании отказа незаконным и обязательстве выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Министерству строительства и архитектуры Республики Крым, <адрес> Республики Крым, третье лицо - ФИО2, и, изменив исковые требования, просил суд признать незаконным отказ <адрес> Республики Крым в выплате ФИО3 единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом его супруги ФИО2 и обязать <адрес> Республики Крым выплатить ФИО3 единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в размере 1 999 326 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 как военнослужащий, уволенный в запас, подал заявление в Администрацию Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Данная выплата ФИО3 предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и <адрес>» и постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Плодовского сельского поселения Республики Крым, направила истцу уведомление, что для получения свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в сумме 1 999 326 рублей, ему нужно представить документы, удостоверяющие личность всех членов семьи. Документы были предоставлены, единственным членом семьи ФИО3 является жена - ФИО2 Однако, ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Республики Крым, направила истцу информацию, что ему будет произведен перерасчет размера единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, без учета супруги ФИО2 Отказ <адрес> Республики Крым основан на разъяснении Министерства строительства и архитектуры Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и архитектуры Республики Крым направило письмо в <адрес> Республики Крым, из которого следует, что Министерство изучило учетное дело истца и полагает, что расчет размера единовременной денежной выплаты должен осуществляться без учета супруги ФИО2 Отказ Министерства строительства и архитектуры Республики Крым основан на том, что согласно справке о регистрации, выданной Администрацией Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, ФИО3 проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, Бахчисарайский pайон, <адрес>, совместно с супругой ФИО2, а также с членами семьи супруги: ФИО5 (отец), ФИО6 (мать) и ФИО7 (брат). <адрес>, в <адрес>, Республики Крым, принадлежит на праве собственности ФИО6 на основании договора купли-продажи.
Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений за истцом - ФИО3 и его супругой - ФИО2, жилые помещения на праве собственности не зарегистрированы.
Несмотря на это, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым считает, что так как супруга истца ФИО2 проживает в жилом помещении, которое принадлежит на праве собственности ее матери ФИО6, то в связи с этим расчет единовременной денежной выплаты должен осуществляться без учета супруги истца так как, по мнению Министерства, она не лишена права пользования жилым помещением. Истец считает, что данные утверждения не основаны на законе, в связи с этим он вынужден обратится в суд с иском.
Истец ФИО3 в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, направили в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили в суд возражения по сути иска.
Представитель ответчика - <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили в суд возражения по сути иска.
Третье лицо – ФИО2 в судебное заседание явилась, поддержала заявленные исковые требования.
Выслушав лиц участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, суд установил следующее.
Судом установлено, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ Главе администрации Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым подано заявление на предоставление единовременной выплаты (л.д.6).
Право на жилище гарантировано статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с данной статьей, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
- военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
- офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей;
- прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Лицам, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Пунктом 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На основании статьи 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно статье 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу по контракту в воинских частях по охране важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и члены их семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее в настоящей статье - проживающие совместно с ними члены их семей), на период прохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваются служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Изучив учетное дело ФИО3 судом установлено, что согласно извлечения из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части А 0279 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено зачислить на квартирный учет в войсковую часть А0279 в списки безквартирных - лейтенанта ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи - 1 человек.
Согласно извлечения из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части А0279 от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено на основании приказа № МО Украины от ДД.ММ.ГГГГ р.п.37 сохранить на квартирном учете военнослужащих и перевести их во внеочередную очередь как уволенных по сокращению штата - старшего лейтенанта ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи - 1 человек.
Согласно постановления Администрации Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, решено признать ФИО3 нуждающимся в жилых помещениях с даты его постановки на квартирный учет в войсковой части А0279 с ДД.ММ.ГГГГ. Включить ФИО3 в Список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и <адрес>».
Согласно утвержденного ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым Списка граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и <адрес>», по Плодовскому сельскому поселению <адрес> Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 значиться нуждающимся в жилом помещении.
Согласно предоставленным договорам найма жилого помещения гражданином (физическим лицом) у гражданина (физического лица) ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <адрес> осуществляется найм жилого помещения для проживания с семьей из 1 человека.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Проанализировав указанные нормы Закона следует, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, бесспорно обладает одновременно и регулятивными, и охранительными функциями и позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (осуществление права на совершение гражданско-правовых сделок, права избираться и быть избранным, права на защиту чести и достоинства и т.д.), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом (деликтные обязательства, обязательства из неосновательного обогащения и т.д.).
Регистрация или отсутствие таковой в соответствии с указанными нормативными правовыми актами не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
На основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений.
Согласно уведомления Администрации Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 предложено в течении 15 рабочих дней с момента получения настоящего уведомления предоставить заявление (приложение 7 к Порядку обеспечения жилыми помещениями и учета отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ) с приложением документов, удостоверяющих личность гражданина и всех членов семьи в оригиналах для обозрения, для получения Свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в сумме 1 999 326 руб. (л.д.5).
Согласно письма Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, направленного ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Крым, согласно имеющейся в учетном деле справке о регистрации №, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым, ФИО3 проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, совместно с супругой, ФИО2, а также с членами семьи супруги: ФИО5 (отец), ФИО6 (мать) и ФИО7 (брат). Указанное жилое помещение принадлежит матери супруги, ФИО6, на основании договора купли-продажи, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном peeстре недвижимости запрашиваемых сведений, за ФИО3 и его супругой ФИО2, жилые помещения на праве собственности не зарегистрированы. Однако, учитывая, что супруга заявителя, ФИО2 проживает в жилом помещении, принадлежащем ее матери - ФИО6, полагают, что расчет единовременной денежной выплаты должен осуществляться без учета супруги (которая в настоящее время не лишена права пользования жилым помещением), в связи с тем, что она является членом семьи матери, соответственно, жилой площадью обеспечена (л.д.8).
Согласно письма <адрес> Республики Крым, направленного ДД.ММ.ГГГГ Главе администрации Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым предлагает пересмотреть расчет размера единовременной денежной выплаты ФИО3 без учета супруги ФИО2 (л.д.7).
Письмом <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 сообщено о том, что ему будет произведен перерасчет размера единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, без учета супруги ФИО2 (л.д.9).
Однако данное обстоятельство противоречит положениям п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие до получения ими жилых помещений по их просьбам регистрируются по адресам воинских частей.
Из смысла данной нормы следует, что Закон не связывает получение военнослужащими и членами их семей жилых помещений с необходимостью постановки их на регистрационный учет по месту прохождения военной службы.
Таким образом, военнослужащий до обеспечения его и членов его семьи жилым помещением вправе состоять на регистрационном учете в любом месте, что не является основанием для снятия его с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по мотивам обеспеченности таковым.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ право собственности на жилое помещение заключается в осуществлении собственником права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. В соответствии с указанной нормой закона родители жены вправе предоставить ей жилое помещение в пользование, однако такое предоставление не влечет за собой автоматическое обеспечение последней таковым.
Родители ФИО2 как собственники жилья дали согласие на постановку ее на регистрационный учет по месту нахождения их жилого дома при этом последняя в силу закона не имеет никаких прав на дом, а только лишь состоит на регистрационном учете по месту нахождения жилого помещения, и, следовательно, указанное обстоятельство не может означать обеспечение ее жильем и исключении из членов семьи ФИО3 как обеспеченной жилым помещением и отказе в выплате ФИО3 единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом его супруги.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что решение <адрес> Республики Крым об отказе в выплате ФИО3 единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом его супруги ФИО2 является незаконным, поскольку право последнего в силу закона на обеспечение жильем за счет Министерства обороны РФ осталось нереализованным.
При этом в удовлетворении исковых требований ФИО3 к <адрес> Республики Крым об обязательстве <адрес> Республики Крым выплатить ФИО3 единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в размере 1 999 326 рублей следует отказать, поскольку размер данной выплаты вытекает из удовлетворенной части исковых требований и ее размер устанавливается на основании иных нормативных актов, которые не были предметом спора в настоящем деле.
Также надлежит отказать в исковых требованиях истца к Администрации Плодовского сельского поселения <адрес> Республики Крым и Министерству строительства и архитектуры Республики Крым, поскольку согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и <адрес>» утвержденного Постановлением совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № пункт 3 - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> (далее - органы местного самоуправления) только подтверждают нуждаемость граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и признают их в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом №. В свою очередь Министерством строительства и архитектуры Республики Крым обязательства по обеспечению ФИО3 жилым помещением путем перечисления 1 999 326 рублей администрации <адрес> выполнены.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ <адрес> Республики Крым в выплате ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом его супруги ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В остальной части исковых требований – отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации Плодовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и Министерству строительства и архитектуры Республики Крым – отказать.
Взыскать с Администрации Бахчисарайского района Республики Крым в пользу ФИО3 государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29.10.2019 года.
Председательствующий: А.Е.Скисов