Дело № 12-224/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22.12.2016 года г. Белебей
Судья Белебеевского городского суда Республики Башкортостан Антонов А.В., рассмотрев жалобу ИП Сорокина А.И. на постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора РБ по Белебеевскому лесничеству ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ИП Сорокин А.И. обратился в суд с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ заместителя старшего государственного лесного инспектора РБ по Белебеевскому лесничеству ФИО3 по делу об административном правонарушении, которым он привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе ИП Сорокин А.И. просил суд отменить постановление должностного лица заместителя старшего государственного лесного инспектора РБ по Белебеевскому лесничеству, указав на нарушение норм материального и процессуального права, указав, что протокол осмотра территории с приложенной фототаблицей не может быть признано допустимым доказательством, поскольку в данном мероприятии участвовал судебный пристав ФИО4, но отметки об ознакомлении её с правами и обязанностями протокол не содержит; фототаблица не содержит данных о дате, времени и месте производства фотографирования; проверка арендованного лесного участка произведена с нарушением действующего законодательства; в протоколе осмотра не зафиксировано содержание либо отсутствие в емкостях какой-либо жидкости.
В судебное заседание ИП Сорокин А.И. жалобу поддержал и просил постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора РБ по Белебеевскому лесничеству ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Представитель Министерства лесного хозяйства РБ ФИО5, действовавший по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просил постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора РБ по Белебеевскому лесничеству ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, а жалобу ИП Сорокина А.И. – без удовлетворения, мотивируя тем, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Выслушав стороны по делу, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу:
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Сорокина А.И. заместителем старшего государственного лесного инспектора РБ по Белебеевскому лесничеству ФИО3 по делу об административном правонарушении было вынесено постановление о наложении на него административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Согласно постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ при осмотре арендованной ИП Сорокиным А.И. территории под растущий липой расположены бывшие в употреблении канистры от охлаждающей жидкости, канистры б/у из-под автомобильного масла, канистры, использованные для горючих жидкостей, клеенка для стола б/у, мешки с разными бытовыми отходами.
Министерство лесного хозяйства РБ в лице ГБУ «Белебеевское лесничество» и ИП Сорокин А.И. заключили договор № аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до 49 лет.
Лесной участок, площадью 2,8 га имеет местоположение: РБ, <адрес>, Белебеевское лесничество, Краснознаменское участковое лесничество, квартал 9, выдел 5 квартал 10, выдел №№,14,15.
Кроме того, Министерство лесного хозяйства РБ в лице ГБУ «Белебеевское лесничество» и ИП Сорокин А.И. заключили договор № аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для ведения сельского хозяйства – сенокошения на площади 2,1 га и размещения ульев в количестве 10 штук.
Лесной участок, площадью 2,5 га, предоставленный по данному договору, имеет местоположение: РБ, <адрес>, Белебеевское лесничество, Краснознаменское участковое лесничество, квартал 9, выдел 5 и квартал 10 выделы №№,12,14.
В соответствии с п.п. «м» п. 24 договора № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор ИП Сорокин А.И. обязан выполнять другие обязанности, предусмотренные законами РФ, Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах и иными нормативными правовыми актами РФ.
Суд приходит к выводу, что виновность ИП Сорокина А.И. в совершении вышеуказанного административного правонарушения не установлена.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.
В постановлении по делу об административном правонарушении не указано лицо, которое признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, что является процессуальным нарушением и вызывает сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Суд считает, что протокол осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фототаблицей не может признано допустимым доказательством, поскольку в протоколе указан судебный пристав-исполнитель Белебеевского МО УФССП по РБ ФИО4. При этом, отметки об ознакомлении её с правами и обязанностями в протоколе не имеется.
Кроме того, фототаблица не содержит данных о дате, времени и месте правонарушения, поэтому также не могут являться доказательством обнаружения на арендованном Сорокиным А.И. лесном участке запечатанных на них предметах.
Исследовав представленный ФИО5 материал, суд приходит к выводу, что государственный инспектор ФИО6 провел в отношении ИП Сорокина А.И. проверку, поскольку им составлен акт осмотра арендованного земельного участка.
Суд считает, что данная проверка проведена с нарушением действующего законодательства, регламентирующего порядок проведения проверок.
В соответствии со ст. 96 Лесного Кодекса РФ, к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков являются мероприятиями по контролю.
Согласно п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ, плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктами 2, 5, 7, 8 Порядка проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием. Плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора, и утверждаются указанными должностными лицами. По результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания, который должен содержать информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.
При проведении осмотра арендуемого ИП Сорокиным А.И. лесного участка, указанные требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ и Порядка, должностным лицом не соблюдены: задание на проведение рейдового мероприятия не выписывалось, приказа (распоряжения) о проведении рейдового мероприятия начальником (заместителями) не издавалось, отчет о проведенном рейде не составлялся.
Согласно подп. «б, г» п. 10 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в целях проведения мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране).
То есть, в данном случае таким объектом (территорией) является арендованный Сорокиным А.И. лесной участок.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
В силу п. 2 ст. 13.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ, внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в п. «б» настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Выявив нарушение лесного законодательства, предполагая, что оно совершено в результате деятельности Сорокина А.И. на арендуемом лесном участке, государственный лесной инспектор РБ ФИО6 информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки в отношении Сорокина А.И. в Министерство лесного хозяйства РБ не направили, чем нарушили требования п. 2 ст. 13.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ.
За согласованием в соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ проведения внеплановой выездной проверки ИП Сорокин А.И. Министерство лесного хозяйства РБ в Природоохранную прокуратуру РБ не обращалось, что является нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ, влекущим в силу ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года№-ФЗ недействительность её результатов.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением. Приказ (распоряжение) Министра лесного хозяйства РБ либо его заместителем о проведении в указанный период времени государственным лесным инспектором РБ ФИО6 не издавался, на момент проведения проверки у проверяющего лица не имелся.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ, к грубым нарушениям требований, установленных названным Федеральным законом к организации и проведению проверок, относится нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения или состава административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Следовательно, состав правонарушения вменяемый ИП Сорокину А.И., не может считаться доказанным, а постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении ИП Сорокина А.И. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ является незаконным и необоснованным.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении – ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, что не было осуществлено заместителем старшего государственного лесного инспектора РБ по Белебеевскому лесничеству ФИО3.
Таким образом, у суда имеются все основания для отмены постановления заместителя старшего государственного лесного инспектора РБ по Белебеевскому лесничеству ФИО3, принятого им в нарушении процессуальных норм административного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора РБ по Белебеевскому лесничеству ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ИП Сорокина А.И. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ – отменить, и производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток.
Судья: