Дело № 2-578/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2015 года г.Белорецк, РБ
Белорецкий городской суд в составе председательствующего судьи Харькиной Л.В.,
при секретаре Заворуевой В.А.,
с участием адвоката Кондратьева Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фаткуллиной Эльвиры Раятовны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г. Белорецк о признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Фаткуллина Э.Р. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Белорецком районе и г. Белорецк о признании права на досрочную пенсию. В заявлении указав, что она в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» имеет право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью при выработке 25-летнего специального стажа.
В связи с этим, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением для назначения досрочной трудовой пенсии.
Однако ответчик своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей отказал по причине отсутствия необходимого льготного стажа, исчислив его на день подачи заявления равным <данные изъяты> дням.
Считает решение ответчика необоснованным по следующим основаниям.
Ответчик не засчитал в ее специальный педагогический стаж периоды нахождения в учебных отпусках, предоставляемые для сдачи экзаменов в период учебы на заочном отделении Башкирского государственного педагогического университета с ДД.ММ.ГГГГ
Между тем, до поступления в университет, в период учебы в нем, а также по окончании она работала на педагогической должности.
За период учебы в университете за ней сохранялась заработная плата и производились все отчисления в соответствующие фонды.
Кроме того, ответчик не включил в ее специальный педагогический стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, что составляет <данные изъяты> в календарном исчислении.
Между тем, на курсы повышения квалификации она направлялась по приказу руководства, за это время за ней сохранялась заработная плата, и самое главное, за указанный период производились отчисления в Пенсионный фонд.
При зачете в специальный педагогический стаж спорных периодов, ее льготный стаж на день обращения в УПФ составит 24 года 6 месяцев 20 дней.
Учитывая, что после ДД.ММ.ГГГГ, она продолжала работать учителем, то недостающие <данные изъяты> дней у нее выработаны на ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно право на пенсию возникает с ДД.ММ.ГГГГ.
Просит решение УПФ РФ в Белорецком районе и г.Белорецк № от ДД.ММ.ГГГГ «об отказе в установлении пенсии» отменить.
Обязать ответчика зачесть в ее специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, учебные отпуска, предоставляемые для сдачи экзаменов в период учебы на заочном отделении университета с 17 ДД.ММ.ГГГГ период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную трудовую пенсию по пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со дня выработки необходимого стажа, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание Фаткуллина Э.Р. не явилась, в заявлении указав, что просит рассмотреть дело без ее участия, с участием адвоката Кондратьева Ю.П.
Представитель Фаткуллиной Э.Р. – адвокат Кондратьев Ю.П. исковые требования поддержал, показания дал аналогичные изложенным.
Представитель ответчика УПФ РФ в Белорецком районе и г.Белорецк Туганова Н.М., действующая по доверенности в судебном заседании исковые требования Фаткуллиной Э.Р. не признала, суду пояснила, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством, при назначении досрочных пенсий, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
Согласно п. 5 указанных Правил в специальный стаж, кроме непосредственной работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрено включение периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках нормативными актами не предусмотрено.
Просит в удовлетворении исковых требований Фаткуллиной Э.Р. отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Назначение трудовых пенсий в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, введенным в действие с 01.01.2002 года.
Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается досрочно, независимо от их возраста. Аналогичную норму содержал и ранее действовавший Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990г. № 340-1.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Фаткуллиной Э.Р. ответчиком отказано по причине отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа педагогической деятельности.
В судебном заседании установлено, что Фаткуллина Э.Р. до поступления в <данные изъяты> университет, в период учебы в нем, а также по окончании института работала на педагогических должностях, что подтверждается записями в трудовой книжке истицы №.
Порядок исчисления периодов работ (деятельности) и правила назначения указанной пенсии, в соответствии с п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждаются Правительством РФ.
Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, а в части не урегулированной данными Правилами, соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определения видов деятельности.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем суд считает период нахождения Фаткуллиной Э.Р. на курсах повышения квалификации подлежащими включению в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Довод представителя ответчика о невозможности включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации, суд считает не состоятельным, ибо как установлено судом, в спорные периоды ФИО6 считалась находящейся на работе и за ней, в соответствии со ст. 187 ТК РФ, в период обучения сохранялось место работы, должность и средняя заработная плата. За эти дни производились соответствующие отчисления из заработной платы, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 173 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В Рекомендации Международной Организации Труда от 24.06.1974г. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Кроме того, до 1993 года действовало Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением СМ СССР № 1397 от 17.12.1959г., которое пунктом 2 прямо предусматривало право на включение времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах в льготный стаж, если учебе непосредственно предшествовала и непосредственно за ней следовала педагогическая деятельность.
За истицей в спорные периоды учебных отпусков сохранялась средняя заработная плата и из этих сумм должны производиться отчисления налогов, страховых взносов в пенсионный фонд и другие обязательные платежи.
С учетом установленных обстоятельств, приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что указанные спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку ученические отпуска, предоставляемые с сохранением средней заработной платы и места работы и предусмотренные ст.ст. 173-176 ТК РФ, являются разновидностью дополнительных отпусков, поскольку за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
При зачете в специальный стаж спорных периодов, льготный стаж Фаткуллиной Э.Р. составит <данные изъяты> дней.
Учитывая, что после ДД.ММ.ГГГГ Фаткуллина Э.Р. продолжала работать учителем, что усматривается из справки директора <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, № № то недостающие <данные изъяты> дней у последней выработаны на ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на пенсию возникает с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г. Белорецк № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в установлении пенсии» - отменить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г. Белорецк зачесть Фаткуллиной Эльвире Раятовне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ:
- период нахождения на курсах повышения квалификации с 8 июня по ДД.ММ.ГГГГ,
- учебные отпуска, предоставляемые для сдачи экзаменов в период учебы на заочном отделении в <данные изъяты>, в том числе: с 17 ДД.ММ.ГГГГ
Назначить Фаткуллиной Э.Р. досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со дня выработки необходимого стажа, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца через Белорецкий городской суд.
Судья: Л.В.Харькина