Дело № 2-505/2019
УИД № 24RS0003-01-2019-000871-73
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 25 сентября 2019 г.
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,
представителя ответчика главы Черемушкинского сельсовета Полухина ФИО7., действующего на основании решения Черемушкинского сельского Совета депутатов от 17.02.2017 года № 23-33р,
при секретаре Ивашиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черемушкинского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить передачу по концессионному соглашению муниципального имущества - объектов коммунального хозяйства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черемушкинского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить передачу по концессионному соглашению муниципального имущества – объектов коммунального хозяйства, ссылаясь на то, что в рамках проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в администрации Черемушкинского сельсовета установлены нарушения при распоряжении муниципальным имуществом. В ходе проверки установлено, что в собственности администрации Черемушкинского сельсовета имеются объекты водоснабжения и водоотведения, а именно: скважина водоснабжения, кадастровый №; водонапорная башня, кадастровый №; сети водоснабжения, кадастровый №; водонапорная башня со скважиной, №; водозаборная скважина, кадастровый №; водозаборная скважина, кадастровый № и водонапорная башня со скважиной, кадастровый №. В силу п. а ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 01.12.2014г. № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения закреплены за сельскими поселениями. В соответствии с ч.1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды или по концессионным соглашениям. Согласно ч.3 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Учитывая, что с даты введения в эксплуатацию вышеперечисленных объектов коммунальной инфраструктуры прошло более пяти лет, передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения могла осуществляться только по концессионному соглашению, которое подлежит заключению по итогам проведения конкурса на право заключения данного соглашения. Вместе с тем, администрацией Черемушкинского сельсовета до настоящего времени объекты водоснабжения хозяйствующим субъектам по концессионному соглашению не переданы. Указанное противоправное бездействие администрации может повлечь за собой скорое приведение объектов коммунальной инфраструктуры в негодность, ухудшить их технические и эксплуатационные характеристики, что в свою очередь, поставит под угрозу бесперебойное предоставление коммунальных услуг населению. Просит обязать администрацию Черемушкинского сельсовета в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда передать права владения и (или) пользования по концессионному соглашению на объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности: скважина водоснабжения, кадастровый №; водонапорная башня, кадастровый №; сети водоснабжения, кадастровый №; водонапорная башня со скважиной, №; водозаборная скважина, кадастровый №; водозаборная скважина, кадастровый № и водонапорная башня со скважиной, кадастровый № в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях.
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. исковые требования поддержала показав, что учитывая, что для заключения концессионного соглашения на объекты водоснабжения необходимо время, просит суд установить срок в течении 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика администрации Черемушкинского сельсовета Балахтинского района Красноярского края Полухин ФИО6. в судебном заседании по исковым требованиям возражал, представив письменные возражения, из которых следует, что указанными в исковом заявлении нормативными актами предусмотрена возможность передачи объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, в аренду или по концессионным соглашениям хозяйствующим субъектам. Однако, указанные нормативные акты не предусматривают обязанности органов местного самоуправления этого делать. То есть, указанные нормативные акты не обязывают органы местного самоуправления осуществлять передачу объектов ЖКХ в аренду или по концессионным соглашениям. Таким образом, требование о возложении обязанности передать объекты ЖКХ по концессионному соглашению неправомерно.
Вместе с тем Администрацией сельсовета получено письмо ГПКК «ЦРКК» от 15.08.2019 г. № б/н о намерении расширять зону деятельности в области водоснабжения в Красноярском крае.
В настоящее время администрацией сельсовета проводятся мероприятия, направленные на заключение концессионного соглашения, а именно:
-объекты коммунальной инфраструктуры оформлены в муниципальную собственность;
проведено техническое обследование объектов централизованной системы холодного водоснабжения.
Однако период в 3 месяца, указанный в исковом заявлении, в течение которого необходимо заключить концессионное соглашение, не соответствует действительности, так как процесс проведения конкурсных процедур и заключение концессионного соглашения на практике составляет от 9 месяцев и более. Заключение концессионного соглашения требует разработки сложной конкурсной документации и длительных согласований в органах государственной власти.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения может быть отнесена к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с законами субъектов.
Согласно п. а ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 01.12.2014г. № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения закреплены за сельскими поселениями.
В соответствии с ч.1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации о концессионных соглашениях. Согласно ч.3 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В силу ч.1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что в собственности администрации Черемушкинского сельсовета Балахтинского района Красноярского края находятся водонапорная башня со скважиной и сетью по адресу <адрес>, водонапорная башня со скважиной и сетью по адресу <адрес>; водонапорная башня со скважиной и сетью по адресу <адрес>, и водонапорная башня со скважиной и сетью по адресу <адрес> что подтверждается перечнем объекта ЖКХ администрации Черемушкинского сельсовета (л.д.7).
По сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ водозаборная скважина, кадастровый №, по адресу <адрес> год завершения строительства отсутствует (л.д. 8-10).
По сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ водонапорная башня, кадастровый №, площадью 29,5 по адресу <адрес> имеет год завершения строительства 1964 (л.д. 14-15).
По сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ сеть водоснабжения, кадастровый №, по адресу <адрес> протяженностью 7643 метров имеет год завершения строительства 1964 (л.д. 16-18).
По сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ водопроводная башня с водозаборной скважиной, кадастровый №, по адресу <адрес>Б имеет год завершения строительства 1981 (л.д. 19-20).
По сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ скважина кадастровый №, по адресу <адрес>Б, площадью 19,7 кв.м. имеет год завершения строительства 1981 (л.д. 23-24).
По сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ водозаборной скважиной, кадастровый №, по адресу <адрес>Б год завершения строительства данные отсутствуют (л.д. 27-28-31).
По сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ водонапорная башня с водозаборной скважиной, кадастровый №, по адресу <адрес>Б год завершения строительства 1964 (л.д. 32-34).
Земельные участки по адресу <адрес>, кадастровый №; <адрес>Б с кадастровым номером № <адрес>Б, с кадастровым номером №; <адрес>Б с кадастровым номером 24:03:4201007:68; находятся в собственности муниципального образования Красненский сельский совет, что подтверждается сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости (л.д.11-13, 21-22, 25-26, 35-37).
Согласно кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами 24:03:4201003:34, 24:03:4201002:115, 24:03:4201007:68, 24:03:4201014:48 земельные участки категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для эксплуатации скважины и коммунальное обслуживание (л.д.38-43).
Согласно акта технического обследования объектов централизованных систем холодного водоснабжения от 26 января 2019 года проведено обследование систем центрального водоснабжения на территории муниципального образования Черемушкинский сельсовет (л.д. 60-71).
Прокурором Балахтинского района Красноярского края была проведена проверка исполнения администрацией Черемушкинского сельсовета Балахтинского района Красноярского края требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой было установлено, что объекты водоснабжения и водоотведения до настоящего времени хозяйствующим субъектам по концессионному соглашению не переданы.
Согласно ответа администрации Черемушкинского сельсовета от 23.07.2019г. № 161 установлено, что передача прав владения и (или) пользования на объекты ЖКХ по договорам аренды или концессионным соглашениям не проводилась (л.д. 6).
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что с момента ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения прошло более пяти лет, год окончания строительства некоторых не определен и в отсутствие заключенного концессионного соглашения, ответчик обязан организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных по вышеуказанным адресам, и принадлежащим на праве собственности администрации Черемушкинского сельсовета.
Таким образом, факт нарушения ответчиком требований законодательства о концессионных соглашениях подтвержден в судебном заседании, представителем ответчика данный факт не оспаривался.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом особенностей бюджетного планирования, финансирования, объема и характера подлежащих принятию администрацией организационных мероприятий, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения суда до 01.09.2020 г. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Черемушкинского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в срок до 01.09.2020 года передать право владения и (или) пользования по концессионному соглашению на следующие объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности:
- водозаборная скважина, кадастровый №, по адресу <адрес>;
водонапорная башня, кадастровый №, площадью 29,5 по адресу <адрес>;
сеть водоснабжения, кадастровый №, по адресу <адрес> протяженностью 7643 метров;
водопроводная башня с водозаборной скважиной, кадастровый №, по адресу <адрес>Б;
скважина кадастровый №, по адресу <адрес>Б, площадью 19,7 кв.м.;
водозаборной скважиной, кадастровый №, по адресу <адрес>Б;
водонапорная башня с водозаборной скважиной, кадастровый №, по адресу <адрес>Б год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 27.09.2019г.