Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-78/2020 ~ М-16/2020 от 20.01.2020

Дело № 2а-78/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2020 года                                г.Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Седлецкого А.В.,

при секретаре Павлюк Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее - МИ ФНС России по РК) к Маркину А.Ю. о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость, недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, пени, штрафа,

установил:

МИ ФНС России по РК обратилась в суд с административным исковым заявлением к Маркину А.Ю. по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно справке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Маркин А.Ю. имеет задолженность в общей сумме 193812,08 руб., в том числе: штраф по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) - 7497 руб., по НДФЛ (осуществление деятельности ИП) - 149500 руб., пени по НДФЛ - 829,72 руб., пени по страховым взносам на ОПС в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (до ДД.ММ.ГГГГ) - 85,53 руб., по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ (до ДД.ММ.ГГГГ) - 23727,48 руб., пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ (до ДД.ММ.ГГГГ) - 1382,80 руб., по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС (до ДД.ММ.ГГГГ) - 70,93 руб., по налогу на добавленную стоимость 10468 руб., пени по НДС - 250,62 руб. В соответствии со ст.69 НК РФ Маркину А.Ю. были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, которыми было предложено при наличии разногласий провести сверку расчетов. Разногласий в МИ ФНС России по РК не поступило, требования не исполнены. Административный истец просил взыскать с Маркина А.Ю. задолженность в размере 193812,08 руб.

Одновременно с подачей административного искового заявления, административный истец ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности.

В судебное заседание представители административного истца не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя, о чем представили заявление.

Поскольку явка административного истца в судебное заседание по данному делу не является обязательной, оснований для отложения дела не имелось, руководствуясь ч.2 ст.289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Административный ответчик Маркин А.Ю. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, согласно принятой телефонограмме, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с требованиями о восстановлении срока на подачу административного искового заявления не согласен, считает, что административным истцом не представлено доказательств уважительности причины пропуска срока для подачи заявления в суд.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу взаимосвязанных положений п.3 ч.3 ст.1, ст.17, ч.2 ст.286, ч.ч.4, 6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно разъяснениям п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные ч. 2 ст. 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

ГУ-УПФ РФ в <адрес> (межрайонное), являясь территориальным органом ПФ РФ, в силу ч. 1 ст. 3 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» осуществляло контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС.

В силу ч.2 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Административный ответчик осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

МИ ФНС России по РК направила требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности в общем размере 193812,08 руб., предложив административному ответчику в указанные в них сроки уплатить задолженность. Срок исполнения требований истёк. Требования оставлены Маркиным А.Ю. без внимания.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, направление должнику требования об уплате страховых взносов и пеней является первой стадией процедуры принудительного взыскания задолженности, которое должно быть осуществлено в пределах сроков, установленных НК РФ.

При неисполнении плательщиком страховых взносов требования об их уплате, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законом платежей.

Согласно разъяснений, содержащихся в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (п. 3 ст. 229.2, гл. 26 АПК РФ).

В то же время настоящий административный иск подан административным истцом с нарушением установленного законодательством срока, поскольку с заявлением о взыскании задолженности административный истец должен был обратиться в судебном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически с заявлением в рамках приказного производства административный истец не обращался ввиду пропуска процессуального срока, а обратился в Беломорский районный суд РК с административным исковым заявлением - лишь ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Проанализировав ходатайство административного истца о восстановлении срока для подачи административного иска, суд приходит к выводу, что оно содержит формальный характер без указания уважительных причин пропуска срока, в связи, с чем суд считает, что в данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключающими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

При подготовке дела к судебному разбирательству административному истцу было предложено представить доказательства, подтверждающие уважительность причины пропуска срока для подачи заявления.

Однако, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В силу ч.5 ст.180 КАС РФ, по причине пропуска административным истцом срока для подачи административного иска без уважительной причины, суд отказывает в удовлетворении иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Руководствуюсь ст.ст.175-180, 289-290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Маркину А.Ю. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                        А.В. Седлецкий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-78/2020 ~ М-16/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Карелия
Ответчики
Маркин Александр Юрьевич
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Седлецкий Алексей Владимирович
Дело на странице суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация административного искового заявления
20.01.2020Передача материалов судье
23.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее