Дело № 2-3470
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Спицыной О.Н.
при секретаре Гвоздевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово
09 декабря 2013 года
Гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО13 о признании права собственности на самовольную постройку,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО14 о признании право собственности на жилой дом общей площадью 48,5 кв.м., в том числе жилой площадью 34,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> за ней - ФИО3.
Заявленные требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла в зарегистрированном браке с ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ году ее мужем ФИО1 был куплен целый жилой дом из чурки общей площадью 27 кв.м., в том числе жилой 19,4 кв.м. расположенный на земельном участке размером 1082 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>.
Данный дом был куплен по договору купли-продажи у ФИО6, договор зарегистрирован государственным нотариусом в реестре за № и БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г..
В ДД.ММ.ГГГГ г. их семья решила сделать пристройку общей площадь 21,8 кв.м. к данному дому, так как изначально дом был очень маленький. В результате пристройки общая площадь дома стала составлять 48,5 кв.м., жилая 34,8 кв.м.. После окончания строительных работ в свое время документы на самовольную пристройку оформлены не были, по своей неграмотности и при жизни мужа в этом не было необходимости.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.
Истец является наследницей после смерти своего супруга. При обращении к нотариусу выяснилось, что документы на самовольную пристройку не были оформлены.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление архитектуры и градостроительства ФИО15 для дачи заключения о техническом состоянии дома. УАиГ ФИО2 городского округа было проведено обследование технического состояния жилого дома по адресу: <адрес> согласно которому процент физического износа составляет 32%,26%. Технические решения, принятые при строительстве и перепланировки, соответствуют требованиям санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию данного жилого дома.
Согласно справке ФИО2 отдела УФСГРКК в ЕГРП права на данный дом ни за кем не зарегистрированы.
Согласно выписки из решения исполнительного комитета ФИО2 городского совета народных депутатов № (2) от ДД.ММ.ГГГГ об отводе земельных участков гражданам города под строительство индивидуальных жилых домов и перестройке домов на старых земельных участках. На основании указа Президиума Верховного совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ и разрешения Госстроя РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №9/14-19-306. исполнительным комитетом горсовета народных депутатов было выдано разрешение № (2) от ДД.ММ.ГГГГ произвести деревянную пристройку к жилому дому жилой площадью 20 кв.м. по <адрес> в <адрес>.
В данном доме они прожили много лет, он является единственным жилым помещением для их семьи. И хотя он и построен самовольно, однако он внесен в архитектурный план города, что подтверждается и присвоенным ему номером, регистрацией в домовой книге по месту жительства. Для узаконивания существующей пристройки к жилому дому, необходимо признать право собственности.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, подтвердила обстоятельства, на которых они основаны. На их удовлетворении настаивает.
ФИО2 городского округа в суд не явились. В лице представителя ФИО7, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. (сроком по ДД.ММ.ГГГГ.) ходатайствовали на рассмотрении дела без участия представителя. Против заявленных требований не возражают, при обязательном положительном заключении Управления и архитектуры и градостроительства о том, что указанная перепланировка соответствует нормам действующего законодательства.
Определением ФИО2 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены наследники первой очереди ФИО8 и ФИО11 (л.д.40-41).
Третьи лица на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО8 и ФИО11, являющиеся наследниками к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, не возражали на признании права собственности за истцом ФИО3.
Суд, заслушав истца, представителя ФИО2, исследовав письменные материалы по делу, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 ст.131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Однако, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При всем этом, в соответствии с требованием ст.219 ГК РФ, здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежит государственной регистрации.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Согласно ст. 1181 ГК принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения права на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ст.ст.17 и 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Следовательно, совокупность имущественных прав и обязанностей умершего лица признается наследством - имуществом, предназначенным для приобретения правопреемниками умершего - его наследниками. Они замещают выбывшего из гражданских правоотношений умершего субъекта и становятся вместо него носителями гражданских прав и обязанное ей составивших в совокупности определенное наследство.
В соответствии со ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником домовладения в <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ удостоверенного Грамотеинским поселковым Советом, зарегистрированного в реестре за №№. Договор был зарегистрирован в БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года. <адрес> жилого дома указана 27,0 кв.м. жилая площадь 19,4 кв.м.. Жилой дом расположен на земельном участке 1082 кв.м.. (л.д.5).
Справка БТИ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждает принадлежность ФИО1 жилого <адрес>, однако показывает общую площадь дома равную 48,5 кв.м., жилую площадь 34,8 кв.м., год постройки ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Технический паспорт на объект недвижимости по состоянию ДД.ММ.ГГГГ. содержит аналогичные сведения, с примечанием, что перепланировка не выявлена, площадь уточнена (л.д.6-14).
Как показал в судебном заседании истец, в ДД.ММ.ГГГГ г. их семья решила сделать пристройку жилому дому, так как изначально он был очень маленький. В результате пристройки изменились площади, однако после окончания строительных работ документы на самовольную пристройку оформлены не были.
Согласно выписки из решения исполнительного комитета ФИО2 городского совета народных депутатов № (2) от ДД.ММ.ГГГГ об отводе земельных участков гражданам города под строительство индивидуальных жилых домов и перестройке домов на старых земельных участках, исполнительным комитетом горсовета народных депутатов было выдано разрешение ФИО1 произвести деревянную пристройку к жилому дому жилой площадью 20 кв.м. по <адрес> в <адрес> (л.д.28).
Таким образом, в действиях собственника прослеживаются признаки самовольной постройки, однако технический паспорт указывает на то, что перепланировки в жилом доме не выявлено, площади уточнены. Оснований не доверять технической документации у суда не имеется. Тем не менее, истец подтвердил в судебном заседании наличие самовольной пристройки к жилому дому.
Представленная копия свидетельства о смерти серии II-ЛО № отражает наступление смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (л.д.37).
В соответствии со свидетельством о заключении брака серии I-ЛО № ФИО3 является супругой ФИО1 (л.д.25).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 значатся зарегистрированными <адрес> в <адрес> (л.д.19-23, 38).
Согласно сообщению нотариуса ФИО2 нотариального округа ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ. после смерти ФИО1, наследственное дело не заводилось, никто из наследников не обращался (л.д.32).
Наследники первой очереди к имуществу умершего ФИО1 – ФИО8 и ФИО11 (л.д.35-37), в судебном заседании подтвердили отсутствие возражений о признании за ФИО3 право собственности на жилой дом по <адрес> Сами они на наследство не претендуют.
Согласно заключению Управление архитектуры и градостроительства ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ. № физический износ основных несущих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 32%, 26%. В жилом доме самовольно произведены работы по переустройству (перепланировке), которые заключались в следующем: закладка оконного проема, устройство дверного проема, демонтаж межкомнатной перегородки, устройство жилой пристройки к дому, перенос перегородки в пристройке, устройство пристройки к жилому дому. Межведомственной комиссией принято решение, что жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, так как выполненные работы не нарушают права и законные интересы собственников, не создают угрозу их жизни и здоровью. Технические решения, принятые при строительстве и перепланировки, соответствуют требованиям санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию жилого дома по <адрес> в пгт. Грамотеино <адрес> (л.д.16-17).
Из заключения ФИО17» № от ДД.ММ.ГГГГ. следует согласование самовольно выполненных работ (л.д.18).
На основании изложенного суд считает, что никаких препятствий для признания права собственности на жилой дом, на отведенном земельном участке, не установлено. К тому же технические характеристики жилого дома угрозу жизни и здоровью людей представляют. Все перечисленные сведения соответствуют положениям ст.222 ГК РФ, следовательно, суд считает возможным признать право собственности на самовольную постройку.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований о признании права собственности в порядке наследования.
Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО3 удовлетворить.
Признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 48,5 кв.м., жилой площадью 34,8 кв.м. за ФИО3.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.Н. Спицына