Дело № 2-345/2018
Поступило в суд 25.04.2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» сентября 2018г. г.Барабинск, Новосибирской области
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Сафоновой Е.В.,
с участием:
помощника прокурора Барабинской межрайонной прокуратуры Новосибирской области Степановой В.В.,
при секретаре судебного заседания Власовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Барабинской межрайонной прокуратуры Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Новочановского сельсовета Барабинского района Новосибирской области об обязывании выполнить мероприятия по переводу земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования – ритуальная деятельность,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Барабинской межрайонной прокуратуры Новосибирской области обратился в суд с иском (л.д.8-13) в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Новачановского сельсовета Барабинского района Новосибирской области об обязывании обратиться в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области для перевода земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов историко-культурного назначения; об обязывании оформить в муниципальную собственность земельные участки.
В порядке подготовке дела к судебному заседанию определением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.3-6) к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.____) третье лицо - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области заменено на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца: Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца, привлечена администрация Барабинского района.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.___) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Правительство Новосибирской области.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.____) принят отказа прокурора от требований в части обязывания администрации Новочановского сельского совета Барабинского района обратиться в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области для перевода земельного участка с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов историко-культурного назначения; об обязывании оформить в муниципальную собственность земельный участок, с кадастровым номером №, производство по делу в указанной части требований, прекращено.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.____) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца, привлечено - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Новосибирской области.
ДД.ММ.ГГГГ. прокурор в судебном заседании в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнил требования иска и просил суд обязать администрацию Новочановского сельсовета Барабинского района Новосибирской области в срок ДД.ММ.ГГГГ. выполнить мероприятия, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" по переводу земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Новосибирская область, Барабинский район, в районе поселка Голованово, категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, используемого в качестве кладбища, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования – ритуальная деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ. в судебное заседание представители ответчика, третьих лиц не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В обосновании заявленных исковых требований прокурор в иске (л.д.8-13), в изменениях к иску (л.д.____) указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что в границах территории Новочановского сельсовета Барабинского района Новосибирской области, в которую входит поселок Голованово, на земельном участке, с кадастровым номером №, категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, расположено кладбище, т.е. на указанном земельном участке осуществляется ритуальная деятельность, не в соответствии с видом разрешенного использования, указанного в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем, истец, на которого законом возложена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Новочановского сельсовета Барабинского района Новосибирской области, обязан в порядке ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" выполнить мероприятия по переводу указанного земельного участка в категорию земель –особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования – ритуальная деятельность.
Представитель третьего лица – Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в письменных пояснениях на иск прокурора (л.д.___) указал, что в данном случае перевод земельного участка из одной категории в другую относится к полномочиям Правительства Новосибирской области, который не может быть совершен без согласия администрации Барабинского района.
Представитель третьего лица – администрация Барабинского района в письменных пояснениях на иск прокурора (л.д.___) указала, что в течение 2017г.-2018г. администрацией Новочановского сельсовета Барабинского района Новосибирской области проводятся мероприятия, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" по переводу земельных участков, категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, используемых в качестве кладбищ, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования – ритуальная деятельность.
В частности, земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Новосибирская область, Барабинский район, в районе д.Кармакла, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования – ритуальная деятельность.
В отношении земельного участка, с кадастровым номером №, в согласовании перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования – ритуальная деятельность, отказано, ввиду пересечения с землями лесного фонда.
Представитель третьего лица – Правительства Новосибирской области в письменных пояснениях на иск прокурора (л.д._____) просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что решение о переводе земельного участка, с кадастровым номером 54:02:010928:1805, не принималось.
Суд, заслушав прокурора, изучив основания и требования иска, с учетом их изменений, письменные пояснения третьих лиц и материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций.
Статьей 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
Из акта проверки прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14), проведенной в рамках проверки деятельности органов местного самоуправления при реализации полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, следует, что земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Новосибирская область, Барабинский район, в районе поселка Голованово, более 100 лет используется для размещения кладбища, т.е. используется для ритуальной деятельности, не в соответствии с видом разрешенного использования, указанного в государственном кадастре недвижимости, т.е. в нарушении требований Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Действия прокурора Барабинской межрайонной прокуратуры, предъявившего требования в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Новочановского сельсовета Барабинского района Новосибирской области об обязывании выполнить мероприятия по переводу земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования – ритуальная деятельность, направлены на устранение нарушений закона, выявленных в ходе законно проведенной проверки в рамках предоставленных полномочий по организации и осуществлению надзора за исполнением законов.
На основании изложенного, суд считает, что прокурор Барабинской межрайонной прокуратуры, действуя в пределах своих полномочий, имеет право на предъявление настоящего иска, в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации, исходя из норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Законом Новосибирской области от 02.06.2004г. N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области", принятого постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27.05.2004 N 200-ОСД статусом сельского поселения, в том числе наделено муниципальное образование Новосибирской области: в Барабинском районе:….6) Новочановский сельсовет, в состав территории которого входят населенные пункты: деревня Половинное, деревня Кармакла, деревня Сизево, деревня Усть-Тандовка, поселок Голованово, село Новочановское.
Из справочной информации по объектам недвижимости (л.д.22), сведений об основных характеристиках объекта недвижимости (л.д.____) следует, что земельный участок, с кадастровым номером № присвоенным ДД.ММ.ГГГГ., площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Новосибирская область, Барабинский район, в районе поселка Голованово, состоит на государственном кадастровом учете, в категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, на котором фактически более 100 лет расположено кладбище, что не оспаривалось ответчиком и подтверждается актом проверки прокурора.
ДД.ММ.ГГГГ. и дополнительно ДД.ММ.ГГГГ. администрация Новочановского сельсовета Барабинского района Новосибирской области обратилась в Правительство Новосибирской области с ходатайством (л.д.___) о переводе земельного участка, с кадастровым номером № из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, для размещения кладбища, которое фактически на них находятся более 100 лет.
Из ответа Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области за № (л.д.__) следует, что по результатам рассмотрения ходатайства подготовлен проект распоряжения о переводе земельного участка из одной категории в другую, который направлен на согласование в соответствующие органы государственной власти Новосибирской области.
Из пояснений администрации Барабинского района (л.д.___) следует, что проект распоряжения о переводе земельного участка из одной категории в другую не согласован Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области, в связи с установленным пересечением земельного участка с землями лесного фонда.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли особо охраняемых территорий и объектов.
В силу пункта 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 8 указанного Кодекса устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Новосибирской области от 05.12.2016 N 112-ОЗ"Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области", принятым постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 24.11.2016 N 112-ЗС, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации регулируются отдельные вопросы в сфере земельных отношений на территории Новосибирской области.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.12.2016 N 112-ОЗ"Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области" к полномочиям Правительства Новосибирской области в сфере земельных отношений относятся:….2) перевод из одной категории в другую в отношении:
а) земель, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;
б) земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков в составе таких земель до разграничения государственной собственности на землю, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области.
В соответствии с требованиями п.22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся:…22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения….
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В ст.3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 484-ОЗ"Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области", принятого постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 19.11.2014 N 484-ЗС, на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за сельскими поселениями Новосибирской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части вопросов организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации), 5 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части вопросов использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, Законом субъекта Российской Федерации и принятым в соответствии с ним уставом сельского поселения за сельским поселением – Новочановским сельсоветом Барабинского района Новосибирской области закреплен вопрос из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи), т.е. вопрос об организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Суд, с учетом установленных обстоятельств, требований вышеуказанных нормативных актов, считает, что иск прокурора об обязывании администрацию Новочановского сельсовета Барабинского района Новосибирской области выполнить мероприятия, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" по переводу земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Новосибирская область, Барабинский район, в районе поселка Голованово, категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, используемого в качестве кладбища, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования – ритуальная деятельность, подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию … совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом действий, которые подлежат исполнению ответчиком, суд считает, что решение суда подлежит исполнению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Новочановского сельсовета Барабинского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" по переводу земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Новосибирская область, Барабинский район, в районе поселка Голованово, категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, используемого в качестве кладбища, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования – ритуальная деятельность.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Барабинского районного
суда Новосибирской области Е.В.Сафонова
Мотивированное решение изготовлено судом 09.10.2018г.