Дело № 2-635/2017 г.
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 22 февраля 2017 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Харибиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Администрации г.о. Балашиха Московской области к ФИО1 о признании постановления о закреплении земельного участка недействительным, признании свидетельства о праве собственности на землю недействительным, признании постановку на кадастровый учет земельного участка незаконной, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка, признании земельного участка неразграниченной государственной собственностью,
Установил:
Истец Администрация г.о. Балашиха Московской области обратилась в суд с настоящим иском к ответчику Оглоблину Д.В. о признании постановления о закреплении земельного участка недействительным, признании свидетельства о праве собственности на землю недействительным, признании постановку на кадастровый учет земельного участка незаконной, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка, признании земельного участка неразграниченной государственной собственностью, указывая на то, что в Балашихинским горсуде Московской области рассматривалось гражданское дело по иску ФИО23 к Администрации г.о. Балашиха, ФИО1, ФГБУ «Росреестра» по Московской области о признании права собственности на земельный участок. Указанным решением суда установлено следующее: «В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м., что подтверждено уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №. Также была представлена кадастровая выписка на земельный участок
с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
Из данной выписки следует, что категория земель не установлено. Разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Площадь 700+/-9 кв.м.. Сведения об объекте имеют статус ранее учтенные. Данная кадастровая выписка содержит также описание местоположения границ земельного участка. Правообладателем указан ФИО1, вид права – собственность, № от ДД.ММ.ГГГГ. Из письменного сообщения Архивного управления Администрации г.о. Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, представленного в ответ на запрос суда, следует, что в приказе № сведений о предоставлении земельного участка ФИО7 не имеется. В документах Пехра-Покровской сельской администрации за ДД.ММ.ГГГГ г.г. свидетельства о праве собственности на землю за № не имеется. К названному сообщению приложена архивная копия постановления Главы Пехра-Покровской сельской администрации №а от ДД.ММ.ГГГГ (список приложен), выписка из приказа по совхозу им. 1 Мая № от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся ФИО8 <данные изъяты> Из представленной архивной выписки из приказа по совхозу имени 1-го Мая Агропромышленного комитета Мособлисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении рабочих огородов» усматривается, что на период работы в совхозе ФИО8 выделен рабочий огород <данные изъяты> га <адрес> <данные изъяты> Из представленных копии постановления Главы Пехра-Покровской сельской администрации от 12 мая 1992 года № 22а «О выдаче свидетельств на право собственности на землю жителям <адрес> <данные изъяты> и приложения к данному постановлению, не усматривается, что временное свидетельство на право собственности на землю было постановлено выдать ФИО8, ФИО1 или ФИО23 Из письменного сообщения Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в ответ на запрос суда, следует, что в кадастровом деле земельного участка
с кадастровым номером № содержится копия свидетельства
о праве собственности на землю, на основании которого вносились сведений
в государственный кадастр недвижимости об указанном земельном участке. Подлинник документа был возвращен заявителю, вместе с распиской
в получении документов с указанием их перечня и даты получения.
К названному сообщению приложена копия кадастрового дела объекта недвижимости № Как следует из материалов указанного кадастрового дела, в нем имеются копии свидетельства №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 на основании решения Пехра-Покровской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-а о предоставлении для ведения личного подсобного хозяйства в собственности <данные изъяты> га земли. Данные копии содержат различное указание сведений о земельном участке в части указания адреса. В одной из копий указан адрес: <адрес> <данные изъяты> в другой копии такой адрес не указан. Представленная на <данные изъяты> копия сходна по содержанию с представленной истцом с иском копией на <данные изъяты> В данном деле имеется решение органа кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ № № о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, расположенном по адресу: ФИО5 <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., решение кадастрового органа от ДД.ММ.ГГГГ № МО-№ об учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением адреса земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: ФИО5 <адрес>, квартал <данные изъяты> и решение кадастрового органа от ДД.ММ.ГГГГ № № об учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером №. В кадастровом деле также имеются акт присвоения адреса объекту недвижимого имущества, межевой план, акт согласования границ. Также из материалов названного кадастрового дела следует, что при осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости ФИО1 действовал, в том числе, через своих представителей по доверенности ФИО9 и ФИО10 Как усматривается из справки следователя СУ МУ МВД России «Балашихинское» от ДД.ММ.ГГГГ, она выдана ФИО23 о том, что по материалам проверки (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ) СУ МУ МВД России «Балашихинское» ДД.ММ.ГГГГ в отношении неустановленного лица возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. В ходе предварительного расследования установлено, что в неустановленное следствием время, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, неустановленное следствием лицо изготовило свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО1 решением Пехра-Покровской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ
№-а в собственность предоставлен земельный участок, расположенный
по адресу: <адрес>. Данному участку на основании представленных ФИО1 документов и заявления присвоен адрес: ФИО5 <адрес>, квартал Щитниково, участок 137 «в». В результате преступных действий неустановленных лиц администрации г.о. Балашиха Московской области причинен материальный ущерб в размере 3705800 рублей. Согласно письменного сообщения Архивного управления Администрации г.о. Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №/ПУ усматривается, что в приложении к постановлению главы Пехра-Покровской сельской администрации Балашихинского района Московской области
от 12.05.1992 № 22а «О выдаче свидетельств на право собственности на землю жителям <адрес> <адрес>» ФИО1 не значится. Вместе с этим, достоверность названного свидетельства вызывает сомнение, поскольку суду представлены копии данного документа, имеющие разночтения, при этом, как следует из иных письменных материалов дела, решение Пехра-Покровской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-а (указано основанием выдачи свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ) и приложение к нему не содержат сведений о выдаче данного свидетельства ФИО1, также как и не содержат сведений о выдаче данного свидетельства ФИО8». Кроме того, суд посчитал необходимым отметить, что требования о признании недействительным свидетельства о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на имя ФИО1, о признании незаконной постановки на кадастровый учет спорного земельного участка и о снятии его с кадастрового учета вправе заявить надлежащее лицо Администрации г.о. Балашиха ФИО5 <адрес> как орган местного самоуправления.
Истец Администрация г.о. Балашиха Московской области просит суд признать незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка, площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером №; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка, площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером № признать спорный земельный участок неразграниченной государственной собственностью.
Впоследствии истец Администрация г.о. Балашиха ФИО5 <адрес>, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, уточнила исковые требования <данные изъяты> в окончательной редакции просила суд признать недействительным (ничтожным) постановление о закреплении земельного участка ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ; признать недействительным (ничтожным) свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № на имя ФИО1; признать незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка, площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером <данные изъяты> исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка, площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером № признать спорный земельный участок неразграниченной государственной собственностью.
В судебное заседание истец Администрация г.о. Балашиха Московской области своего представителя не направила, о слушание дела извещена ходатайствовала о рассмотрение дела в отсутствии их представителя (л.д. 85-86).
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушание дела извещался, его представитель по доверенности ФИО11 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения на исковое заявление <данные изъяты>
3-е лицо ФИО23 и её представитель по доверенности ФИО12 в судебное заседание явились, исковые требования истца поддержали частично, за исключением требований о признании спорного земельного участка неразграниченной государственной собственностью.
3-е лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.
3-е лицо Министерство имущественных отношений Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.
Суд, определил возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся 3-их лиц, извещенных о слушание дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом
или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров
и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права
и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права,
и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу
его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом, как это установлено ст. 12 ГК РФ.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 64 Земельного кодекса от 25.04.1991 года, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Земельным кодексом РСФСР от 25 апреля 1991 года за гражданами было закреплено право получать в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах. Предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность, регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков относилось к компетенции местных Советов народных депутатов.
Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и принятым в его исполнение решением Малого Совета Мособлсовета от 09 декабря 1992 года N 9/27 "О порядке регистрации, передачи и закрепления земель в собственность и пожизненное наследуемое владение гражданам в Московской области" был урегулирован вопрос закрепления за гражданами (владевшими на праве временного пользования) земельными участками, предоставленными им сельскохозяйственными предприятиями.
Названными нормативными актами предусматривалось, что при обращении граждан, наделенных совхозами земельными участками, исполкомы (в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка) оформляли (бесплатно или за плату) право собственности на данную землю (за исключением случаев, когда гражданин претендовал на земельный участок, включенный в состав земель, приватизируемых членами совхоза).
В соответствии с Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20.05.1992 года в соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" право собственности на землю удостоверяется Свидетельством, которое имеет законную силу до выдачи государственного акта, удостоверяющего это право. Форма Свидетельства утверждена Постановлением Правительства от 19.03.1992 года N 177. Выдаваемые гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям Свидетельства должны быть зарегистрированы в специальной "Книге выдачи Свидетельств". Каждому Свидетельству при выдаче присваивается свой регистрационный номер, который должен соответствовать порядковому номеру согласно очередности записей в соответствующей Книге выдачи Свидетельств при их регистрации. Оба экземпляра Свидетельства должны иметь один регистрационный номер.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельств о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", Малым Советом Московской области Совета народных депутатов было принято решение N 9/27 "О порядке регистрации, передачи и закрепления земель в собственность и пожизненно-наследуемое владение гражданам в Московской области" от 09.12.1992 года, согласно которому, граждане имели право по своему выбору на получение земельных участков в собственность, пожизненно-наследуемое владение или аренду - для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки. Выдача свидетельств гражданам осуществлялась на основании постановлений главы местной администрации о предоставлении земельного участка, которые составлялись в двух экземплярах, один выдавался собственнику, второй хранился в администрации. Для оформления земельного участка в собственность граждане должны были обратиться с заявлением в соответствующую администрацию по месту нахождения земельного участка.
Согласно указанному постановлению передача земель в собственность гражданам производится бесплатно и за плату (п. 1.6).
Бесплатно передаются:
- для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки - земельные участки в сельской местности, поселках и городах, предоставленные до 01.01.92, в пределах норм, установленных сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов, а также земельные участки в сельской местности, предоставляемые после 01.01.1992 года, в пределах норм, установленных сельскими Советами народных депутатов;
- для дачного хозяйства - земельные участки, предоставленные до 01.01.1992 года, в пределах норм, установленных Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Основанием для подготовки постановлений о перерегистрации прав на земельный участок и оформления свидетельств являлись заявление землепользователя и ранее выданные документы, удостоверяющие право на землю (государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, земельно - шнуровые и похозяйственные книги, проекты организации территории садоводческих и других товариществ, планово - картографические и другие материалы, имеющиеся в районных, городских комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, бюро технической инвентаризации, местных администрациях, а также у землепользователей). Подбор необходимых документов осуществлялся сельской, поселковой администрацией, городскими, районными комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам (п. 1.7).
Форма свидетельства на право собственности на землю была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", согласно которому каждому собственнику земельного участка должно было быть выдано свидетельство на право собственности на землю, подлежащее регистрации в регистрационной (поземельной) книге. При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдавалось соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.
Согласно пункту 1.4 Порядка регистрации, передачи и закрепления земель в собственность и пожизненное наследуемое владение гражданам в Московской области, утвержденного Решением Малого Совета Мособлсовета от 9 декабря 1992 года N 9/27, выдача свидетельств гражданам осуществляется на основании постановлений главы местной администрации о предоставлении земельного участка либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок.
Решением Малого Совета Мособлсовета от 16.09.1992 г. N 9/20 был утвержден Примерный порядок изъятия и предоставления земельных участков в городах и поселках Московской области, на основании которого предоставление земельных участков в собственность, пользование и владение осуществлялось администрацией города, района, поселка по представлению городского (районного) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. Согласно п. 2.7 данного Положения право собственности на землю удостоверялось государственным актом или свидетельством, которые выдавались и регистрировались местной администрацией.
В соответствии с п. 1.4 данного Положения свидетельство подписывалось главой администрации, постановлением которого предоставлен земельный участок, и скреплялось гербовой печатью.
Согласно п. 2.3 вышеприведенного Положения постановление главы местной администрации о предоставлении земельного участка являлось основанием для выдачи свидетельства.
Пункт 2.2 решения Мособлдумы от 09.12.1992 г. N 9/27 "О порядке регистрации, передачи и закрепления земель в собственность и пожизненное наследуемое владение гражданам в Московской области" возложил ответственность за проведение работ по перерегистрации и выдаче свидетельств гражданам на глав местной администрации и председателей районных, городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Согласно ст. 51 Закона РФ от 06.07.1991 года «О местном самоуправлении в РФ», Поселковая, сельская администрация: 1. предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; 2. регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды; 3. организует ведение земельного кадастра; 4. планирует использование земель, находящихся в ведении Совета; 5. организует разработку и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки поселков, сельских населенных пунктов; 6. согласовывает изъятие и предоставление земель, осуществляемые вышестоящими органами; 7. взимает плату за землю; 8. осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель; 9. защищает права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов; 10. разрешает в пределах своей компетенции земельные споры; 11. контролирует на своей территории соблюдение природоохранительного законодательства, соблюдение правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов, ягод и другого; 12. информирует население об экологической обстановке, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению безопасности населения; сообщает в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании 13. принимает в соответствии с законодательством решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, недействительна с момента её совершения.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Ст. 26 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 9 ст. 3 Закона РФ N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу положений пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 ГК РФ. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях
и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается
при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества
и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Из положений ст. 260 ГК РФ следует, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать
в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота
или не ограничены в обороте. На основании закона и в установленном
им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается
или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся
в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах,
об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Как установлено ст.ст. 301, 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 305 ГК РФ определено, что права, предусмотренные статьями
301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, объектами земельных отношений являются, в том числе, земельные участки. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков
в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые
в соответствии с ГК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами
и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло
при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность
из федеральной собственности.
Из положений ст. 25 ЗК РФ следует, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами,
и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Статьей 26 ЗК РФ определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право
на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Исходя из положений ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти
или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу
их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными
в судебном порядке в соответствии со статьей 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти
или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения
не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним», государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина
на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина
на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги
о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года
№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи
с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом
для осуществления такого учета документов, представленных заявителем
или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Учет адреса правообладателя осуществляется также на основании соответствующих документов, представленных исполнителем комплексных кадастровых работ, выполняемых в установленном главой 4.1 настоящего Федерального закона порядке.
Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципального образования, являются государственной собственностью.
В силу ст. 16 ЗК РФ, разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области», органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м., что подтверждено уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>
Согласно свидетельства о праве собственности на землю № на имя ФИО1 <данные изъяты> следует что ФИО1 решением Пехра-Покровской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-а для ведения личного подсобного хозяйства предоставлено в собственность <данные изъяты> га земли.
Также была представлена кадастровая выписка на земельный участок
с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> <данные изъяты> Из данной выписки следует, что категория земель не установлена. Разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Площадь 700+/-9 кв.м.. Сведения об объекте имеют статус ранее учтенные. Данная кадастровая выписка содержит также описание местоположения границ земельного участка. Правообладателем указан ФИО1, вид права – собственность, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письменного сообщения Архивного управления Администрации г.о. Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в приложении к постановлению главы Пехра-Покровской сельской администрации Балашихинского района Московской области
от 12.05.1992 № 22а «О выдаче свидетельств на право собственности на землю жителям <адрес>» ФИО1 не значится <данные изъяты>
В журнале регистрации свидетельств на право собственности на землю администрации Пехра-Покровского сельского ФИО4 народных депутатов имеется запись о регистрации свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № на имя ФИО13 по совхозу им. 1 Мая и запись о получении вторых экземпляров свидетельств заместителем директора совхоза им. 1 Мая ФИО14 с личной её подписью <данные изъяты>
Согласно сообщения начальника архивного отдела Администрации г.о. Балашаха ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в постановлении Главы Пехра-Покровской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-а «О выдаче свидетельств на право собственности на землю жителям <адрес> и в приложении к нему ФИО1 не значится. Свидетельство № на государственное хранение не поступало. Никаких свидетельств, оформленных на имя ФИО1, на государственном хранении не имеется. Записи о выдаче свидетельства о праве собственности на землю на имя ФИО1 в журнале регистрации свидетельств на право собственности на землю администрации Пехра-Покровского сельского Совета народных депутатов 1992-1993 г.г. не имеется. В журнале регистрации свидетельств на право собственности на землю администрации Пехра-Покровского сельского Совета народных депутатов имеется запись о регистрации свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № на имя ФИО13 по совхозу им. 1 Мая и запись о получении вторых экземпляров свидетельств заместителем директора совхоза им. 1 Мая ФИО14 с личной её подписью <данные изъяты>
Актом Управления строительного комплекса Администрации г.о. Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления ФИО1 земельному участку присвоен адрес: ФИО5 <адрес> (правоустанавливающий документ-свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ №) <данные изъяты>
Постановлением следователя СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. В ходе предварительного расследования установлено, что в неустановленное следствием время, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, неустановленное следствием лицо изготовило свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО1 решением Пехра-Покровской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ
№-а в собственность предоставлен земельный участок, расположенный
по адресу: <адрес> Данному участку на основании представленных ФИО1 документов и заявления присвоен адрес: <адрес>, <адрес> В результате преступных действий неустановленных лиц администрации г.о. Балашиха Московской области причинен материальный ущерб в размере 3705800 рублей <данные изъяты> В рамках указанного возбужденного уголовного дела Администрация г.о. Балашиха Московской области, постановлением следователя СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ, признана потерпевшей <данные изъяты>
Постановлением следователя СУ МУ МВД России «Балашихинское» ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ, предварительное следствие по головному делу приостановлено. Поручено ОЭП и ПК, КМ МУ МВД России «Балашихинское» принять оперативно-розыскные меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого по уголовному делу <данные изъяты>
Решением Балашихинского горсуда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении иска ФИО23 к Администрации г.о. Балашиха Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФИО1 о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, снятии с кадастрового учета <данные изъяты>
В обосновании своих возражений стороной ответчика ФИО1 представлено суду заключение специалиста АНО Исследовательский центр «Эксперт-Защита» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого следует, что подпись от имени ФИО19, расположенная в строке «___ФИО20» в свидетельстве о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ выполнена ФИО20, образцы подписи которого представлены на исследование. Оттиск печати Пехра-Покровского сельского Совета народных депутатов Балашихинского района Московской области, расположенный в графе «М.П.» в левой нижней части свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, нанесен печатью «Пехра-Покровского сельского совета народных депутатов Балашихинского района Московской области», образцы оттисков которого представлены на исследование <данные изъяты>
Свидетель ФИО20, допрошенный в судебном заседании пояснил, что подпись на свидетельстве о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ему. Земельный участок действительно ФИО1 предоставлялся. ФИО1 он помнит, ФИО1 работал у них в комиссии. Пояснить почему ФИО1 не включен в постановление Главы Пехра-Покровской сельской администрации от 12.05.1992 года № 22-а «О выдаче свидетельств на право собственности на землю жителям <адрес> и в приложение к нему, а также не включен в журнал регистрации свидетельств он не может, поскольку прошло много времени, возможно сотрудник, занимающийся составлением списков забыл внести ФИО1 в списки.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что исковые требования Администрации г.о. Балашаха Московской области к ФИО1 о признании недействительным в силу ничтожности свидетельство № 112 от 12.05.1992 года о праве собственности ФИО1 на земельный участок, площадью <данные изъяты> га в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, подлежащими удовлетворению, поскольку в постановлении Главы Пехра-Покровской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-а «О выдаче свидетельств на право собственности на землю жителям <адрес> и в приложении к нему ФИО1 не значится. Записи о выдаче свидетельства о праве собственности на землю на имя ФИО1 в журнале регистрации свидетельств на право собственности на землю администрации Пехра-Покровского сельского ФИО4 народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ г.г. не имеется. В журнале регистрации свидетельств на право собственности на землю администрации Пехра-Покровского сельского ФИО4 народных депутатов имеется запись о регистрации свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № на имя ФИО13 по совхозу им. 1 Мая. Таким образом, документов, подтверждающих предоставление земельного участка ФИО1, в соответствие с законодательством, действующим на период предоставления земельного участка, не имеется. Копии свидетельства о праве собственности на землю, представленные суду имеют разночтения <данные изъяты> При этом, суд не может принять во внимание заключение специалиста, представленное ФИО1 в обоснование его возражений по делу, поскольку указанное заключение специалиста не может являться относимым, допустимым, достаточным и достоверным доказательством по делу, так как специалист не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение специалиста не содержит сведений о том каким образом были получены образцы подписи ФИО19, представленные специалисту на исследование, а оригинал печати Пехра-Покровской сельской администрации не передавался специалисту на исследование. Показания свидетеля ФИО19 суд также не может принять во внимание, поскольку показания свидетеля ФИО19 опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств. Кроме того, земельные участки предоставлялись Главой Пехра-Покровской сельской администрацией определенной категории граждан, а именно жителям <адрес>, доказательств того, что ФИО1 являлся жителем <адрес> либо с-за 1 Мая, суду на момент рассмотрения дела по существу не представлено. Принимая во внимание, что ранее был осуществлен государственный кадастровый учет спорного земельного участка с указанием сведений о нем, как о ранее учтенном объекте недвижимости, основанием кадастрового учета явилось свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на имя ответчика ФИО1, а формирование земельного участка с определением координат имело место в 2012 году, при том, что спорный земельный участок незаконно выбыл из государственной собственности, то есть постановка земельного участка на кадастровый учет была произведена на основании не соответствующего действительности правоустанавливающего документа-свидетельства, требования Администрации г.о. Балашиха ФИО5 <адрес> о признании постановку на кадастровый учет земельного участка незаконной, исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка, также подлежат удовлетворению. Требования Администрации г.о. Балашиха ФИО5 <адрес> о признании земельного участка неразграниченной государственной собственностью, подлежат удовлетворению, на основании ст. 16 ЗК РФ, 214 ГК РФ и Закона ФИО5 <адрес> «О регулировании земельных отношений в ФИО5 <адрес>», так как земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
Требования Администрации г.о. Балашиха Московской области к ФИО1 о признании постановления о закреплении земельного участка за ФИО1 №-а от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче свидетельств на право собственности на землю жителям <адрес>» недействительным, не подлежат удовлетворению, поскольку согласно постановления №-а от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче свидетельств на право собственности на землю жителям <адрес> земельный участок в собственность ФИО1 не закреплялся. Иное постановление о предоставление ФИО1 земельного участка в собственность также отсутствует.
В ходе судебного заседания представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к заявленным истцом требованиям, с указанием того, что Администрация г.о. Балашиха Московской области знала о существовании участка с момента согласования Управлением имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха ФИО21 акта местоположения границ земельного участка.
Согласно положениям статьи 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности, по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Заявление представителя ответчика о применении срока исковой давности к заявленным требованиям не подлежит удовлетворению, поскольку согласование границ спорного земельного участка произведено, на основании свидетельства о праве собственности на землю, представленного ФИО1 При этом, правоустанавливающий документ, на основании которого было получено ФИО1 свидетельство о праве собственности на землю, не исследовался. Администрации г.о. Балашиха Московской области стало известно об отсутствии постановления Главы Пехра-Покровской сельской администрации о закреплении за Оглоблиным Д.В. спорного земельного участка только в рамках рассмотрения гражданского дела по иску Полуэктовой В.Н., которое было принято к производству Балашихинского горсуда Московской области ДД.ММ.ГГГГ. Спорный земельный участок выбыл из владения Администрации г.о. Балашиха Московской области помимо воли владельца, а незаконными действиями по оформлению в собственность земельного участка нарушены права неопределенного круга лиц, которые могли претендовать на предоставление земельного участка в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Администрации г.о. Балашиха Московской области удовлетворить частично.
Признать недействительным в силу ничтожности свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности ФИО1 на земельный участок, площадью <данные изъяты> га в <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Признать незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка (координат поворотных точек), площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №
Признать земельный участок с кадастровым номером № неразграниченной государственной собственностью.
В удовлетворении иска Администрации г.о. Балашиха Московской области к ФИО1 о признании постановления о закреплении земельного участка за ФИО1 №-а от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче свидетельств на право собственности на землю жителям с. <данные изъяты> недействительным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Быстрякова
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №
Решение не вступило в законную силу
Копия верна
Судья
Секретарь