Дело № 2-5158/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2017 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Буянтуева Т.В.
при секретаре Алексеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФГБО УВО "МАИНИУ"к Глушкову Владиславу Витальевичу о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФГБО УВО "МАИНИУ" обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Глушкову В.В. и просит суд взыскать с ответчика в пользу ФГБО УВО "МАИНИУ" задолженность по договору в размере 125 562 руб.
В обоснование искового заявления истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ФГБО УВО "МАИНИУ" и Глушковым В.В. был заключен договор № об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при МАИ. Срок обучения 2 года. В связи с нежеланием учиться на основании приказа №/ст от ДД.ММ.ГГГГ ответчик был отчислен из числа студентов. В период обучения ответчику выплачивалась ежемесячная стипендия, была выплачена единовременная выплата на приобретение соответствующего обмундирования. В соответствии с договором в случае отчисления из учебного центра за нежелание учиться, гражданин возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, в порядке установленном Правительством РФ, исходя из фиксированного значения суммы, возмещаемых средств в размере 23 736 руб. Согласно расчету истца сумма задолженности составляет 125 562 руб., в добровольном порядке ответчик отказывается возместить денежные средства
Представитель истца в судебное заседание не явился, представил заявление о слушание дела в его отсутствие, в котором указал, что исковые требование поддерживает в полном объеме.
Ответчик Глушков В.В., будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания по делу не представил, письменных возражений также не представил.
Суд определил слушать дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Статья 43 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на образование; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами Российской Федерации высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Исходя из этого, по смыслу ст. 43 Конституции РФ во взаимосвязи с ее 71 (п. п. "е", "з"), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов, вправе предусмотреть соответствующие условия обучения в государственных или муниципальных высших учебных заведениях.
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 22.08.1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане РФ свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином РФ военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции РФ гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 16.07.2009 года N 943-О-О, положения этой статьи по своему смыслу не препятствуют добровольному вступлению в отношения военной службы несовершеннолетнего лица при зачислении в военное образовательное учреждение профессионального образования, если это предусмотрено федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", п. 1 ст. 35 которого закрепляет право граждан, не проходивших военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет поступать в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Статья 60 Конституции РФ, согласно которой гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, также не исключает возможность в установленном законом порядке предоставлять гражданину права и возлагать на него обязанности в той или иной сфере и до достижения указанного возраста, в том числе наделять его статусом военнослужащего при условии добровольного поступления на военную службу.
Военная служба, по смыслу ст. 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 37 (ч. 1). 71 (п. "м"), 72 (п. "б" ч. 1) и 114 (п. п. "д", "е" ч. 1) представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 года N 322-О).
Следовательно, законодательное регулирование общественных отношений, связанных с прохождением военной службы должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как права и свободы лиц, несущих военную службу, и правомерные публичные интересы общества и государства.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане РФ, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждении приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (п. 3 ст. 2, ст. ст. 32, 34, 35, п. 10 ст. 38).
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 352) система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 82) к числу главных задач высшего военно-учебного заведения относит, прежде всего, подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала, военную (специальную) подготовку должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (п. 3). Аналогичные задачи ставились перед высшим военно-учебным заведением и ранее действовавшим Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, которое было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года N 650.
Таким образом, деятельность военных образовательных учреждений профессионального образования направлена на обеспечение кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, необходимого для исполнения государством на основании п. "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации его функций в области обороны и безопасности. Следовательно, в данных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства.
Предусмотренная же п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
При этом, следует отметить данный пункт предусматривает возмещение всех затраченных средств федерального бюджета, в том числе и за время обучения до заключения контракта.
Кроме того, положения вышеприведенной нормы предусматривают также обязанность граждан возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку и в случаях отказа заключить контракт о прохождении военной службы (что также влечет отчисление), из чего следует, что течение расчетного периода начинается с момента фактического зачисления в военное образовательное учреждение (издания приказа о зачислении), независимо от того, в какой момент был заключен контракт или контракт заключен не был.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФГБО УВО "МАИНИУ" и Глушковым В.В. был заключен договор № об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при МАИ, с последующим заключением контракта о прохождении военной службы на срок, определенный законодательством РФ.
Ответчик проходил обучение по программе высшего профессионального образования 710100 "Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества". Срок обучения 2 года.
Истец выполнил обязательства по договору надлежащим образом, организовал обучение ответчика по указанной программе, обеспечил соответствующим обмундированием, выплачивал стипендию своевременно.
В соответствии с пп.1 п.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ № в период обучения гражданина в учебном военном центре высшее учебное заведение выплачивает ему ежемесячную стипендию, а также единовременную выплату на приобретение специальной формы одежды в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп.2 п.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ № в случае отчисления гражданина из учебного военного центра за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, нарушение устава высшего учебного заведения или правил его внутреннего трудового распорядка либо в случае отказа заключить контракт о прохождении военной службы, возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исходя из фиксированного значения суммы, возмещаемых средств в размере 23 736 руб. в год и фактического осуществления гражданину выплат за время обучения по программе военной подготовки.
Ответчик Глушков В.В. обучался в ФГБО УВО "МАИНИУ" с сентября 2014 года по июль 2016 года.
Согласно расчету истца в период обучения ответчику была начислена дополнительная стипендия на общую сумму 73 090 руб., произведена единовременная выплата на сумму 5 000 руб., затрачено на обучение средств федерального бюджета на общую сумму 47 472 руб., всего 125 562 рубля
Суд соглашается с расчетом суммы задолженности, представленным истцом, т.к. он математически верен, произведен в соответствии с условиями договора и требованиями закона.
На основании приказа №/ст от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Глушков В.В. отчислен из числа студентов МАИ в связи с нежеланием учиться.
Истец направлял ответчику досудебную претензию от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу погашения задолженности в размере 125.562 в добровольном порядке.
Претензия оставлена без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 3 711 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Глушкова Владислава Витальевича пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)" задолженность в размере 125 562 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 711 руб.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца в апелляционном порядке через Балашихинский городской суд.
Судья Буянтуева Т.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>