Дело № 2-127/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2014 г. р.п. Беково
Бековский районный суд Пензенской области в составе
судьи Смысловой М.В.,
с участием пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгиной Э.А.,
при секретаре Сольвьевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области,
установил:
Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в заявлении, что прокуратурой Бековского района Пензенской области проведена проверка состояния экологической безопасности на территории Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области. В ходе проверки выявлено нарушение природоохранного законодательства в части соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 г.) «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 51 указанного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные обязанности на сельские муниципальные образования возложены п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п.п. 3.1. 3.2. СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а так же закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Проведенной проверкой установлено, что на территории администрации Яковлевского сельсовета в д. Александровка в <данные изъяты> от <адрес> имеется несанкционированная свалка ТБО, общей площадью <данные изъяты>. Администрация Яковлевского сельсовета не осуществляет обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства. Дальнейшее бездействие администрации создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Просит признать незаконным бездействие администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившееся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства. Обязать администрацию Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, размерами <данные изъяты>м, расположенную в д. Александровка в <данные изъяты> от домовладения №
В судебном заседании пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгина Э.А. заявление поддержала, доводы, изложенные в заявлении, подтвердила.
И.о. главы администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области Макеева Л.В., действующая на основании решения Комитета местного самоуправления Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № № представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации. В заявлении указала, что с заявленными требованиями согласна.
Заслушав пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгину Э.А., изучив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела, в частности устава Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области (ст. 1 устава) следует, что Яковлевский сельсовет Бековского района Пензенской области является муниципальным образованием. Границы Яковлевского сельсовета установлены Законом Пензенской области от 02 ноября 2004 г. № 690-ЗПО «О границах муниципальных образований Пензенской области». В состав территории Яковлевского сельсовета входят следующие населенные пункты: село Александровка, хутор Вислый, село Мача-Родники, хутор Крутой, деревня Николаевка, село Яковлевка (ст. 2 устава).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 года) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 (ред. от 19 июля 2011 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п.п. 3.1. 3.2. СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места. а так же закапывать на сельскохозяйственных полях. твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора законодательством отнесена к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 года) «Об охране окружающей среды».
В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 4 устава Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Администрация Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом и осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством для исполнительно-распорядительных органов сельских поселений (п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 23 устава Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области).
Следовательно, Администрация Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании было установлено, что на территории муниципального образования – Яковлевский сельсовет Бековского района Пензенской области имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления, размерами <данные изъяты> которая находится в <данные изъяты> от домовладения № в д. Александровка. Данное обстоятельство подтверждается данными протокола осмотра места совершения административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями и.о. главы администрации Яковлевского сельсовета Макеевой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ
Самоустранение администрацией Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившееся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства.
При указанных обстоятельствах суд находит заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области подлежащим удовлетворению.
Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ,
решил:
Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства.
Обязать администрацию Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области в срок до 15 сентября 2014 г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, размерами <данные изъяты>м, которая находится в <данные изъяты> от домовладения № в д. <адрес>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья