Дело № 2а-452 / 2023 г.
73RS0006-01-2023-000561-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2023 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,
при секретаре Карпенко Ю.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области к Судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Трошиной Н.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее Министерство) обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Мотивируя заявленное требование, административный истец указал, что в МОСП по исполнению особых исполнительных производств 01 сентября 2020 года было возбуждено исполнительное производство №46671/20/73017-ИП на основании исполнительного листа серии ФС № 009103239 от 26 июля 2018 года, выданного Барышским городским судом по делу № 2а-278/2018. Постановлением судебного пристава-исполнителя № 73017/20/78736 от 16 ноября 2020 года со ссылкой на не предоставление доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (правопреемником которого является административный истец) был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Постановлением от 29 декабря 2022 года исполнительное производство № 46671/20/73017-ИП было окончено в связи с исполнением решения суда. У Министерства имелись объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный судебным приставом - исполнителем срок. Министерство как исполнительный орган государственной власти Ульяновской области действует в рамках финансирования, утвержденного Законом Ульяновской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет Ульяновской области на 2018-2019 года являлся дефицитным. В 2019 году выделено финансирование на работы по определению береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос, в связи с чем, между Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области заключен государственный контракт на проведение указанных работ. Определением Барышского городского суда от 29 марта 2022 года предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 30 декабря 2022 года. Министерство полагает, что его вина в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа отсутствует, поскольку у него отсутствовала реальная возможность исполнить решение суда в установленные сроки.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области, заинтересованным лицом взыскатель Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор.
Стороны, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 и ч. 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав - исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30).
Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно части 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 2 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 6 ст. 112 того же Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», взыскание исполнительского сбора является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В отмеченном Постановлении КС РФ подчеркивается, что исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал также, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и пунктом 1 статьи 401 ГК Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Следовательно, в силу прямого предписания закона вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
При этом предоставлению должнику отсрочки или рассрочки исполнения решения суда во всяком случае относится к поводам для его освобождения от ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в срок, определенный на основании ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Барышского городского суда от 21 июня 2018 года на Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (правопредшественника административного истца) возложена обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в отношении реки Елховка провести мероприятия по определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ; описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, её координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах в пределах Ульяновской области; установлению на всем протяжении в пределах Ульяновской области границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр.
Данное решение вступило в законную силу 26 июля 2018 г. На его основании в тот же день выдан исполнительный лист ФС № 009103239. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Трошиной Н.А. 01 сентября 2020 года было возбуждено исполнительное производство №46671/20/73017-ИП. Этим же постановлением должнику установлен 5-дневный срок со дня получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Трошиной Н.А. № 73017/20/78736 от 16 ноября 2020 года за неисполнение в добровольном порядке в установленный срок требований исполнительного документа с Министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Вместе с тем, определением Барышского городского суда от 29 марта 2022 года Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 30 декабря 2022 года. При этом, при рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки суд пришел к выводу об отсутствии со стороны должника намеренного уклонения от исполнения решения суда. Судом было установлено, что Министерством велась и продолжает вестись работа по исполнению решения суда, проведены соответствующие мероприятия, с учетом представленных документов бездействие со стороны Министерства не усматривается.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что у должника отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
29 декабря 2022 года исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует, что позволяет освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области № 73017/20/78736 от 16 ноября 2020 года по исполнительному производству №46671/20/73017-ИП от 01 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Е.С. Челбаева