РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 июля 2016 года |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Жидкова Т.Г.,
при секретаре судебного заседания – Гладкой О.М.,
с участием помощника военного прокурора <иные данные> гарнизона <иные данные> Черных С.Ю., представителя административного истца Сафина И.Д., представителя войсковой части № и ее командира Бабий Н.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <иные данные> Налётова <иные данные> об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с исключением из списков личного состава воинской части,
УСТАНОВИЛ:
Налётов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать пункт 5 параграфа 2 приказа командира войсковой части № от <дата> № незаконным;
- обязать командира войсковой части № предоставить отпуск за 2016 год с учетом количества суток необходимых для проезда к месту отдыха - <адрес> и обратно.
В обоснование своего заявления Налетов указал, что был исключен из списков личного состава воинской части без предоставления отпуска за 2016 год. О том, что в соответствии с приказом командира войсковой части № от <дата> №, которым он был исключен из списков личного состава воинской части, ему был предоставлен отпуск за 2016 год он не знал, рапорт на предоставление отпуска не писал, воинские перевозочные документы (Далее - ВПД) для проезда к месту проведения отпуска не получал. Указал, что подлежит восстановлению на военной службе ввиду увольнения без предоставления положенного в году увольнения отпуска.
Представитель административного истца Сафин показал, что Налётовым в апреле 2016 года был исполнен рапорт о предоставлении дополнительного отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток в период с <дата> Данный рапорт был согласован, и административный истец убыл в отпуск, не дожидаясь отпускного билета и не ознакомившись с приказом, который был издан после его убытия в дополнительный отпуск. Находясь в дополнительном отпуске, Налётов узнал, что дополнительный отпуск ему не был предоставлен, а был предоставлен основной отпуск за 2016 год, который был включен в приказ об исключении из списков части. Не зная данных обстоятельств, Налётов не обращался с рапортом о предоставлении основного отпуска, не указывал, где будет проводить основной отпуск. Как следствие этого Налётовым отпуск в полном объеме реализован не был, а также он был лишен права на его проведение в том месте, где он пожелал.
Представитель войсковой части № и ее командира Бабий, не признавая требований Налётова, дала объяснения, суть которых сводится к тому, что Налётов в отпуск убыл с <дата> на 30 суток. Он обязан был получить ВПД, отпускной билет, чего не сделал, а попросил третьих лиц. В воинскую часть Налетов прибыл только <дата>. Дополнительный отпуск Налётову не положен ввиду того, что он не подпадает под категорию военнослужащих, которым такой отпуск предоставляется.
Налётов, руководитель федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес> (Якутия)», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, поэтому в соответствии ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав представителя административного истца Сафина, представителя административных ответчиков Бабий, заключение прокурора Черных, полагавшего необходимым изменить дату исключения из списков личного состава воинской части на <дата>, изучив материалы дела, военный суд считает, что требования Налётова подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Налётов, уволенный с военной службы в запас по окончании контракта, приказом командира войсковой части № от <дата> № исключен из списков личного состава воинской части с <дата>. На этот день он не был обеспечен денежной компенсацией взамен положенного к выдаче вещевого имущества, денежным довольствием за период с <дата> по <дата>. Перед исключением из списков личного состава воинской части № Налётову предоставлен основной отпуск за 2016 год в количестве 30 суток.
Также судом установлено, что Налётову вышеуказанные выплаты произведены ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» путем перечисления на расчетный счет административного истца <дата>.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно выписке из приказа командующего войсками Восточного военного округа от <дата> № Налётов, не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, уволен с военной службы в связи с окончанием контракта.
В соответствии со справкой начальника штаба войсковой части № от <дата> № Налетов с рапортом о предоставлении основного отпуска за 2015 год не обращался.
Приказом командира войсковой части № от <дата> № Налётову предоставлен основной отпуск сроком на 30 суток с <дата> по <дата>.
В соответствии с приказом командира войсковой части № от <дата> № Налётов исключен из списков личного состава воинской части с <дата>. Данная выписка из приказа командира войсковой части № была доведена до административного истца <дата>, что подтверждается исследованным актом.
Свидетель ФИО7 показала, что Налетов перед убытием в отпуск перед майскими праздниками попросил ее после <дата> забрать его отпускной билет и выслать по указанному им адресу. Когда она получила отпускной билет административного истца, направила его Налетову заказным письмом с уведомлением. Почтовое уведомление с подписью Налетова вернулось через неделю, после чего она его выбросила за ненадобностью.
Свидетель ФИО8 - специалист по кадрам войсковой части № показала, что она отмечает прибытие на службу военнослужащих, находящихся в распоряжении, в соответствии с указаниями командира войсковой части №. Налётов <дата> пришел к начальнику отделения кадров войсковой части № и обратился с рапортом по поводу дополнительного отпуска по личным обстоятельствам. Налётову данный отпуск в соответствии с действующим законодательством не положен. Административного истца попытались вызвать, но найти его не смогли. В подразделении Налётова сказали, что тот убыл в отпуск. Налётов убыл в отпуск ранее даты его начала - <дата>, а потому ознакомить его с приказом на отпуск не получилось. Примерно <дата> Налетов прибыл в войсковую часть №.
Как следует из расчетного листка Налётова, а также ответа руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» с административным истцом был произведен окончательный расчет при исключении из списков личного состава воинской части <дата>.
Доводы Налётова о непредоставлении ему основного отпуска за 2016 год и необходимости восстановления в списках личного состава воинской части и предоставлении данного отпуска являются необоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее – Положение) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск на основании приказа командира воинской части, при этом в соответствии с п. 4 данной статьи продолжительность отпуска за службу в отдаленной местности увеличивается на 5 суток.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 29 Положения продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.
Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае, когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет не использованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.
На основании п. 16 ст. 29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы.
Принимая во внимание вышеизложенное, Налетову при выслуге в льготном исчислении свыше 20 лет должен был быть предоставлен основной отпуск за 2016 год пропорционально прослуженному времени, с учетом округления количества неполных суток в сторону увеличения и 5 суток за службу в отдаленной местности, в размере 28 суток.
Поскольку командиром войсковой части № Налетову предоставлен основной отпуск за 2016 год в положенном ему размере, с рапортом на предоставление основного отпуска за 2016 год с указанием места его проведения он не обращался, его доводы о нарушении его прав являются необоснованными.
Дополнительно суд считает необходимым отметить то обстоятельство, что ни одной из вышеуказанных норм не предусмотрено предоставление отпуска только после обращения военнослужащего к командованию с просьбой о его предоставлении, а сам факт не обращения военнослужащего с рапортом о предоставлении отпуска не является основанием для его непредоставления перед исключением из списков личного состава воинской части в связи сувольнением с военной службы
Доводы представителя административного истца Сафина о том, что Налетов был введен в заблуждение имеющимися на рапорте резолюциями, является необоснованным по следующим основаниям.
Действительно, рапорт Налётова о предоставлении дополнительного отпуска содержит ряд резолюций должностных лиц войсковой части №, в том числе положительных, о разрешении данного рапорта.
Вместе с тем данный отпуск Налётову, имеющему выслугу лет в льготном исчислении более 20 лет, но уволенному с военной службы по окончанию контракта, не положен в силу п. 10 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В соответствии с приложением N 13 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", все военнослужащие во время нахождения в отпуске обязаны иметь отпускной билет при себе.
По прибытии к месту отпуска каждый военнослужащий должен встать на учет в военной комендатуре гарнизона, а перед убытием к месту службы сняться с учета. При постановке на учет и снятии с учета на отпускном билете делается соответствующая отметка.
Анализ вышеизложенного позволяет суду сделать вывод о том, что отпускной билет с соответствующими отметками подтверждает факт правомерного пребывания военнослужащего в пунктах проведения отпуска.
Вместе с тем, как следует из исследованного журнала учета прибытия на военную службу военнослужащих войсковой части №, состоящих на сокращенных должностях, и показаний свидетелей ФИО8 и ФИО7 Налетов последний раз прибывал на службу <дата>, отпускной билет не получал.
При таких обстоятельствах суд считает, что Налетов самостоятельно и без достаточных на то оснований убыл к тому месту проведения отпуска, которое он указал в своем рапорте. Командир войсковой части № с учетом того, что Налётов имел право на предоставление отпуска пропорционально прослуженному времени предоставил отпуск последнему, указав место проведения отпуска с учетом волеизъявления административного истца.
Не влияет на данный вывод суда позднее доведение Налётову приказов, в том числе об исключении из списков личного состава воинской части, о чем указал его представитель Сафин, поскольку это обусловлено позицией самого административного истца, не пребывавшего в воинскую часть с <дата> по <дата>.
Пункт 16 статьи 34 Положения предписано, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Как это было установлено судом, Налётов был исключен из списков личного состава части с <дата> <дата>, а обеспечен денежным довольствием и компенсацией взамен вещевого имущества только <дата>.
Поскольку окончательный расчет с административным истцом произведен через непродолжительное время после исключения из списков личного состава воинской части – 2 дня, оснований для восстановления в указанных списках в порядке п. 16 ст. 34 Положения военный суд не усматривает, однако приходит к выводу, что дата исключения из списков личного состава Налётова подлежит изменению с <дата> на <дата>.
На основании вышеизложенного требования Налётова о признании незаконным приказа командира войсковой части № от <дата> № об исключении из списков личного состава части, восстановлении в указанных списках, возложении обязанности на командира войсковой части № предоставить отпуск за 2016 год с учетом количества суток необходимых для проезда к месту отдыха - <адрес> и обратно удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования, заявленные Налётовым <иные данные>, – удовлетворить частично.
Обязать командира войсковой части № в течение пятнадцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу внести изменения в свой приказ от <дата> № в части исключения Налётова Д.В. из списков личного состава с <дата> и изменить дату его исключения из указанных списков на <дата>, обеспечив положенными видами довольствия за указанный период.
В удовлетворении требований о признании незаконным пункта 5 параграфа 2 приказа командира войсковой части № от <дата> № и возложении обязанности на командира войсковой части № предоставить Налётову Д.В. основной отпуск за 2016 год с учетом количества суток необходимых для проезда к месту отдыха в <адрес> и обратно, – отказать.
Командиру войсковой части № об исполнении решения по данному административному делу необходимо в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу сообщить в Белогорский гарнизонный военный суд и административному истцу Налётову Д.В.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 26 июля 2016 года.
Председательствующий Т.Г. Жидков