Решение по делу № 12-242/2020 от 14.10.2020

Дело № 12-242/2020

Р Е Ш Е Н И Е

    18 декабря 2020 года г. Бахчисарай

    Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Атаманюка Г.С., рассмотрев жалобу Прачук Н. М. на постановление заведующего отделом государственного земельного надзора Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 14 ноября 2019 года, которым

Прачук Н. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, гражданка Российской Федерации, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>,

привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на решение начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 17 декабря 2019 года, которым жалоба Прачук Н.М. оставлена без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением заведующего отделом государственного земельного надзора Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 14 ноября 2019 года Прачук Н.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

    Решением начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 17 декабря 2019 года по жалобе Прачук Н.М. на постановление о привлечении к административной ответственности, жалоба оставлена без удовлетворения, а постановление о привлечении Прачук Н.М. к административной ответственности от 14 ноября 2019 года – без изменений.

    Не согласившись с вышеуказанными решениями, Прачук Н.М. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить их, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения и за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было принято решение о привлечении к ответственности. Жалоба мотивирована тем, что, согласно обжалуемому решению, ей инкриминируется нарушение требований ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ, Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, ФЗ «О землеустройстве», ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», которые выразились в том, что она, как собственник земельного участка, не проводила обязательные мероприятия, направленные на воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мероприятия по защите угодий от зарастания сорной и кустарниковой растительностью, что привело к деградации земель сельскохозяйственного назначения, их истощению, нерациональному использованию земельного ресурса. Однако при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не принято в внимание то обстоятельство, что земельный участок используется в сельскохозяйственном производстве, сорная растительность на земле не произрастает и доказательств наличия сорной растительности не приведено, в материалах дела не дано обоснований каким именно действием или бездействием она совершила инкриминируемое ей правонарушение и какие именно мероприятия, направленные на сохранение земли она должна была осуществлять.

Защитник Прачук Н.М. адвокат Демченко М.Ж. направила в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в её отсутствие.

Представитель Южного межрегионального Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам:

В силу положений ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

    В соответствии с пунктом 8 части 2, частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.     

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Прачук Н.М. является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного на землях Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым. В ходе проведения внеплановой выездной проверки 13 августа 2019 года на основании приказа Крымсельхознадзора от 16 мая 2019 года в отношении Прачук Н.М. специалистами Крымсельхознадзора установлены нарушения требований статей 12, 13 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», пунктов 14, 14, 18, 25 ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения», ГОСТ 27593-88 «Почвы. Термины и определения», постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 «Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности», которые выразились в том, что Прачук Н.М. не проводится комплекс обязательных мероприятий по защите и охране земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок не используется в сельскохозяйственном производстве и порос сорной растительностью.

Эти обстоятельства послужили основанием для составления 09 октября 2019 года в отношении Прачук Н.М. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и вынесения 14 ноября 2019 года постановления о привлечении Прачук Н.М. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением ей административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Однако, с данным решением суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот до семисот тысяч рублей.

Объективную сторону указанного административного правонарушения образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектами правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью.

    В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Положением части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основными принципами земельного законодательства, в том числе, является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно, как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю, а так же приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерацииустановлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101 -ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - это сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий, а именно: агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; агрохимические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды; мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание    систем защитных    лесных насаждений,    проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений; противоэрозионные    мероприятия    совокупность    научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии.

Требованиями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определено, что правообладатели земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

Статьей 42 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ Об охране окружающей среды» установлено, что при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Между тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Прачук Н.М. вышеприведенные нормы закона в полной мере не соблюдены.

Как следует из протокола об административном правонарушении, а также обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, Прачук Н.М. вменено не проведение обязательных мероприятий по воспроизводству земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от негативного воздействия, сохранению достигнутого уровня мелиорации, в результате чего происходит деградация земель со ссылкой на общие нормы законодательства, регулирующие данные правоотношения.

При этом ни протокол об административном правонарушении, ни постановление о привлечении Прачук Н.М. к административной ответственности не содержит в себе конкретного указания на то, какое именно требование и/или обязательное мероприятие по улучшению, защите земель и охране почв не было выполнено Прачук Н.М., что в итоге могло привести к деградации земель. В постановлении о привлечении Прачук Н.М. к административной ответственности лишь указано о том, что на земле произрастают сорные растения, не проводятся какие-либо мероприятия, без указания вида и целей этих работ. Материалы дела не содержат сведения о достигнутом уровне мелиорации земельного участка до его приобретения в собственность Прачук Н.М., а также сведения об ухудшении достигнутого ранее уровня мелиорации земельного участка на момент его осмотра должностными лицами Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым. Также материалы дела не содержат данных о не осуществлении Прачук Н.М. после приобретения в собственность земельного участка мероприятий по улучшению, защите и охране земельного участка, что могло бы привести к деградации земли.

Не приняты во внимание эти обстоятельства и при рассмотрении жалобы Прачук Н.М. на постановление о привлечении к административной ответственности вышестоящим должностным лицом.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что материалы дела не содержат безусловных и неопровержимых доказательств совершения Прачук Н.М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление заведующего отделом государственного земельного надзора Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 14 ноября 2019 года о назначении административного наказания Прачук Н.М. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и решение начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 17 декабря 2019 года по жалобе Прачук Н.М. на постановление о привлечении к административной ответственности нельзя признать законными и обоснованными, указанные решения подлежат отмене, а дело возвращению в административный орган на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо дать оценку выявленным фактам, устранить иные имеющиеся противоречия, проверить надлежащим образом доводы Прачук Н.М. и принять законное и обоснованное решение.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Прачук Н. М. удовлетворить частично.

Постановление заведующего отделом государственного земельного надзора Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 14 ноября 2019 года о назначении административного наказания Прачук Н. М. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и решение начальника управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 17 декабря 2019 года по жалобе Прачук Н.М. на постановление о привлечении к административной ответственности отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении Прачук Н. М. возвратить в Службу по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым на новое рассмотрение.

    Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Судья Г.С. Атаманюк

12-242/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Прачук Наталья Максимовна
Другие
Демченко Марина Жоржевна
Суд
Бахчисарайский районный суд Республики Крым
Судья
Атаманюк Герман Степанович
Статьи

ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
bahchisarai--krm.sudrf.ru
14.10.2020Материалы переданы в производство судье
15.10.2020Истребованы материалы
24.11.2020Поступили истребованные материалы
18.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
20.01.2021Вступило в законную силу
20.01.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее